Технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения при работе с одарёнными детьми
Добиться успеха не означает,
что вы должны сделать что-либо исключительное.
Это означает, что вы должны делать то же, что и все,
только исключительно хорошо.
Колин Тёрнер
На уроке литературного чтения при работе с одаренными детьми я использую «Ромашку Блума» как один из приемов технологии развития критического мышления.
Современному обществу нужны творческие, талантливые личности, поколение людей те, кто будет осваивать новые области науки и не просто должен будет идти в ногу со временем, но и опережать его, опережать научно-технический прогресс.
Критическое мышление – это важная особенность, которая должна быть сформирована у каждого ребёнка. На его развитие влияет умение задавать вопросы, анализируя полученную информацию. Педагогический приём «Ромашка Блума» хорошо реализует эту задачу, а игровая форма работы делает процесс интересным и увлекательным.
Учитель знает и верит, что каждый ребенок одарен по-своему. Перед учителем стоит задача состоит в том, чтобы предоставить возможность для развития детей с различными способностями. Возможность уроков литературного чтения в начальной школе для работы с талантливыми и высоко мотивированными учениками не ограничено.
Познавательная потребность, сверхчувствительность к проблемам, оригинальность мышления – важнейшие качества, отличающие творческую личность.
Способность ребёнка объективно оценивать свои и чужие мысли, формулировать и поддерживать их, правильно выражать, доказывать и объяснять их состоятельность, можно назвать критичностью ума. Технология критического мышления предполагает равноправное партнерство, как с точки зрения
коммуникации, так и с точки зрения построения знаний, которые рождаются в процессе обучения. Работая на пути технологии критического мышления, учитель перестает быть основным источником информации, и, используя технологические приемы, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
«Ромашка Блума» один из самых популярных приёмов развития критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Бенджамин Блум известен как автор системы алгоритмов педагогической деятельности. Его теория разделяет образовательные цели на три блока: «Знаю», «Творю», «Умею». То есть ребенку предлагают не готовые знания, а проблему. И он, используя свой опыт и знания, должен найти способы решить эту проблему.
«Ромашка Блума» – это приём, основанный на работе с текстом. Главное в работе с текстом – это осмысления информация. У современных школьников с этим часто возникают большие проблемы. Одним из основных приёмов является осмысления информации – это постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.
К сожалению, многие обучающиеся испытывают трудности при формулировке вопроса. Каждый педагог знает, что тот, кто умеет задавать вопросы, умеет и творчески мыслить. Научить ребенка думать - одна из главных задач образования.
«Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы. Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Итак, шесть лепестков – шесть вопросов.
Воспроизведение. Простые: Кто? Когда? Где? Как?
Понимание. Уточняющие: правильно ли я понял?..
Анализ. Интерпретационные (объясняющие): почему?
Творческие вопросы: что произойдет, если...?
Применение. Практические: как можно применить...? Что можно сделать из…?
Оценка. Оценочные: как вы относитесь?
Технология Ромашка Блума универсальна и может использоваться на любом из уроков.
Мои рекомендации по использованию «Ромашки Блума»
В своей педагогической практике я систематически использую данный приём на уроках литературного чтения, чтобы проверить уровень восприятия и понимания текста и моральные ценности детей. А на уроках окружающего мира и русского языка удобно разбираться в сути различных понятий и явлений.
При работе рекомендую использовать следующие рекомендации:
1. Используйте Ромашку Блума в разных вариациях: цветная картинка для фронтальной работы, черно-белый рисунок каждому ребенку для индивидуальной работы, преобразование вопросов в таблицу, кубик Блума.
2. Простыми вопросами проверяйте, насколько хорошо дети усвоили фактическую информацию
3. Следите, чтобы уточняющие вопросы задавались не ради вопросов, а ради уточнения информации. Дети могут увлечься и спрашивать незначительные детали, которые не приносят пользы и новых знаний
4. Оценочные вопросы задавайте в меру. Это довольно сложный тип вопросов, который требует от детей описания собственных эмоций. Важно, чтобы оценка у ребёнка была уже сформирована, а не складывалась в момент постановки вопроса.
5. Вопросы – интерпретации используйте дозировано. Они должны быть заданы тогда, когда ответ действительно интересно услышать, и он даст образовательный эффект.
6. Важно не только учить задавать и отвечать на вопросы, но и различать их типы. Можно предложить ученикам составить вопросы по Ромашке Блума или разделить уже готовые на группы. Но это можно применять только тогда, когда дети уже хорошо научились работать с этим приёмом.
Использование приёма «Ромашка Блума» позволяет осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход в образовательном процессе. Способен обеспечивать высокие познавательные потребности одарённых обучающихся, формировать и развивать оригинальность, гибкость мышления, поддерживать устойчивый интерес к изучению литературного чтения.
Необычная форма работы делает процесс обучения интересным и увлекательным. А различные вариации помогают проверить уровень развития критического мышления у каждого ученика.
Список литературы:
1. Загашев И.О. Мотивирующая функция образовательной технологии развития критического мышления. // Библиотека в школе. – 2004. №18
2. Загашев И.О. Как научиться вести диалог с текстом? // Библиотека в школе. – 2004. №19
3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.
Количество просмотров: 3137 |
Добавить комментарий