Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через дистанционную форму обучения

 
 

Воронина Наталья Владимировна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Регионального ресурсного центра дистанционного образования

при ГБОУ НСО СОШ «Областной центр образования»

 

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через дистанционную форму обучения

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфических человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Для полноценного психического развития ребенка важен не только процесс общения со взрослыми, особенно с родителями, но также велика роль общения со сверстниками. Развитие коммуникативных навыков и их значение для общего психического развития детей с ДЦП недостаточно изучены и описаны в литературе, вместе с тем проблемы в общении, сложности адаптации ребенка с ДЦП приобретают все большее социальное значение.

Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери говорил, что «Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения», и с этим нельзя не согласиться. Действительно, общение – это то, что делает жизнь человека ярче, интересней, полнее, оно избавляет от чувства одиночества, и оно роскошь хотя бы потому, что счастье общения доступно не всегда и не всем.

Работая учителем в региональном ресурсном центре дистанционного обучения на базе ГБОУ НСО «ОЦО», убеждаюсь, что это так. Основная категория детей в нашей школе – это дети с ДЦП. Одной из особенностей детей с ДЦП является то, что они требуют к себе особого внимания и испытывают огромные трудности в коммуникации, так как часто не способны выразить свои мысли, эмоции, желания и потребности. Дети с ДЦП в силу своего заболевания не могут использовать вербальные средства общения в полном объеме, это проявляется в различных расстройствах речи, которые затрудняют их контакт с окружающими.

Поэтому перед учителями нашей школы стоит задача: предоставить в распоряжение наших учеников систему таких методов, способов и приемов развития коммуникативных навыков, которые облегчат общение, улучшат развитие ребенка, а также активизируют участие в учебном процессе и тем самым будут способствовать успешной интеграции таких детей в широкий социум.

Обучение коммуникативным навыкам и различным средствам общения детей с ДЦП является одним из специфических и трудных разделов коррекционной и учебной работы. Обучаемые в нашей школе обладают различным потенциалом, следовательно, и выбор средств развития коммуникативных способностей зависит и от физических, и от интеллектуальных возможностей каждого ребенка в отдельности.

Работая с такими детьми, постоянно находим точки соприкосновения, интересные для ребенка дела и темы. Ведь многие дети находятся в состоянии депрессии, самоизолируются от общества, стесняются показать людям свою непохожесть.

Изолированность, замкнутость от всего мира и состояние безысходности, потери чего-то главного в жизни является у некоторых обучаемых причиной внутриличностных нарушений и частичной утраты коммуникативных навыков. Такие дети не могут в полную меру общаться, считая, что их никто не понимает, часто не доверяют никому, о своих проблемах стараются молчать. Снятию коммуникативных барьеров у детей с ДЦП способствуют такие способы, как:

– знакомство детей друг с другом;

– создание условий для раскрепощения;

– их сближение и объединение;

– осознание собственной индивидуальности, повышение самооценки;

– снижение эмоционального напряжения, оптимизация функционального состояния.

У детей с ДЦП функция общения формируется неравномерно по сравнению со своими здоровыми сверстниками. Нарушение координации движений и артикуляции мешают процессу общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

При выстраивании учебной деятельности в форме дистанционного урока мы столкнулись с проблемой коммуникативной деятельности школьников, это:

– стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении;

– несовершенствование фонетических, лексических и грамматических средств языка, необходимых для реализации готового речевого продукта;

– у большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связанная речь.

Несформированность речевой коммуникации проявляется в следующем:

– дети в основном малоразговорчивы с учителем, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь;

– некоторые дети могут последовательно и достаточно точно строить пересказ, правильно строить предложения, но в тоже время пользуются в основном простыми предложениями, при пересказе текста часто пользуются помощью.

Целостное изучение различных аспектов коммуникативной деятельности школьников с ДЦП, свидетельствующее о наличии у них стойких трудностей речевого поведения, убедило нас в необходимости особого подхода, специальных педагогический условий, направленных на коррекцию основных структурных компонентов их коммуникативного акта.

Специальными педагогическими условиями, определившими эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми при наличии у них церебральных двигательных нарушений, явились:

– учет особенностей и состояния речевой, познавательной и двигательной сферы ребенка в процессе формирования и развития коммуникативной деятельности;

– включение детей в позитивно мотивированную, социальную значимую, адекватную двигательному и интеллектуальному состоянию деятельность;

– оказание поэтапной поддержки в подборе средств коммуникации всем ее участникам;

– развитие активности и самостоятельности детей в коммуникативной деятельности, адекватности использования средств общения.

Преобладающими способами развития коммуникативных навыков у детей с ДЦП через дистанционную форму обучения являются практические формы работы: урок-драматизация; урок-праздник; урок-путешествие; упражнения подражательного, исполнительного и творческого характера; этюды; импровизация; наблюдения; рассматривание рисунков и фотографий на социально-бытовые и др. темы и составление рассказов по ним; моделирование и анализ заданных ситуаций; свободное и тематическое словесное рисование; чтение художественных произведений; сочинение историй; беседы; дискуссии.

Важную роль играют дидактические игры, которые позволяют закреплять определенные варианты поведения детей в различных ситуациях общения, формируя умение выражать отношение к собеседнику с помощью вербальных и невербальных средств, передавать свое эмоциональное состояние и т.д.

Мощным примером развития коммуникативной компетенции стала организация и проведение работы в рамках виртуальной летней творческой площадки «Здравствуй, лето!» для обучающихся с ДЦП в нашей дистанционной школе. Работа летней творческой площадки осуществляется в июне в конце каждого учебного года.

В 2018 году программа проекта «Здравствуй, лето!» включала в себя разноплановую деятельность, объединила различные направления отдыха и воспитания. По продолжительности программа является краткосрочной и реализуется в течение одной смены, построена с учётом возрастных и индивидуальных способностей детей от 1 до 11 класса и охватывает детей, проживающих на территории Новосибирской области и обучающихся в дистанционной школе «Учимся вместе».

Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии. Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию на детской площадке отношений сотрудничества, содружества, сотворчества.

Данный проект позволил детям дистанционной школы «Учимся вместе», не выезжающим на время каникул в силу своего заболевания, продолжить творческие занятия на виртуальной летней площадке, проводя время с теми ребятами, с которыми общались в течение года, и познакомиться с новыми детьми.

Для обучаемых создаётся много замечательных конкурсов, где они могут себя реализовать в творчестве, принять участие в игровых и познавательных программах и квестах, пробрести новых друзей и интересно провести время. Программа создает условия для творческого развития личности ребёнка и социализацию детей. Это возможно благодаря различным мероприятиям тематических дней, недель. Совместные дела и общение ребёнка со сверстниками и педагогами в условиях летней творческой площадки позволяют обучать воспитанников нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагают к раскрытию их способностей, проявлению инициативы, способствуют приобщению к духовности, усвоению принципов безопасного и здорового образа жизни, формируют навыки общения. При проведении мероприятий по развитию коммуникативных умений и навыков в рамках работы летней творческой площадки использовались такие формы работы, как: игры-знакомства; игры по этикету; ролевые игры-шутки; упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию; игры на развитие эмоциональных реакций и различных видов поведения в разных ситуациях.

Первая неделя на летней площадке всегда посвящена теме «Знакомство друг с другом»: либо это доска Linoit, либо регистрационный форум. Затем дети выполняют совместный конкурс «Я – это Я». После того как дети познакомились на форуме, написали друг другу электронные письма, они продолжают «Видеознакомство». В нашей дистанционной школе собрались ребята и педагоги из разных концов нашей области. В данном задании ребята могут пообщаться с помощью видеочата (программа – Skype). Видеозвонок Skype – лучшее средство для общения с друзьями и близкими из других городов, посёлков нашей области, а также средство, чтобы завести новые знакомства. В режиме реального времени дети могут поддерживать связь с собеседником не только посредством текстовых и голосовых сообщений, но и видеть его на мониторе своего компьютера. Работая сообща в команде вместе с новыми друзьями, дети отправляются на выполнение дальнейших заданий, конкурсов, квестов.

Данные мероприятия направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимание индивидуальных особенностей других людей, на развитие коммуникативных способностей, формирование внимательного и доброжелательного отношения к людям и друг к другу.

