Развитие певческих способностей посредством игр и упражнений
Тема развития певческих способностей меня интересует давно. Этой актуальной проблемой делятся со мной и мои коллеги с большим педагогическим опытом (музыкальные руководители, хормейстеры, учителя музыки в школах и педагоги дополнительного образования), они говорят о том, что с каждым годом детей «чисто» интонирующих от природы становится все меньше. Да, их всегда было не так много, но сейчас, к сожалению, их стало еще меньше. Поэтому требуются определенные методы, упражнения, гимнастики, игры и многое другое для того, чтобы развить эти певческие способности.
Пение наиболее близко и доступно детям. И для многих детей, пение – наиболее любимый вид музыкальной деятельности. Пение объединяет детей общим настроением, они учатся сопереживать, пение снимает эмоциональное напряжение, раскрепощает и, конечно, воспитывает.
Большую роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях я развиваю эмоциональную отзывчивость на музыку. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, у них закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. И постепенно они начинают «чувствовать» тембровые, ладовые, ритмические изменения в музыке. Также пение решает и множество коррекционных задач.
Важно отметить, что в работе над слуховым восприятием обязательным условием служит «идеальное» мое пение и такой же музыкальный инструмент. Здесь нельзя допускать фальши, поэтому в своих консультациях как для родителей, так и для педагогов я говорю о незыблемости этих правил, говорю об охране слуха и голоса. Так как только при соблюдении этих норм возможно правильное развитие певческих способностей.
При правильном развитии у детей совершенствуется голосовой аппарат, слуховая активность, расширяется диапазон пения, дети могут «чисто» интонировать контрастные по высоте звуки, различать контрастную по динамике музыку, прохлопывать несложный ритмический рисунок, узнавать по тембру музыкальный инструмент.
«Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос, и уникальность его заключается в том, что у него не одна функция, а несколько» (О.В. Кацер)
Действительно, наш голос выполняет несколько функций. Первая функция: Голос – «лакмусовая» бумажка нашей жизненной силы. И изменяется в соответствии с нашем физиологическим состоянием.
Вторая функция: это инструмент общения, при помощи него мы передаем свои мысли, чувства, настроения.
Третья функция: наш голос является «музыкальным инструментом», который всегда с нами.
Дошкольное детство – самый благоприятный период жизни для развития музыкальных способностей детей. Еще в раннем возрасте ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослого, к его интонации. Первые колыбельные песни служат первыми же музыкальными впечатлениями. Очень важно, чтобы взрослые (родители, воспитатели) постоянно общались, пели с детьми. Ребенок должен прежде всего слышать. Хорошо, если это будут небольшие стишки, маленькие простые песенки. Тем самым именно в раннем детстве закладывается фундамент для развития певческих способностей.
Как же научить детей красиво выразительно петь? Задача не из легких. Хорошо, когда ребенок получил в наследство музыкальность во всех ее проявлениях, а если нет? Да еще внешняя среда способствует «развинчиванию» в целом психики ребенка. Ведь очень часто двухдневное пребывание дома (выходные дни) сильно сказывается на общем состоянии детей.
Профессия музыкального руководителя настолько многомерна, что нельзя не сказать о качествах, которые присущи психологам. Ведь кто, как не музыкальный руководитель, сразу видит и замечает состояние ребенка, его настрой. И конечно, прежде всего мы стремимся создать комфортную приятную атмосферу у себя на занятиях. Кто, как не мы, заинтересует, увлечет и поведет за собой!
Вспомним, что основной вид деятельности ребенка – игра. В развитии певческих навыков она незаменима. Ведь ребенок воспринимает ее непроизвольно, не как задание. Именно игра у ребенка вызывает интерес, желание действовать, выражать эмоции.
В начале занятия я использую прежде всего игры и упражнения на развитие дикции. Артикуляционная гимнастика помогает устранить зажатость и разогреть артикуляционные мышцы (язык, губы, щеки, небо). Интересным приемом для меня оказалась артикуляционная гимнастика, представленная в форме сказки. Например, сказка «Путешествие язычка» С.А. Коротаева. В основу этой сказки вошли упражнения В.В. Емельянова.
Огромный интерес у детей вызывают всевозможные скороговорки, чистоговорки, т.к. подбираются с интересным для детского восприятия смыслом.
Развитие певческих способностей тесно связано с развитием певческого дыхания, в основе которого лежит короткий вдох и более продолжительный, постепенный выдох. Интересна будет игра «Буря в стакане». В ней при помощи стакана с водой и трубочки дети могут поэкспериментировать со своими возможностями дыхания. Использую упражнения «Задуй свечу», где требуется сделать быстрый выдох. «Не урони перышко», наоборот, требуется долгий, продолжительный выдох. Таким образом дети учатся контролировать силу своего дыхания.
Применяю игры, связанные с различными образами (как жужжит пчела? Как Катя удивляется? и др.) В этих играх учу удлинять выдох в пропевании согласных и гласных звуков.
Создавая благоприятный микроклимат на занятиях музыкальной деятельностью важно, чтобы дети были раскрепощены, не зажаты, проявляли творческую активность, умели импровизировать, проявлять фантазию и воображение. На помощь приходят игры звукоподражательного характера. Это голоса человека, животных, птиц, окружающего мира. Мы вместе с детьми придумываем свой рассказ или сказку, где героями являются, например, домашние животные. Все реплики дети пропевают со своей собственной интонацией, на своей высоте, со своим ритмом. Тем самым формируется непринужденность звукообразования, развивается слух, расширяется диапазон голоса.
В развитии певческих способностей неоспоримую роль играет развитие музыкального слуха. Ребенок в современном мире меньше всего слышит тишину. Многие не умеют фокусировать свое внимание, сосредотачиваться. А ведь это главное условие для восприятия и воспроизведения музыкальных произведений. Основные усилия нужно направить на формирование координации слуха и голоса. В своей деятельности использую простые, доступные песенки – попевки для решения этих задач. Применяю музыкально-дидактические игры, такие как «Хор соловушек», «Недопетая песенка», «Интонационное эхо» и многие многие другие. Полезными в развитии певческих способностей считаю использование игр с пением. Зачастую у детей эти игры вызывают сложность. Ведь здесь необходимо сочетать пение с движением и выполнением правил.
Очень важно отметить, что все усилия, направленные на упражнения и игры, не проходят даром. И когда приступаешь к работе над песней, это сразу ощущается. Что время потрачено не зря. В работе над песнями я использую как традиционный вариант разучивания, так и нетрадиционный, по крайней мере для меня. Педагог и дети стоят в кругу. Педагог исполняет песню и ходит по кругу с каким-либо предметом. После окончания пения напротив кого он остановился, тот и получает предмет и продолжает движение. Педагог стоит с детьми в круге и поет. Игра повторяется. Непроизвольно дети начинают подпевать. Здесь показано как в игровой ненавязчивой форме происходит знакомство с песней. Существует множество вариантов показа при разучивании песен. Они могут быть самыми разнообразными.
Для достижения результативности в развитии певческих способностей считаю самым главным систематичность, слаженность и желание привить детям любовь к пению.
Список литературы
1. Бодраченко И.В. Музыкальные игры в детском саду для детей 3 -5 и 5 -7 лет. М.:Айрис –пресс,2009. – 144с.: ил.
2. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.
3. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Учеб. пособие для пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». М.: Просвещение, 1983.
4. Ветлугина Н. А. Система эстетического воспитания в детском саду. Киев: Сов. школа, 1977.
5. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 1989.
6. Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комисарова Л. Н. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. “Дошкольное воспитание”; / Под ред. Ветлугиной Н. А. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270с.: нот.
7. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников / Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. М.: Просвещение, 1986. - 141с.
8. Кононова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. – М.: Просвещение, 1982. – 96с., ил.
9. Михайлова Л. И., и Метлов Н. А. Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях: Уч. пособие для пед. техникумов. М., Учпедгиз, 1935.
10. Михайлова М.А. Игры и упражнения для музыкального развития ребенка. Я.: Академия развития,2008. – 240 с.: ил.
11. Радынова О. П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и муз. Руководителя дет. сада. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с.
12. Учите детей петь. Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. - М.: Просвещение, 1986. – 144с., нот.
Количество просмотров: 9800 |
Добавить комментарий