Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством STEM-образования с использованием игрового набора «Дары Фребеля»
В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.
Внедрение STEM-образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка. Из этого можно сделать вывод, что формирование современного инженера необходимо начинать уже в дошкольном детстве.
STEM-образование пришло и в наш детский сад. Наше дошкольное учреждение оборудовано разнообразными дидактическими, игровыми материалами, среди которого особо хотелось бы выделить игровой набор «Дары Фребеля». Он является одним из шести направлений STEM-образования. Работа с данным пособием ведется с ноября 2020 года.
Комплект методических пособий с игровым набором «Дары Фребеля» полностью соответствует с ФГОС ДО. Комплект легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта – дерева, что безопасно для реализации и применении ребенком. Создаёт условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Причем играть можно сразу с несколькими комплектами или их частями. Использование этих материалов в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики, моделирования: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления.
Представляю вашему вниманию некоторые варианты игр.
Игры на классификацию
Необходимо рассортировать предметы по признакам: цвету, геометрической форме, размеру.
Данный вид игр способствует развитию сенсорных и познавательно-исследовательских навыков, расширять кругозор, восприятие, мышление, память.
Сюда можно отнести игры на выстраивание последовательности. Такие как: собери бусы, разложи витаминки.
Игры-«конструкторы»
Игра «Капризная принцесса». Задача игроков – собрать букет цветов для принцессы, из материалов набора Фребеля. Здесь огромное количество вариантов и уровней. Все зависит от вашей фантазии и фантазии детей. Данный вид игр помимо всего прочего развивает нестандартное мышление ребенка.
Игра «Пароход»
В ходе игры детям рассказывается о различных видах водного транспорта и профессиях людей, связанных с ним. Разъясняются правила поведения на водном транспорте.
Детям предлагается построить пароходы из наборов, дополнить игру пароходами из оригами и организовать движение по реке. Также можно построить порт и перевозить различные грузы.
Дары Фребеля позволяют решать задачи всех образовательных областей в игровой форме с детьми, где базой является логическое мышление. Еще игры помогают работать в коллективе, воспитывают целеустремленность, учат сохранять стойкость духа при проигрыше, ставить новые цели и достигать их. Работая с материалами Фребеля, я не являюсь собственно источником информации, а направляю и облегчаю процесс познания, стимулирую познание, планирую и создаю безопасную обстановку в кабинете. Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми, учитываю не только особенности возраста, но и возможности каждого ребенка в частности, а также их желания, интересы.
Дары Фребеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребенка. Не зря говорят, все новое – хорошо забытое старое! И это так важно, имея бесценный игровой материал, использовать его на благо детей.
Еще одним элементом STEM-образования являются палочки Кюизенера для развития у детей математических способностей.
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете».
Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое.
Для наглядной демонстрации работы с палочками Кюизенера воспитателю понадобится увеличеный набор палочек. Его можно сделать самостоятельно.
На начальном этапе занятий палочки Кюизенера могут использоваться как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий знакомясь с цветами, размерами и формами.
Детям 3-4 лет можно предложить выстроить из брусочков лесенку, посчитать, какое количество маленьких палочек может уместиться в одной большой. Интересно им будет обнаружить самую маленькую или самую большую из них.
ПОСТРОЕНИЕ ДОМА. Цветные палочки можно использовать и для занятий по конструированию, предложив детям построить домик: сначала – для большой куклы, потом – для маленькой. Это поможет и развитию мелкой моторики, и пониманию размеров
СОСТАВЛЕНИЕ КВАДРАТА. Задача ребенка – сложить квадрат. Трудность задачи состоит в том, что палочки нужно подбирать по размеру через одну. Можно начать составлять квадрат как с самой маленькой палочки, тем самым увеличивая квадрат, так и с самой большой, уменьшая его.
В нашем детском саду близкое знакомство с палочками Кюизенера начинается у детей 4-5 лет (средняя группа). Занятия в образовательной области «Познавательное развитие» (математика) проводятся по методике В. П. Новиковой, а ее методика тесно переплетается с использованием палочек Кюизенера.
На первом этапе знакомства с палочками для детей можно предложить возможность сложить рисунок, используя в качестве примера готовую схему. Сначала малыши полностью повторяют образец, затем педагог предлагает им усложнить задание, несколько изменив узор, добавив в него что-то свое. Таким образом, цветные палочки становятся своеобразной мозаикой, которая отлично развивает мелкую моторику, фантазию и внимательность. (Некоторые варианты схем представлены в брошюре, в каждом наборе палочек). Также в нашем детском саду представлено множество карточек с различными игровыми упражнениями для детей разных возрастов.
Дидактическое пособие «Кростики – Посудная лавка», которое используется в совместной работе с детьми.
Данное пособие направлено на развитие интеллектуально-творческих способностей, познавательной активности, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования и конструкторских способностей. Так как содержит множество разнообразных заданий от простых до самых сложных. Задания сопровождаются веселыми стихами и загадками.
Для начала детям предлагается заполнить рисунок палочками соответствующего цвета и размера.
Затем, когда ребенок начинает легко справляться с этим, задание усложняется: теперь ребенку надо самостоятельно дополнить картинку, симметрично расположив на ней палочки того же цвета и размера.
Когда и этот этап освоен, ребенку предлагается повторить картинку на разлинованном листе, представленном в пособии, или на чистом листе бумаги. Можно по памяти или с опорой на схему. Это отлично закрепляет зрительное восприятие и пространственное ориентирование.
В эту игру могут играть как один ребенок, так и группа из нескольких детей одновременно. После того как дети полностью освоят все задания, представленные в пособии, педагог может с легкостью интегрировать полученные умения в любые образовательные области. Дети с удовольствием включаются в увлекательную игру.
К достоинствам этой методики можно отнести полноценное интеллектуальное развитие малыша, что положительно сказывается на формировании умений и навыков.
Палочки Кюизенера являются наиболее удобной и проверенной методикой работы с детьми, освоить которую несложно, зная закономерности процесса.
Количество просмотров: 1523 |
Добавить комментарий