Поможем ребенку полюбить книгу

 
 

Анисова Лариса Федоровна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Поможем ребенку полюбить книгу

Любовь к книге, к чтению нужно воспитывать с детства. Если в детстве не привить ребенку привычку читать, то, скорее всего, он не будет читать и позже. Ребенок, которому читают книги с самого раннего возраста, быстрее развивается. Он учится думать, логически мыслить, повышается его интеллект. Он раньше начинает говорить, его словарный запас гораздо больше, а грамотность выше, чем у его сверстников. У такого ребенка развивается воображение, фантазия, память, расширяется кругозор. Кроме этого, художественная литература оказывает очень большое влияние на развитие позитивного отношения к миру, формирование мировоззрения ребенка.

Дошкольный возраст – это возраст, в котором ярко проявляется способность воспринимать художественные произведения искренне, от души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

Существует огромное количество книг, которое невозможно перечесть за всю свою жизнь. Как же не растеряться и выбрать то, что тебе по душе? Мои советы предназначены тем взрослым, у которых подрастает ребенок – дошкольник. Известно, что «книга – лучший учитель». Читая даже самым маленьким детям, мы, тем самым, помогаем им учиться думать, размышлять, эмоционально переживать или радоваться, расти интеллектуально и морально.

Для того, чтобы было легче ориентироваться в современных книгах, нужно, прежде всего, знать произведения так называемого «Золотого фонда», который содержит самые лучшие книги, которые помогут взрослым всесторонне развивать детей. Читайте детям ту книгу, которая нравится вам. Это поможет вызвать должный отклик в душе ребенка. Если произведение незнакомое, то необходимо прочесть его заранее, чтобы осмыслить.

Каждый ребенок является индивидуальностью, поэтому то, что интересно одному ребенку, может быть неинтересно другому. В этом случае, чтение придется отложить до следующего раза, а в этот раз предлагать другие варианты. В конце концов, обязательно найдется книга, которую ребенок будет слушать с неподдельным интересом. Чтение должно быть радостным моментом, а не неприятным занятием. Нужно выбрать оптимально правильное время для чтения. Если ребенок хочет поиграть либо погулять, то предоставьте ему такую возможность. Лучшее время для чтения детям – это послеобеденное время (перед дневным сном) или вечернее (перед ночным сном). Если ребенок беспокойный, то лучшее время для чтения – день. Читая книгу, важно остановиться до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше чуть меньше, но регулярно. Время чтения тоже глубоко индивидуально. Кому-то достаточно 10 минут, а кто-то может слушать чтение 30 минут и более. Дошкольник усваивает язык практически, по подражанию, заимствуя у взрослых и словарь, и тон, и манеру говорить. Одно из главных условий чтения – это эмоциональное отношение взрослого к читаемому. Взрослый не должен читать текст слишком быстро или безразличным тоном, без эмоциональных акцентов. Чем меньше ребенок, тем определеннее должно быть чтение, однако переигрывать для создания звукоподражательных эффектов также не надо – дети очень чувствуют преувеличение и фальшь, а от взрослого ждут подлинных эмоций и чувств.

 

Для дошкольника очень важно перечитывание. Если ребенок просит вас читать любимую книгу в который раз, не отказывайте ему в этом. Дело в том, что перечитывание создает ребенку ситуацию комфортности, когда он знает, что будет дальше, радуется поворотам событий, в то же время он отмечает новые смысловые нюансы, которых раньше не замечал. Такое поведение «правильного» читателя (слушателя) с литературоведческой точки зрения дает возможность проникнуть в сущность произведения. Жесткого разграничения в чтении младшим и старшим дошкольникам нет. Если в опыте ребенка не было книг для младших, вы можете со старшими детьми начинать знакомство с них.

Слуховая чувствительность у дошкольников развита неодинаково. Физический и речевой слух развиваются с возрастом. Чтение книг детям служит одним из условий развития слуха, а на этой основе – усвоения языка, грамматически правильной речи и, конечно же, привычка читать.

Предлагаю рекомендательный список произведений, которые могут быть интересны вашему ребенку. Прежде всего, это сказки: народные и авторские. Сказки несут не только художественную ценность, но и познавательную.

– В. Катаев «Цветик – семицветик»

– Г. Цыферов «Паровозик из Ромашково»

– С. Козлов «Ежик в тумане»

– А. Волков «Волшебник Изумрудного города»

Природоведческие рассказы и сказки:

– В. Бианки «Лесные домишки»

– Е. Чарушин «Томкины сны»

– Н. Сладков «Загадочный зверь»

– Е. Пермяк «Хитрый коврик»

Природоведческие рассказы Г. Скребицкого, Г. Снегирева, В. Чаплиной, О. Перовской помогают почувствовать себя реальным участником описываемых событий.

Произведения морально-нравственной тематики всегда вызывают душевный оклик у дошкольников. Таких рассказов и сказок очень много в сборниках детской писательницы В. А. Осеевой:

– «Добрая хозяюшка»

– «Плохо»

– «Печенье»

– «Волшебное слово».

Другие авторы привнесли в свои произведения юмористическую нотку.

– Н. Носов «Мишкина каша», «Живая шляпа»

– В. Драгунский «Он живой и светится», «Заколдованная буква»

– В. Голявкин «Наши с Вовкой разговоры», «Тетрадки под дождем».

Детская художественная литература является мощным средством воспитания у детей нравственных чувств: отзывчивости, доброты, человечности, формирует привычку читать и учиться всю жизнь.

Выбирайте, читайте и развивайтесь с удовольствием!

Количество просмотров: 15716  

Добавить комментарий

1. Система работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный период
2. Личная и профессиональная компетентность педагога как ресурс развития современного образования
3. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОНР посредством медиаобразования
4. Взаимодействие педагогов и родителей в коррекционно-логопедической работе с детьми в рамках реализации ФГОС ДОО
5. Личность и профессиональная компетентность педагога как ресурс развития современного образования
6. Пластилинография – яркие краски детства
7. Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников
8. Интерактивная комната как средство обеспечения безопасного пространства и совершенствования информационной среды в ДОУ
9. Взаимодействие семьи и педагога дошкольного образовательного учреждения как важное условие благополучной адаптации ребёнка к ДОУ
10. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
11. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через выжигание
12. Жить в детском саду интересно и весело!
13. Использование устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста
14. Освоение сенсорных эталонов цвета, формы, величины в дидактических играх с детьми раннего дошкольного возраста
15. Игра в период адаптации ребенка к условиям детского сада
16. Формирование предпосылок читательской деятельности у детей с нарушениями зрения
17. Роль фонематического слуха в воспитании звуковой культуры речи
18. Использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ
19. Поможем ребенку полюбить книгу
20. Осенние фантазии
1. Организация патриотического воспитания детей раннего возраста в условиях образовательного учреждения ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
2. Воспитываем дошкольника на примерах героической летописи страны ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
3. Проект «Зеленые чудеса нашего окна»: формируем экологическую культуру у дошкольников ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
4. Формирование сплоченного коллектива сверстников в группе детского сада ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
5. Формирование основ патриотического воспитания дошкольников через различные виды деятельности ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
6. Сохраним историческую память: непокоренный Ленинград ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
7. Формирование навыков безопасного поведения дошкольников в дорожно-транспортной среде через игровую деятельность ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
8. Проект «И помнит мир спасенный!» ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
9. Интеграция патриотического воспитания и медиативных практик в работе с детьми старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
10. Патриотическое воспитание дошкольников через детскую литературу ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
11. Этическая беседа как метод формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
12. Патриотическое воспитание в ДОО через разные виды деятельности ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
13. Формирование активной гражданской позиции у детей дошкольного возраста посредством участия в социально-значимой деятельности ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
14. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в образовательных учреждениях ВЫПУСК № 118 (3), июнь 2025
15. Развитие дивергентного мышления у воспитанников детского сада ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025

Страницы