Наша практика показала, что наибольший эффект в развитии коммуникативных навыков у детей с ДЦП дает деятельность по созданию проектов. На творческой летней площадке «Лето — 2018» была организована работа над групповым проектом: «История Крымского полуострова». Работа в рамках проекта проводилась учителями и детьми. Используя такие ресурсы, как Форум, Глоссарий, Чат, а также с помощью видеоконференций через Skype, нами был создан в программе iMovie проектный продукт — фильм, который дети самостоятельно разместили на YouTube (https://www.youtube.com/watch?v=YX6VeC7SX3w).

В процессе создания проектного продукта обучаемые общались с учителями и между собой, обсуждали вопросы по теме проекта. Таким образом дети не только развивали свои коммуникативные умения, но и приращивали знания по истории Российской Федерации. Кроме того, школьники познакомились и подружились с другими участниками проекта и продолжили общение вне учебного процесса.

Метод проектов позволил обучаемым расширить возможности для самоутверждения и самореализации, расширить коммуникативные связи, повысить уровень развития диалоговой и монологической речи, речевой активности через выбор в процессе общения адекватных слов и конструкций соответственно коммуникативной ситуации (просьба, убеждение, вопрос), научились выбирать рациональные способы коммуникативных действий, ориентироваться в ситуации общения, учитывать особенности собеседника. На летней площадке развивались творческие и познавательные способности детей, возникала и укреплялась дружба и сотрудничество между детьми разных возрастов, расширялся кругозор, формировались умения и навыки в различных видах деятельности.

  

В заключении важно отметить, что обучаемым с ДЦП необходимо создавать специальные педагогические условия:

– учёт особенностей и состояния речевой, познавательной и двигательной сферы ребенка в процессе формирования коммуникативной деятельности;

– включение детей в позитивно мотивированную, социально значимую, адекватную двигательному и интеллектуальному состоянию деятельность;

– развитие активности и самостоятельности детей в общении и адекватности использования средств общения;

– осуществление комплексного подхода по развитию речевой коммуникации у обучаемых с ДЦП при взаимодействии с другими участниками образовательного процесса и активном сотрудничестве с семьей.

Используемая литература:

1. Амбросьева Н. Н. Классный час с психологом – М.: Глобус, 2006.

2. Кджанян М. Г. Проблемы социальной адаптации личности: Автореф. дисс. канд. филос. наук. – Ереван, 1992. 25 с.

3. Клюева Н. В. Филиппова Ю.В. Общение дети 5-7 лет. – Яр.: Академия развития, 2001.

4. Коноваленко С. В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. – М.: Гном и Д, 2001.

5. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. – М.: Педагогика-Пресс, 1966.

6. Пузанов Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. – М.: Издательский центр Академия, 2001.

Количество просмотров: 6933  

Добавить комментарий

1. Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках информатики с использованием интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Использование системы Votum-32NL в образовательном процессе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Социальные сети как инструмент развития речи обучающихся с недостатками слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Использование современных технологий на уроках в начальной школе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании читательской грамотности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Создание электронной библиотеки, видеописем, проведение телемоста в проектной деятельности по литературному чтению ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Формирование ИКТ-компетенций в рамках реализации курса «Учусь создавать проект» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Возможности ИКТ для создания проекта по математике ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Создание ассоциативных карт для уроков русского языка в начальной школе при помощи нейросети ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
12. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе речевого развития детей как одна из основ формирования навыков XXI века ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
13. Цифровизация образования: педагогико-гигиенический взгляд на проблему ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
14. Особенности использования цифровых инструментов на уроках русского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Использование информационно-коммуникационных технологий для обучения младших школьников в условиях поликультурной среды класса ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Творческий проект «Классный журнал – Друзья» в информационно-образовательной среде начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Противодействие кибербуллингу среди обучающихся основной и старшей школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Кейс-технологии с использованием образовательных VR-программ в коррекционной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Возможности использования информационной образовательной среды на литературном чтении ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Применение интерактивных технологий в процессе дифференцированного подхода при обучении младших школьников ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы