Личная записная книжка как условие пространства духовно-нравственного воспитания обучающихся начальных классов на уроках ОРКСЭ
Только внутренняя, духовная,
животворящая сила труда служит
источником человеческого достоинства,
а вместе с тем и нравственности, и счастья.
К. Д. Ушинский
Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. Федеральный стандарт начального общего образования раскрывает содержание приведенного в Законе «Об образовании» понятия «духовно-нравственное развитие обучающегося». Оно понимается как педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности обучающегося, развития его способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу, государству.
Важной стороной организации духовно-нравственного воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную. Воспитание и социализация должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную. Они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. Преподавание курса ОРКСЭ носит пропедевтический, культурологический характер. Курс ОРКСЭ – важнейший компонент становления духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Создание в Лицее № 9 условий для развития личности ребенка – это процесс создания системы отношений, помогающей ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности. Духовно-нравственные педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Изучение курса ОРКСЭ способствует формированию у детей социальной и гражданской зрелости. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.
Занятия на курсах повышения квалификации по ОРКСЭ дали возможность нам, учителям, помимо традиционных методов обучения и воспитания использовать работу с Личной Записной Книжкой ученика.
Личная записная книжка ученика – да или нет! Конечно же, да! Записная книжка поможет расширить возможности духовно-нравственного воспитания в условиях обновления содержания и внедрения интерактивных технологий средствами курса ОРКСЭ. Разработка Личной Записной Книжки является условием повышения эффективности становления духовно-нравственного развитие младших школьников. Личная Записная Книжка – это условие общественно-полезной социальной и культурной практики.
В Личной Записной Книжке ученик может наблюдать, записывать, обсуждать с одноклассниками наиболее интересные факты из учебника, других книг или из собственных наблюдений, изучая курс ОРКСЭ, высказывать свои мысли, размышлять о своих мечтах, желаниях, перспективах, анализировать ситуации.
В Записной Книжке можно писать все обо всем. Свое личное отношение к курсу ОРКСЭ, что не устраивает в учебнике, мысли о темах курса и о многом другом. Ведь такая Личная Книжка всегда все стерпит. Личная Записная Книжка – это маленькая тайна и маленький секрет для ребенка. Поделиться своей тайной и секретом он может всегда с родителями, друзьями, одноклассниками, если появится желание.
Описывая события, у обучающихся развивается память. Записывая происходящие события, мысли, свою мечту и желания, ребенок одновременно учится анализировать эти события и вырабатывать привычку запоминать детали эпизодов. Ведь, возможно, раньше ребенок никогда не обращал внимание на такие события и эпизоды.
Но нельзя забывать о том, что у ребенка может развиться графомания (желание писать тексты, большинство из которых не несут особого смыла и не имеют культурной значимости).
В Личной Записной Книжке мы разместили следующие разделы:
1. Я открываю себя.
2. Шкатулка моих мыслей…
3. Я – часть моей страны! Я – часть моей семьи!
4. Я то, что я чувствую…
5. Хочу творить добро!!!
6. Знакомое и незнакомое ПРАВОСЛАВИЕ.
7. Удивительный ИСЛАМ.
8.Загадочный БУДДИЗМ.
9. Православные праздники.
10. Мусульманские праздники.
11. Буддийские праздники.
12. Иудейские праздники.
13. Открытие… (эссе).
Обучающиеся могут убрать какой-то раздел или добавить свой.
Литература
1. Данилюк А. Я. Основы релегиозных культур и светской этики. Программы общеобразоватеьных учреждений 4-5 класс, М.: Просвещение, 2010.
2. Данилюк А. Я. Основы релегиозных культур и светской этики. Книга для родителей, М.: Просвещение, 2010.
3. Основы релегиозных культур и светской этики Учебные проекты курсов повышения квалификации, в 2-х частях, Курган: «ИПКиПР», 2010.
4. Васильев Л.С. История религий: учебное пособие / Л.С. Васильев. – М.: Университет, 2008.
Количество просмотров: 6702 |
Добавить комментарий