«Космос – это интересно!»

 
 

Кошкова Марина Геннадьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 20 «Сказка» г. Новосибирска

 
 
 

Федорова Анна Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 20 «Сказка» г. Новосибирска

 

«Космос – это интересно!»

Полет апрельский небо озарил,

Рывок Земли в космические дали.

Гагарин первым подвиг совершил,

Приблизив то, о чем мы лишь мечтали.

Есть одна старая сказка. В ней рассказывается про короля, который хотел все знать, но не знал, когда и с чего начать свое обучение. Развивать познавательный интерес ребенка нужно как можно раньше, потому что, чем больше знает маленький человек, тем легче ему будет в жизни, тем быстрее он найдет место в нашем прекрасном мире.

Интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда: с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко и в то же время так далеко. «Человечество не останется вечно на земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство» – говорил К. Циолковский.

Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывая для себя каждый день что-то новое. Тема космоса всегда вызывает интерес у детей дошкольного возраста. Ребята с большим интересом рассматривают вечерний небосклон, интересуются, как устроена наша Вселенная. Дошкольный возраст – это замечательное время и для детей, и для родителей, в этот период малыш активно познает мир, интересуется всем на свете, открывает для себя новые истины. Мы так привыкли к тому, что нас окружает, и часто не замечаем, какие чудеса происходят вокруг нас каждый день. Поэтому перед нами, взрослыми, стоит огромная задача, как можно больше времени уделять общению с ребенком, рассказывать ему обо всем, о чём он спросит. Детские вопросы дают нам шанс освежить в памяти то, что уже забылось, вернуться в детство и посмотреть на мир глазами детей.

Астрономия многим взрослым представляется очень сложной и несколько туманной наукой. Многие даже не представляют, как можно обо всём этом понятно и доступно рассказать ребёнку. «Ты ещё мал для этого, не поймешь», – частый ответ. Но от этого космос не становится для детей менее интересным! Дети живо интересуются тайнами космоса и готовы подолгу вглядываться в звёздное небо.

Благодаря новейшим открытиям в исследовании космоса, человечество узнало много нового об образовании и эволюции Вселенной. Постепенно меняется и мировоззрение людей. Они осознают себя не только жителями Земли или Солнечной системы, но и Вселенной в целом. Необходимо формировать это мировоззрение и в детях, тем более что практически каждый ребёнок готов к восприятию этой информации! Любознательный малыш уже в возрасте 3-х лет (а то и раньше) может огорошить родителей вопросом о том, зачем на небе Луна и звёзды и почему вечером солнышко уходит?

Тема космоса привлекает и интересует детей дошкольного возраста как что-то волшебное, таинственное. Дети задают вопросы: «Почему солнце такое яркое?», «Сколько звезд на небе?», «Почему наступает ночь?» и многие другие. Рассказывать ребёнку об устройстве звёздного мира, уникальности нашей планеты и важности изучения космического пространства необходимо уже в детском саду. Дети всегда с удовольствием вовлекаются в деятельность, связанную с неизведанными открытиями. Несколько десятков лет назад мало кто из мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов.

Поддерживать интерес детей к этой теме можно, если информация будет доступной для их понимания, увлекательной и наглядной. Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие вопросы – ему помогают педагоги. Поэтому мы определили в своей практике своевременность и актуальность проектной деятельности с воспитанниками по данной теме. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности (интеграция) способствует развитию наглядно-образного и логического мышления, интеллектуально-эстетического развития, повышает мотивацию усвоения материала, формирует у детей более глубокие, разносторонние знания и целостное представления о мире, о взаимосвязи всех его составляющих.

Мы хотели бы представить проект, который реализовали совместно с детьми подготовительной группы.

Проект подготовительной группы «Начало космической эры»

Вид проекта: познавательный, взросло-детский, краткосрочный.

Проблема: недостаточный уровень знаний о космосе, космонавтах, о планетах Солнечной системы.

Актуальность: Интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда: с раннего детства до старости. «Человечество не останется вечно на земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство», – говорил К. Циолковский.

Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывая для себя каждый день что-то новое. Тема космоса всегда вызывает интерес у детей дошкольного возраста. Ребята с большим интересом рассматривают вечерний небосклон, интересуются, как устроена наша Вселенная. Рассказывать ребёнку об устройстве звёздного мира, об уникальности нашей планеты и важности изучения космического пространства необходимо уже в детском саду. Важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

Цель: формировать и расширять у детей старшего дошкольного возраста представления о космическом пространстве, о космосе и космических полетах, о первом космонавте, о планете Земля, создать условия для обогащения детей знаниями о космосе.

Задачи:

1. Расширять и углублять у детей понятия «Космос», «Космическое пространство», «Солнечная система».

2. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным, расширять знания детей о полете в космос первого космонавта.

3. Воспитывать уважение к профессии космонавта, чувство гордости за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.

4. Воспитывать желание быть сильным, смелым, ловким и выносливым.

5. Активизировать родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества детского сада и семьи.

6. Воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.

7. Развивать познавательные, творческие способности детей в процессе практической деятельности, вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.

8. Развивать коммуникативную функцию речи: обратить внимание на правильность построения предложений в рассказах о первых достижениях нашей страны в освоении космоса.

9. Совершенствовать взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе реализация проекта.

Обеспечение проекта:

Методическое обеспечение:

Литература: Г. Юрмин, А. Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия. – Москва, 1999; Калашников В. О звездах и планетах; Космос. Детская энциклопедия. – Москва, 2000; Леонов А. Я выхожу в космос. – Москва,1985; Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. – Москва,1981; Почемучка. Под ред. А. Алексина. – Москва, 1992; Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007.

Наглядный материал: «День Космонавтики»; «Юрий Гагарин – первый космонавт»; картинный материал для бесед с детьми; художественная литература о космосе.

Техническое обеспечение: интерактивная доска; мультфильмы о космосе «Белка и Стрелка. Звездные собаки», «Тайна третьей планеты»; ноутбук.

Интернет-ресурсы:

http://www.maam.ru/stati/detskii-dosug/doshkolnikam-o-kosmose.html, https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%B...,

http://nashydetky.com/prazdniki/rasskazyi-o-kosmose-kak-i-chto-rasskazat...https://www.google.ru/webhp?sourceid=chrome-instant&ion=1&espv=2&ie=UTF-8#newwindow=1&tbm=vid&q=%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D1%8B+%D0%BE+%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%B5+

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный:

– Опрос детей о космосе и первых космонавтах.

– Сбор материала для оформления стенда «Наша солнечная система».

– Консультация для родителей «Что рассказать детям про день космонавтики».

– Привлечь родителей к сбору материала для оформления стенда «Этот загадочный мир».

– Помощь родителям в подборе стихов для конкурса чтецов.

– Привлечение родителей к сбору информации об освоении космоса и первых космонавтах для создания мини-проектов.

– Изготовление папки-передвижки «Что рассказать детям про день космонавтики».

2 этап – основной:

– Беседа о предстоящем празднике «12 апреля – День Космонавтики».

– Оформление стенда «Этот загадочный мир».

– Рассматривание иллюстраций и фотографий о космосе и космонавтах.

– Мультимедиа об освоении космоса «12 апреля – День Космонавтики».

– Просмотр мультфильмов «Белка и Стрелка. Звездные собаки», «Тайна третьей планеты».

– Чтение рассказов и стихов о космосе и космонавтах. Заучивание стихотворений о космосе.

– Ручной труд «Этот веселый космос».

– Знакомство с освоением космоса с использованием ИКТ.

– Подготовка к презентации мини-проектов «Мы были первыми».

– Подготовка к выставке творческих работ «Начало космической эры».

– Предложить родителям сходить с детьми на экскурсию в Планетарий.

  • этап – заключительный:

– Конкурс чтецов «Гагарин и апрель».

– Презентация мини-проектов «Мы были первыми».

– Выставка творческих работ «Начало космической эры».

– Интеллектуальная викторина «Знатоки космоса», посвященная 55-годовщине первого полета человека в космос.

Ожидаемые результаты:

– мультимедийная презентация «12 апреля – День Космонавтики»;

– презентация мини-проектов «Мы были первыми»;

– правильное построение предложений в рассказах детей о первых участниках в освоении космоса;

– вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ;

– оформление выставки детского творчества «Начало космической эры»;

– оформление стенда «Этот загадочный мир»;

– интеллектуальная викторина «Знатоки космоса», посвященная 55-годовщине первого полета человека в космос.

И в заключении хотелось сказать, что в процессе реализации проекта «Начало космической эры» у наших детей значительно повысилась самостоятельная активность, расширились естественно-научные представления о космосе, сформировалось умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя». Развивает волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия и способствует успешному обучению в школе. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Количество просмотров: 5560  

Добавить комментарий

1. Интерактивные формы и методы организации заседаний муниципальных методических объединений
2. Сохранение культурных традиций народов России посредством ознакомления с фольклором в дошкольном образовательном учреждении
3. Развитие связной речи в комбинированной группе
4. Формирование патриотических чувств в системе воспитания ДОУ
5. Работа с дошкольниками в нетрадиционной технике рисования
6. Проект «Психологическая неделя как средство развития гармоничного становления личности ребенка в ДОУ, обеспечение его эмоционального благополучия»
7. Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами как залог успешной реализации ФГОС ДО
8. Развитие патриотического воспитания у детей дошкольного возраста
9. «Космос – это интересно!»
10. Как воспитать патриота своей страны?
11. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в ходе реализации проекта «Путешествие в мир куклы»
12. Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста
13. Включение родителей как участников образовательных отношений в коррекционно-развивающую работу педагога-психолога
14. Народные игры с детьми старшего дошкольного возраста
15. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
16. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста как основа успешного обучения в школе
17. Давайте растить (развивать) таланты
18. Формирование математической грамотности детей старшей группы комбинированной направленности через реализацию технологий программы «ПРОдетей»: «Загадка» и «Линейный календарь»
19. Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ
20. Математика в детстве – залог успешного будущего

Страницы

1. Опытно-экспериментальная деятельность со звуками в семье и группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование положительного эмоционального отклика детей средствами речетворческой деятельности ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Совместная театрализованная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников средствами интерактивных цифровых технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Реализация творческих идей посредством потенциала семей воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Проект «Мандарин – новогодний фрукт» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Особенности взаимодействия дошкольного коллектива с семьями обучающихся ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Детско-родительский клуб «Семейный театр “Маленькая страна”» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Литературная гостиная как форма взаимодействия всех участников образовательных отношений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов и родителей в создании психологически комфортной среды в ДОУ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии позитивной социализации у старших дошкольников через техническое творчество ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в детском саду ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Использование потенциала социальных партнеров для формирования ценностных ориентиров семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. «Круги Эйлера» как инструмент развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Взаимодействие с социумом как ресурс реализации задач дошкольного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Использование дыхательных упражнений для развития голосового аппарата детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Нетрадиционное рисование ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Взаимодействие семьи и ДОУ с помощью компьютерных технологий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Эффективные формы взаимодействия ДОО и семьи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы