О заданиях исследовательского характера на уроках математики

 
 

Серегин Григорий Михайлович,

кандидат педагогических наук, учитель математики
МБОУ «Лицей № 185» г. Новосибирска

 
 
 

Белина Людмила Ивановна,

учитель математики и физики
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 185 Октябрьского района
г. Новосибирска

 
 
 

Кацан Наталья Ивановна,

учитель математики высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицей № 185» Октябрьского района г. Новосибирска

 

О заданиях исследовательского характера на уроках математики

Учебный процесс включает в себя многие составляющие, важнейшей из которых является познание нового. Для того чтобы познание нового было наиболее эффективным, учащиеся должны в большей степени проявлять активность и самостоятельность при изучении учебного материала. Самостоятельное приобретение учащимися новых знаний – это, безусловно, творческий процесс. Большую помощь при этом оказывает введение в обучение творческих заданий, в том числе заданий, носящих явно выраженный исследовательский характер. Рассмотрим некоторые виды таких заданий.

1. Задания на составление задач

Как правило, школьник получает свою задачу в готовом виде от учителя или из учебника. Очень важно, чтобы выбранная задача была интересной для ученика и заслуживала бы его усилий. Одним из видов заданий, способствующих развитию интереса к решению задач и поиску нового, являются задания на составление задач самими учащимися.

В общем случае механизм составления задач может быть описан с помощью следующей последовательности действий: а) выбор объектов и целей их исследования; б) анализ полученной задачной ситуации; в) получение нового знания об объектах задачи; г) формулировка задачи на доказательство полученного факта; д) решение составленной задачи.

Заметим, что анализ задачной ситуации может осуществляться двумя способами: либо на основе построений и измерений, либо с помощью вывода логических следствий из выбранных условий. В первом случае выдвигается гипотеза, которая становится новым знанием только после её доказательства, т.е. после решения поставленной задачи. Во втором случае полученное новое знание не нуждается в дополнительном доказательстве, поэтому решение поставленной задачи служит контролем правильности её построения.

Рассмотрим вначале методику работы по составлению задач на основе построений и измерений – индуктивный метод получения нового знания. Вначале учитель предлагает учащимся задания, которые содержат объекты и цель их исследования. Далее каждый ученик строит указанные объекты и выполняет измерения в соответствии с поставленной целью; полученные результаты заносятся в общую таблицу, анализ которой позволит подметить закономерность и выдвинуть гипотезу. Следующим этапом работы является формулировка задачи на основе выявленной закономерности и её решение.

Приведём конкретный пример задания на составление задач.

2. Решение задач различными способами

Решение задач различными способами предоставляет большие возможности для совершенствования обучения. При решении задач только одним способом у учащихся единственная цель – найти правильный ответ. Если же требуется применить при этом несколько способов, школьники стараются отыскать наиболее оригинальное, красивое, экономичное решение. Для этого они воспроизводят многие теоретические факты, методы и приёмы, анализируют их с точки зрения применимости к данной в задаче ситуации, накапливают определённый опыт применения определённых знаний к различным вопросам. Систематическая, планомерная и настойчивая работа учителя в развитии учащимися навыков в отыскании различных способов решения задачи способствует развитию приёмов логического поиска, который, в сою очередь, развивает исследовательские способности учащихся.

Рассмотрим некоторые задачи, которые могут быть предложены учащимся для решения их различными способами.

3. Математическое экспериментирование и поиск неизвестных закономерностей

Нередко открытие нового математического результата идёт по следующей схеме. Решая ряд конкретных примеров или задач, подмечают некоторую закономерность. Формулируется гипотеза и если она подтверждается строгим доказательством, то математический факт считается истинным. Так было, например, при решении четвёртого и пятого задания из рассмотренных выше заданий на составление задач. Приведём другие задачи на поиск закономерностей.

Исследовательская работа, как одна из составляющих учебного процесса, способствует более глубокому закреплению теоретических знаний, развивает высокую требовательность к себе, аккуратность, точность в работе, расширяет возможность получения в стенах школы каждым обучающимся исследовательских навыков.

Количество просмотров: 12833  

Добавить комментарий

1. Профессиональная проба «Шахматист 2.0». Шахматы как приключение, профессия и путь к новым интересам ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие эмоционального интеллекта ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Понятие о тексте. Основные признаки текста», построенного на основе методов и приемов технологии развития критического мышления ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Технологическая карта урока русского языка ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Эффективные формы взаимодействия с родителями в ДОУ согласно ФОП ДО ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Проект «Папа, мама, я – вот и вся моя семья» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Образовательный проект «Маленький патриот своей страны» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Методическая разработка на тему «Использование игровых технологий для активизации мыслительной и познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Проект на тему «Сходство животных и птиц разных лет и эпох» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Сценарий музыкальной сказки «О материнской любви» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мультипликации ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Беседа с детьми подготовительной группы о Дне Победы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Конспект интегрированного урока «Окружающий природный мир» и «Сенсорное развитие» в 8 классе по АООП для учащихся с нарушениями интеллекта (вариант 2) ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Консультация для родителей «Развитие навыка построения предложно-падежных конструкций средствами дидактических игр и игровых упражнений у детей с общим недоразвитием речи» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Роль считалок в детском саду: игра, развитие и воспитание ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Парциальные программы – один из способов улучшения качества образования ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Конспект развлечения «Праздник цветных карандашей отмечаем с Симкой и Дим Димычем» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Познавательно-исследовательский проект «Ромашка моего имени» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Мастер-класс «Как cложное cделать простым» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Конспект игры-викторины для детей и родителей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025

Страницы