Реализация проектной деятельности в рамках ФГОС в начальной школе

 
 

Лопская Татьяна Ивановна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МБОУ гимназии № 9 г. Новосибирска

 

Реализация проектной деятельности в рамках ФГОС в начальной школе

Новый стандарт образования предусматривает различные творческие занятия во внеурочное время. Ведущее место здесь отводится методу проектов.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различной деятельности. Успех исследования во многом зависит от его организации. Поставленная проблема и тема должны быть актуальными для ребёнка. В начальной школе одним из средств сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование.

В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную или групповую, которую ребята выполняют в течение определённого отрезка времени. Конечно, возраст накладывает определённые ограничения на организацию проектной деятельности в начальной школе.

Вовлекать в проектную деятельность учеников нужно уже в первом классе, например, в игровые проекты. Это могут быть ролевые игры с выдуманными или литературными героями, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками в различных бытовых ситуациях. Это могут быть спектакли, устные журналы, концерты, выставки рисунков, поделок. После завершения работы над проектом детям предоставляется возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

В первом классе удобнее выбирать коллективную форму работы, где участниками проекта становится весь класс. Например, с первоклассниками я работала над проектом «Вместе делаем книгу», где мы наблюдали за зимующими птицами, собирали необходимый материал, иллюстрировали книжку. Или можно использовать групповую форму работы, например, работа над проектом – «Детская площадка»

Во втором и третьем классах работали над темой «Волшебный мир аквариума». В ходе исследования изучили необходимую литературу, посетили выставку аквариумных рыбок в Краеведческом музее. На уроках технологии учились делать различные фигуры для изготовления панно, составили ряд правил для ухода за аквариумными рыбками. На заключительном этапе дети представили презентацию проекта «Мир аквариума», выполненную в технике оригами. С данной работой класс выступил на гимназическом этапе конкурса исследовательских работ.

Особенно интересны для детей проекты, которые объединяют в себе несколько учебных предметов. Например, изучая правила дорожного движения на уроках окружающего мира, мы говорим о проблеме дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами, получают тяжелейшие травмы дети. Согласно официальной статистике, в России ежегодно под колёсами автомобиля погибает около 1350 детей (4 ребёнка за день), а почти 24000 – получают увечья и травмы (более 70 детей за один день). На дорогах нашего города ежегодно под колёса машин попадает более 150 детей. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребёнка и горе родителей.

Исходя из актуальности проблемы, нами была выбрана тема исследования, посвящённая правилам дорожного движения «Дорога будет безопасна, коль знаешь правила прекрасно». Это была групповая работа, и она объединила в себе такие предметы, как окружающий мир, информатику, ИЗО, технологию.

Авторы работы, выделив для себя самую актуальную проблему нашего времени – дорожно-транспортные происшествия с участием детей, сформулировали цель исследования: определить причины, по которым дети попадают в ДТП. Исходя из поставленной цели, грамотно определили и распределили между собой задачи. Работа проходила в несколько этапов:

I этап

1. Ознакомление с историей транспорта и правилами дорожного движения.

2. «Сами не видят, а другим указывают», или зачем нужны дорожные знаки.

3. История появления и развития дорожных знаков.

4. Общие правила перехода дорог, или как пользоваться дорожными знаками.

5. Где можно играть?

II этап. Исследовательская работа

1. О дорожных «ловушках», или почему дети попадают в ДТП.

2. Оценка знаний ПДД и способность ориентироваться на дорогах города.

3. Викторина «Угадай знак».

4. Анкетирование и конкурс рисунков «Дорожный знак возле школы».

5. Тесты по ПДД в 3-м и 4-м классах.

6. Выбор безопасного маршрута от дома до школы и обратно (используя компьютерную программу «2ГИС»).

На данном этапе детьми был проведен анализ маршрутов своих одноклассников от дома до школы, приведены схемы маршрутов и грамотно обоснован выбор безопасного маршрута.

III этап. На заключительном этапе дети посетили Автогородок, встретились с инспектором ГИБДД, провели наблюдения за пешеходами на перекрестках и пешеходных переходах. Была подготовлена фотовыставка дорожных знаков, которые располагаются на территории жилмассива, прилегающей к гимназии.

База исследования: школа, Автогодорок, улицы, перекрестки. По результатам проделанной работы учащиеся сделали вывод о причинах дорожно-транспортных происшествий.

Данная работа носила исследовательский характер, оформлена в соответствии с установленными требованиями, имела практическое значение, так как была применена на уроках окружающего мир, во внеклассной работе, а также для пропаганды среди детей младшего школьного возраста. На гимназическом этапе конкурса «Эврика» исследовательская работа получила положительную оценку, на районном конкурсе исследовательских работ заняла 1-е место.

На следующем этапе, в четвертом классе, я решила обратиться к индивидуальным проектам, которые предполагают максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Здесь очень важно организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся, не навязывая свою точку зрения, не подавляя инициативы учеников. Работа строится в несколько этапов:

– мотивационный (обсуждается общий замысел, создается положительный мотивационный настрой);

– подготовительный (определяется тема и цели проекта, формируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата, согласовываются способы совместной деятельности ученика с учителем);

– информационный (сбор материала, выполнение проекта);

– рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов работы, осуществляют самооценку).

Детьми были подготовлены индивидуальные творческие проекты: «Семейный бюджет», «Мороженое», «Моя семья», «Русская печь: выпекание хлеба в русской печи». Работы были представлены на гимназическом и районном этапах конкурса исследовательских работ. Творческий проект «Моя семья» был представлен на районном конкурсе исследовательских работ. В дальнейшем были разработаны перспективы работы в этом направлении.

Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка ощущение гордости за полученный результат.

Количество просмотров: 4433  

Добавить комментарий

1. Совершенствование навыков смыслового чтения на уроках английского языка как один из способов формирования читательской грамотности
2. Современные приемы и технологии как средство развития функциональной грамотности через Центр «Точка роста»
3. Проектная деятельность как эффективная технология формирования функциональной грамотности
4. Кейс-технология как инструмент эффективного формирования функциональной грамотности на примере урока обществознания в 10 классе
5. Формирование проектно-технологического мышления школьников на уроках «Технологии»
6. Естественно-научное образование старших школьников через организацию проектно-исследовательской деятельности
7. Технологии интенсивного обучения на уроках биологии в 5-9 классах
8. Игровые технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС
9. Реализация проектной деятельности в рамках ФГОС в начальной школе
10. Способы формирования читательской грамотности в коррекционной школе
11. Формирование и развитие универсальных учебных действий у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, тяжелыми нарушениями речи в процессе проектной деятельности
12. Образование будущего уже сегодня!
13. Реализация рабочей программы учебного предмета «Математика» на примере работы в начальных классах МБОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова»
1. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Семья и школа в физическом воспитании детей с нарушениями зрения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Взаимодействие школы и родителей в формировании учебной деятельности младшего школьника с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Развитие физических качеств обучающихся с помощью методики повышения физической и функциональной подготовленности во внеурочной деятельности «Футбол в школе» в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Формирование навыков устного счёта через систематическое использование карточек и компьютерных технологий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Проектирование современного урока ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Современный урок: принципы проектирования и методы использования современных технологий у детей с нарушением слуха на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Формирование функциональной грамотности обучающихся через развитие диалогической речи на уроках английского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы