Сценарий образовательного события «Я помню! Я горжусь!»

 
 

Сазонова Нина Анатольевна,

заведующая библиотекой

МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Сценарий образовательного события «Я помню! Я горжусь!»

Интеллектуальная командная игра предназначена для учащихся старших классов, предполагает знание основных событий Великой Отечественной войны, краеведческого материала, биографий полководцев и героев-земляков, явлений культуры военного времени (памятники, песни).

Цель: воспитание уважительного отношения к истории Отечества.

Задачи:

1. Развить у учеников чувство патриотизма.

2. Показать ученикам важность праздника «День Победы».

3. Формировать умения работать в команде.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки, карточки для игроков, сценарий для ведущего и помощника, ответы для жюри.

Приложение. Презентация

Ход игры

Здравствуйте!

Слайд 1. У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших нашу планету в разные эпохи. Человечество веками мечтало о мире, но сколь часто писало свою историю на полях сражений.

Война — жесточе нету слова.

Война — печальней нету слова.

Война — святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет.

(А. Твардовский)

Сегодня мы с вами играем в игру, которая называется «Я помню! Я горжусь!», и наша игра посвящена 78-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне нашего народа. Эта война, по замыслам Гитлера, должна была стать «блицкригом», – молниеносной войной. Фашистские войска, победоносно и страшно прошедшие по Европе, были уверены в легкой и быстрой победе на Востоке… Нет в нашей стране почти ни одной семьи, которая бы не потеряла в этой войне своих близких, погибших в боях с фашистами или умерших от голода и холода. Поэтому каждый гражданин нашей страны обязан помнить, какой ценой досталась нам Великая Победа.

И вспоминать события той войны будут команды… (Приветствие команд)

Слайд 2. 1 тур. «Сражения Великой Отечественной»

Слайд 3. Две странички календаря. Два дня жизни Планеты Земля. Два дня Истории Человечества. Они отмечены в календаре разными цветами.

Один – чёрный лист с ощетинившимися штыками и падающими бомбами. Другой – красный лист с переливами радуг победного салюта и символами воинской доблести и славы. Они так и называются: 22 июня. День Памяти и Скорби. Вероломное нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны советского народа 1941-1945 годов. День 9 мая. Праздник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Два дня календаря. А между ними…

Перед нашей Родиной мы сочтемся славою,

Все, кто кровью собственной породнился с ней.

Шла война великая, шла война кровавая

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

(А. Николаев)

1418 дней и ночей полыхали бои...1418 дней и ночей вел советский народ освободительную войну. Долог и труден был путь к Победе... В ходе Великой отечественной войны Советскими Вооруженными силами было проведено 6 гигантских битв, около 40 наступательных операций, которые заканчивались разгромом вражеских группировок и соединений, тем самым умножая героизм и подвиг солдата и тружеников тыла. И сейчас мы вспомним основные операции Великой Отечественной войны.

Слайд 4. Карточка 1. Ваша задача вписать событие войны в таблицу

Операции войны

События

Даты

Барбаросса

Военная компания Германии против СССР

22.06.1941

Тайфун

Немецкая операция, целью которой был захват и уничтожение Москвы

Сентябрь-декабрь 1941 года

Уран

Контрнаступление Советских войск в ходе Сталинградской битвы

19 ноября 1942–2 февраля 1943 года

Кольцо

Окружение и уничтожение остатков фашистских войск во главе с фельдмаршалом Паулюсом в ходе Сталинградской битвы

10 января–2 февраля 1943 года

Искра

Прорыв блокады Ленинграда

12-30 января 1943 года

Цитадель

План немецкого Генштаба, направленный на выравнивание положения после начала коренного перелома (конец 1942 - начало 1943)

Весна–лето 1943 года

Кутузов

Курская битва и наступление по всему фронту

1 июля–18 августа 1943 года

Багратион

Освобождение Белоруссии

23 июня–28 июля 1944 года.

Слайд 5. Проверка.

Слайд 6. Тур 2. «Карта».

Карта – верная помощница историка. Сейчас вам надо будет определить, какие сражения показаны на демонстрируемых картах.

Слайд 7.

Курская битва

Прорыв блокады Ленинграда

Взятие в кольцо немецко-фашистских войск под Сталинградом

Контрнаступление под Москвой

Слайд 8. Проверка.

Слайд 9. Тур 3. «Полководцы Победы»

Полководец – это военный деятель или военачальник, непосредственно руководящий вооруженными силами государства или стратегическими, оперативно-стратегическими объединениями (фронтами) во время войны и добившийся высоких результатов в искусстве подготовки и ведения военных действий. В военной литературе существуют различные мнения по поводу личных качеств полководца. Все они сходятся на том, что он должен обладать талантом. В Военной энциклопедии (2002 г.) говорится, что к полководцам относят лиц, обладающих военным талантом, творческим мышлением, способностью предвидеть развитие военных событий, сильной волей и решительностью, боевым опытом, авторитетом, высокими организаторскими способностями. Эти качества позволяют военному деятелю своевременно и правильно оценивать складывающуюся обстановку и принимать наиболее целесообразные решения. Давайте сейчас вспомним имена талантливых военачальников.

Слайд 10. (Когда ведущий читает вопрос, по щелчку появляется фотография на слайде)

С 1940 г. назначен командующим войсками Киевского военного округа. С июля 1941 – начальник Генштаба. В 1941 генерал армии, командующий Западным фронтом. В 1942 г. – представитель Ставки ВГК на Западном и Калининском фронтах. В январе 1943 г. присвоено звание маршала Советского Союза. В октябре 1944 г. назначен командующим 1-м Белорусским фронтом. С июня 1946 г. – командует военным Одесским округом, с 1948 г. – Уральским военным округом.

(Жуков Георгий Константинович)

С мая 1940 г. – заместитель начальника, с августа 1941 г. начальник Оперативного управления, заместитель и первый заместитель начальника Генштаба. С июня 1942 г. – начальник Генерального штаба и заместитель наркома обороны. В феврале 1945 г. введён в Ставку и назначен командующим 3-м Белорусским фронтом и 1-м Прибалтийским. В июне 1945 г. назначен главнокомандующим советскими войсками на Дальнем Востоке и руководил ими в советско-японской войне 1945 г.

(Василевский Александр Михайлович)

В 1940–1941 гг. командовал войсками Забайкальского и Северо-Кавказского военных округов. Командовал 19-й армией, был командующим многими фронтами: Западного (с сентября до 10 октября 1941 года, с августа 1942 года по февраль 1943 года), Калининского (с 17 октября 1941 года), Северо-Западного (с марта 1943 года), Степного (с июля 1943 года), 2-го Украинского (с октября 1943 года) и 1-го Украинского (с мая 1944 года по май 1945 года). В 1946-1948 гг. главнокомандующий Сухопутными войсками — 1-й зам. министра обороны, с 1950 г. главный инспектор Советской Армии — зам. министра обороны.

(Конев Иван Степанович)

В 1940 г. назначают командиром 5-го кавалерийского корпуса в Пскове, затем командиром 9-го мехкорпуса. В июле 1941 г. направлен на Западный фронт. С августа 1941 г. командовал 16-й армией. В июле 1942 г. был назначен командующим Брянским фронтом, с сентября – командующим Донским фронтом. С февраля 1943 г. – Центральным, с октября – Белорусским, с февраля 1944 г. – 1-м Белорусским, с ноября 1944 г. по июнь 1945 г. – 2-м Белорусским фронтами.

(Рокоссовский Константин Константинович)

В марте 1941 года был назначен командиром 48-го стрелкового корпуса, войну встретил на границе по реке Прут. В августе 1941 г. стал командующим 6-й армией. В декабре 1941 г. вступил в должность командующего Южным фронтом. С августа по октябрь 1942 г. командовал 66-й армией, сражавшейся севернее Сталинграда. В том же году, в октябре-ноябре был заместителем командующего Воронежским фронтом. В феврале его назначили командующим Южным фронтом, а с марта того же года – командующим Юго-Западным фронтом (с 20 октября 1943 года – 3-й Украинский фронт). В мае 1944 г. назначен командующим 2-м Украинским фронтом. С июля 1945 г. – командующий Забайкальским фронтом.

(Малиновский Родион Яковлевич)

В 1940–1941 гг. нарком обороны СССР. 1941–1942 гг. – командующий Западным и Юго-Западным военными фронтами. 1942–1943 гг. – командующий Сталинградским и Северо-Западным фронтами. Октябрь 1942 г.–март 1943 г., затем до июля 1945 г. был представителем Ставки Верховного Главнокомандования на ряде фронтов.

(Тимошенко Семен Константинович)

В 1934-1940 гг. – нарком обороны СССР. В 1941–1944 гг. – член ГКО. До сентября 1941 г. – Главнокомандующий войсками Северо-Западного направления. В сентябре 1941 г. командовал войсками Ленинградского фронта. Сентябрь 1941 г.–февраль 1942 г. – представитель Ставки ВГК по формированию войсковых соединений (резервов). Февраль-сентябрь 1942 г.–представитель Ставки ВГК на Волховском фронте. Сентябрь 1942 г.–май 1943 г. – главнокомандующий партизанским движением. Май-сентябрь 1943 г. – председатель Трофейного комитета при ГКО. Сентябрь 1943–июнь 1944 гг. – председатель Комиссии по вопросам перемирия. В 1943 г. участвовал в работе Тегеранской конференции.

(Ворошилов Климент Ефремович)

Слайд 11. Проверка.

Слайд 12. 4 тур «Имя на карте города»

Как часто, живя на какой-нибудь улице, мы просто не задумываемся, в честь кого она названа. Ну, с улицей Ленина и площадью Карла Маркса все понятно. А ведь в городе есть улицы, названия которых связаны с Великой Отечественной войной. Давайте вспомним, чьими именами названы улицы, площади, переулки?

Слайд 13.

Уже 15 ноября 1941 года в Новосибирске в Заельцовском районе появилась первая улица, названная в честь героя Великой Отечественной войны. Свой подвиг капитан, командир эскадрильи, совершил в первые дни войны — 26 июня 1941 года. Его эскадрилья наносила бомбовый удар по колонне фашистов, но зенитчики подбили самолет командира. Тогда он совершил огненный таран, направив горящий самолет на колонну автомашин и бензоцистерн. Посмертно ему присвоили звание Героя Советского Союза. Новосибирцы решили назвать новую улицу в его честь.

(Николай Гастелло)

В декабре 1941 года в Железнодорожном районе появилась улица имени нашего земляка, прославленного спортсмена, ставшего первым мастером спорта в нашем городе. В 1939 году на всесоюзных соревнованиях по лыжам в беге на 50 км он занял третье место. Позже спортсмен воевал на Халхин-Голе. Во время Великой Отечественной был командиром стрелкового лыжного батальона. Освобождал Калинин, участвовал в разгроме немцев под Москвой. Погиб в декабре 1941 года в Калужской области.

(Федор Николаевич Ивачев)

Это самая новая из «геройских» улиц, она названа так постановлением мэра Новосибирска от 2 июля 2001 года. Герой — советский лётчик-ас, второй по результативности (после Ивана Кожедуба) пилот-истребитель среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Первый трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации (1972).

(Александр Иванович Покрышкин)

Имя известного железнодорожника, Героя Социалистического Труда, известно всем новосибирцам. «Машинистом-феноменом» назвали его в Англии. В годы Великой Отечественной войны выполнял особые задания Наркомата путей сообщения: к разгрому немцев под Москвой доставил эшелон угля весом пять тысяч тонн при норме 1250, возил продовольствие блокадному Ленинграду. На свои деньги приобрел тысячу тонн угля и доставил освобожденному Сталинграду. На пересечении улиц Нарымской и Челюскинцев в Железнодорожном районе Новосибирска есть площадь его имени.

(Николай Лунин)

«Гремела боя канонада,

Пехота в наступленье шла.

А…, сквозь рев снарядов,

На помощь раненым ползла.

Свистела вьюга, мерзли руки,

Гремели взрывы тут и там.

Она ползла сквозь смерть и муки,

Чтоб жизнь спасти родным бойцам.

И на своих девичьих, нежных

Плечах, окрепших в дни боев,

Она тропою белоснежной

В укрытье вынесла бойцов».

Так писал дивизионный поэт Борис Верховский об отважной санитарке, которая в боях за Ошаны и Бумбери в Латвии вынесла из-под вражеского огня 75 раненых солдат и офицеров. Восемь раз она сама была ранена. Пять высоких правительственных наград, среди них – орден Красного Знамени и Красной Звезды, отметили ее боевые дела. Солдаты любили ее, глубоко уважали за смелость, за то, что ради спасения раненых она рисковала своей жизнью. Ее ласково называли «наша родная сестрица». Однажды, спасая раненых из сарая, куда угодил вражеский снаряд, получила тяжелое ранение, но продолжала выполнять свой воинский долг. Она до последнего дыхания оставалась верной присяге, пока слабеющие руки еще могли держать бинт… Назовите имя нашей землячки.

(Ольга Жилина)

Есть в Октябрьском районе нашего города улица, которая раньше называлась Локтевской. По преданию, ее основали переселенцы из деревни Локтевой, прибывшие в город на заработки, когда строился железнодорожный мост. Здесь часто бывал поэт-комсомолец. Ему еще не исполнилось и двадцати лет, когда в лесах Подмосковья он совершил свой первый подвиг: спас раненого друга. Первое ранение. Долгие дни в госпитале. Заключение врача: «К дальнейшему несению воинской службы не годен». А он рвался на фронт, и едва только почувствовал себя немного лучше, вступил в ряды Сибирской добровольческой дивизии. Однажды он написал песню для своего полка:

Все, гвардеец, в боях изведай –

Холод, голод, смертельный риск,

И героем вернись с победой

В славный город Новосибирск!

(Борис Богатков)

Слайд 14. Проверка

Слайд 15. 5 тур «Города-герои»

Есть почетное звание, присваиваемое городу за выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками – «Город-герой». По фотографиям узнайте, некоторые города. (Слайды 16-23)

Волгоград

Брест

Севастополь

Москва

Мурманск

Ленинград

Смоленск

Керчь

Слайд 24-31. Проверка.

Слайд 32. 6 тур «Песни Победы»

В этом туре мы с вами вспомним историю создания песен, их судьбу, авторов стихов и музыки.

Слайд 33.

Стихи этой песни были опубликованы уже на третий день после нападения фашистской Германии на СССР. Долгое время их автором считался советский поэт Василий Лебедев-Кумач, однако недавно появилась другая версия авторства, согласно которой эти стихи были написаны в 1916 году учителем гимназии Александром Боде. Музыку к стихам написали композиторы Матвей Блантер и Александр Александров, но именно песня Александрова стала гимном Великой Отечественной войны, символом подъема на борьбу всего народа.

(«Священная война»)

Этой песне суждено было стать первой лирической песней из созданных во время войны, песней о любви, которой не подвластны расстояния. Стихотворение написал корреспондент Алексей Сурков после того, как в ноябре 1941 года с оружием в руках вырвался вместе со своим полком из окружения, а потом всю ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки, сочиняя письмо жене, которой и послал эти стихи.

(«В землянке»)

Эта песня, написанная композитором Анатолием Новиковым, стала популярной уже после окончания войны, благодаря фильму «В бой идут одни старики».

Счастлива и необычна судьба у этой песни. Она родилась дважды – сначала это была импровизация польского джаз-оркестра, приехавшего в СССР в 1940 году. К этой мелодии поэт Яков Галицкий сочинил русские стихи, а когда в 1942 году ее спела Клавдия Шульженко, песня обрела второй смысл. Эта песня о любви и верности, о родном доме, о той мирной жизни, за возвращение которой шла война.

(«Синий платочек»)

Эта песня стала знаменитой после фильма «Небесный тихоход». Ее тема – одинокая жизнь летчиков. Песню поют три друга-летчика, один из которых был назначен в женскую эскадрилью.

(«Первым делом самолеты»)

Самым популярным музыкальным символом, с которым ассоциируется Великая Отечественная война последние 35 лет, является эта песня, написанная на стихи участника войны Владимира Харитонова на музыку представителем послевоенного поколения Давида Тухманова к 30-летию Великой Победы в 1975 году. Композиция является непременным знаковым атрибутом торжеств, посвящённых победе в Великой Отечественной войне как в России, так и в ряде бывших советских республик.

(«День Победы»)

Проверка – воспроизведение мелодий.

Слайд 34. 7 тур. «Награды Великой Отечественной войны»

Боевые награды — ярчайшие памятники нашей военной истории, напоминающие о славных страницах борьбы с врагами Отечества. Ваша задача подписать ордена.

Слайд 35.

Орден Суворова

Орден Кутузова

Орден Нахимова

Орден Александра Невского

Орден Богдана Хмельницкого

Слайд 36. Проверка

Слайд 37.

Вот и финиш, высоты взяты.

В небе реет Знамя Победы

В память о той великой войне,

Где победили наши деды.

Закончена наша игра и путешествие в мир истории. Мы подводим итоги, поздравляем победителей (называется имя победителя) и хотим пожелать нашим эрудитам терпения, трудолюбия и удачи (вручение подарков). Игра закончена, но процесс познания продолжается, и ещё много предстоит вам узнать.

Вопросы для спора.

Какое важное событие произошло 2 мая 1945 года?

(Советская армия заняла город Берлин)

Назовите пионеров-героев Советского Союза.

(Валя Котик, Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова)

Кто выступил по радио перед народом в этот день и сообщил о начале войны?

(Вячеслав Михайлович Молотов)

Литература для подготовки к игре

1. 7 великих побед и еще 42 подвига в Великой Отечественной войне/ Ю. Лубченков, Ю. Попов. М.: Эксмо, 2010.

2. Цыплаков И. Имя на карте города. Новосибирск, 2001.

3. Энциклопедия для детей. [Т. 42.]. Великая Отечественная война/ред. коллегия: А. Голосовская, О. Елисеева, А. Русакова. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010, с. 74-80, 92-143, 200-278, 312-343, 437-441.

4. http://1941-1945.at.ua/ – интернет-проект «Великая Отечественная война 1941–1945»

5. http://pobeda1945-2010.narod.ru/ – «Великая Отечественная война 1941–1945 годов».

Количество просмотров: 2916  

Добавить комментарий

1. Новосибирцы – бывшие узники фашизма: информационно-методические материалы
2. Дорогами Победителей: образовательное событие в форме квеста
3. В помощь учителю истории. Справочный материал к уроку «Начало Великой Отечественной войны»
4. Разработка интегрированного урока «Развитие дыхания у дошкольников»
5. Моделирование базовых элементов на плоскостной композиции в технике пластилинография
6. «Прошлое в настоящем»: просветительское событие
7. «Великая Победа»: интегрированный урок математики и истории
8. Подвигу ленинградцев посвящается: историко-литературная композиция
9. Торжественная линейка, посвященная окончанию начальной школы
10. Урок мужества «Блокада Ленинграда»: сценарий образовательного события, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда
11. Сценарий образовательного события «15 улиц Новосибирска, носящих имена героев Великой Отечественной войны»
12. Интегрированное внеклассное мероприятие по истории и литературе, посвященное битве под Москвой «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»
13. Патриотический час «Женщины нашей Победы» (о женщинах-авиаторах)
14. Сценарий образовательного события «Я помню! Я горжусь!»
15. Сценарий образовательного события «Война. Победа. Память». История одной песни «На безымянной высоте»
16. Игра-путешествие по станциям «Дорогами войны 1941-1945 гг.»
17. Твои защитники: дети – герои войны в художественных произведениях для детей
18. У войны – не женское лицо: литературно-исторический вечер
19. Библиотечный урок у книжной выставки «Тема Великой Отечественной войны в произведениях художественной литературы и изобразительном искусстве»
20. Нам этот бой не забыть никогда: Ржевская битва. Час истории. Посвящается 80-летию освобождения Ржева

Страницы

1. Педагогическое мероприятие с детьми «Экологическое путешествие в волшебную страну» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Мастер-класс «Нейропсихологические технологии в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Пособие «Досочки Сегена» в коррекционной работе логопеда ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Библиотечная игра по сказкам А. С. Пушкина ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Развлечение «Приметы осени» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Конспект логопедического досуга для детей старшей группы по теме «Зимушка-зима» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Знакомство с процессом изготовления стеклянной ёлочной игрушки в праздничном путешествии в зимний Красноярск на фабрику новогодних игрушек «Бирюсинка» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. «Чистота – залог здоровья»: формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Конспект НОД «Путешествие в мир народных промыслов» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Конспект занятия для детей с ТНР средней группы «Настоящие друзья» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Беседа с дошкольниками подготовительной группы о старинном русском промысле – прядении ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Приобщение детей и родителей к семейным традициям ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Комплекс пальчиковых гимнастик с использованием кинезиологических упражнений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Разработка урока по теме «Гражданская война: истоки и основные участники» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Нетрадиционные формы проведения тематических занятий ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Методическое пособие по формированию функциональной грамотности у дошкольников с ОВЗ лэпбук «Времена года» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. «Ниточка за иголочкой». Из опыта работы в подготовительной группе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Создание творческих проектов как укрепление связи между педагогами и родителями воспитанников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Традиционный праздник МБДОУ д/с № 237 «Ярмарка семейных традиций» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Мастер-класс «Использование сервиса LearningApps.org на уроках английского языка» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы