Сенсорное развитие детей раннего возраста

 
 

Гейм Екатерина Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 395 г. Новосибирска

 

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Что же такое сенсорика, сенсорное развитие и сенсорное воспитание?

Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие») – категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.

Сенсорное развитие – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т. д.

Сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.

В сенсорном воспитании важно сформировать у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов.

Большое значение при усвоении сенсорных эталонов имеет слово. Именно слово помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более стойкими, четкими.

Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время, а объект восприятия уже отсутствует в поле зрения. Для этого достаточно произнести соответствующее словоназвание, например, «красный круг». Таким образом, именно при помощи слова удается закрепить полученные образы восприятия, формируя на их основе представления.

Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Кроме этого, в соответствии со стандартом дошкольного образования «Познавательное развитие» предполагает формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

В детском саду ребёнок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учёта и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображением предметов, ребёнок должен достаточно точно усвоить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения. Без постоянной ориентировки во внешних признаках предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При освоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – точное дифференцирование речевых звуков – и зрительное восприятие начертания букв.

Выстраивая работу по сенсорному воспитанию, важно стараться учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, используя личностно-ориентированный подход и выстраивать работу по сенсорному воспитанию поэтапно.

Весь образовательный процесс мы стараемся выстроить на разнообразных играх, упражнениях, занятиях, создавая комфортные, благоприятные условия для легкого восприятия материала.

В своей работе мы применяем следующие формы работы по сенсорному воспитанию:

1. Непосредственно-образовательная деятельность.

Это как непосредственно сама образовательная деятельность, так и продуктивная деятельность в качестве завершающего этапа основного занятия. Во время этой деятельности мы с детьми закрепляем, уточняем название цвета, формы, величины предмета; начинаем знакомить детей с ориентировкой на листе.

2. Дидактические игры.

Разнообразные игры с пирамидками, матрешками, конструктором, «вкладыши» и т.д.: «Сделай ёжику иголки», «Спрячь мышку», «Попади в цель».

3. Игры-экспериментирования.

Игры с водой: «Тонет – не тонет», «Кораблик».

Игры со снегом: «Какой снег?»

Рисование пшеном.

4. Индивидуальная работа с детьми.

Направлена на уточнение, закрепление полученных знаний и навыков с помощью дидактических игр.

Кроме этого, мной был сделан комплект игр для индивидуальной работы.

5. Работа с родителями.

Печатные консультации, папки-передвижки для родителей с информацией по сенсорному развитию детей.

Подводя итог, сделаем следующие выводы:

– сенсорное развитие ребёнка должно осуществляться непрерывно, на протяжении всего его пребывания в детском саду;

– роль педагога в данном процессе значительна, так как именно он является проводником процесса познания окружающего мира ребёнка;

– задачи сенсорного развития усложняются с взрослением ребёнка, как усложняется процесс познания мира, усложняются и обогащаются приёмы познания и способы обработки полученной информации.

Количество просмотров: 3790  

Добавить комментарий

1. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в рамках вариативной программы «Театральный калейдоскоп»
2. Как воспитать гражданина Российской Федерации в старшем дошкольном возрасте
3. Воспитательные практики дошкольного учреждения
4. Шаги к позитивному родительству
5. Предупреждение ДДТТ через организацию проектной деятельности с дошкольниками
6. Использование нетрадиционных форм проведения педсоветов как одно из средств активизации педагогов ДОУ
7. Работа с нетрадиционными техниками рисования в современной образовательной организации
8. Развитие пространственно-временной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста как необходимый навык готовности ребенка к школе
9. «День черкесского костюма»: воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников
10. Эффективные практики воспитательной работы в дошкольной образовательной организации
11. Готовимся к школе вместе
12. Знакомим детей с профессиями
13. Парные коммуникации как средство поддержки детской инициативы в работе учителя-логопеда
14. Музыкальное развитие старших дошкольников посредством народного фольклора и танцев
15. Сенсорное развитие детей раннего возраста
1. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Значение речевой игры в формировании предпосылок функциональной грамотности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Народные игры в системе развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи при дизартрии средствами логопедических сказок ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. «Умный пол» как элемент РППС в период адаптации детей раннего возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Слушать, слышать и воспринимать… ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Личностно-ориентированный подход в детском саду: творчество без границ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Нетрадиционное творчество в младшем дошкольном возрасте ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Формирование культуры правильного питания у дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Искусство оригами как средство формирования математических представлений у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Литературный квест как средство социокультурного развития дошкольников в процессе приобщения к художественной литературе ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Создание речи: инновационный подход к развитию речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Семейная культура как основа речевого благополучия ребенка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Дети в семьях мигрантов: проблемы и пути их решения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Дошкольное образование будущего: как технологии меняют обучение? ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Субъектность как важное условие формирования успешной личности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Использование метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Педагогические методики: из детского сада в семью. Современные формы просвещения родителей ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы