Стратегии практико-ориентированного подхода к детям с нарушениями зрения в процессе инклюзивного обучения и воспитания в ДОО

 
 

Жукова Галина Эдуардовна,

учитель-дефектолог высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка» г. Новосибирска

 
 
 

Лазарева Лариса Владимировна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка» г. Новосибирска

 

Стратегии практико-ориентированного подхода к детям с нарушениями зрения в процессе инклюзивного обучения и воспитания в ДОО

Глаз должен выучиться видеть,

как язык говорить.

Д. Дидро

Для обеспечения равных стартовых возможностей каждого ребенка и выполнения федеральных государственных требований основной общеобразовательной программы дошкольного образования необходимо повышение эффективности коррекционной работы, поиск новых форм и приемов обучения детей с проблемами в развитии.

Инклюзивное образование способно обеспечить адекватное обучение, воспитание, социализацию как детей с особенностями развития, так и их обычных сверстников, максимальное раскрытие потенциальных возможностей личности каждого ребенка.

Педагог, работая с детьми с нарушениями зрения, наряду с осуществлением задач обучения и воспитания, решает и специальные задачи, обусловленные особенным контингентом воспитанников:

– создание дополнительных гигиенических и педагогических условий для развития и воспитания ребенка с нарушением зрения;

– осуществление мероприятий по охране и восстановлению зрения;

– ответственное отношение к здоровью детей и их физическому развитию, организация специфического режима.

Одним из основных коррекционных направлений является развитие способов зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения, которое осуществляется в процессе целенаправленной деятельности.

Основные рекомендации по сопровождению ребенка специалистами ДОО и условия включения. Составление образовательного маршрута в ДОО в условиях дефицитарности зрительного анализатора.

Слабовидящий ребенок. Одним из условий включения является организация специально приспособленной, в том числе сенсорной, среды. Крайне важно соблюдение режима освещения и дозирование зрительных нагрузок, рекомендованы занятия с тифлопедагогом в ППМС-центре, занятия с дефектологом и/или логопедом (при необходимости); соответствующее методическое и дидактическое оснащение.

Незрячий ребенок (тотальная, слепота, слепота со светоощущениями, слепота с остаточным зрением). Условия включения требуют организации специально приспособленной, в том числе сенсорной, среды, обязательного сопровождения обученного специалиста (тьютора), занятий с тифлопедагогом, в том числе обучение навыкам ориентировки в пространстве (в ППМС-центре или ДОО). Использование соответствующего методического и дидактического оснащения, специальных приемов и методов развития ребенка, занятия с психологом.

Амблиопия, косоглазие. Необходимо регулярное консультирование специалистов профильного центра или ППМС-центра. Специальная коррекционная работа (если ребенок посещает массовую группу) может осуществляться в поликлинике по месту жительства или в спе­циализированном центре, ППМС-центре.

Прогноз развития и адаптации в ДОУ зависит от степени нарушения зрительного восприятия, времени возникновения этих нарушений и времени начала (и интенсивности) абилитационной и коррекционно-развивающей работы ребенка с профильными специалистами.

Условия адаптации ребенка с нарушениями зрения в общеобразовательной среде в первую очередь требуют использования специальных техник, методик и приемов обучения, разработанных для детей с нарушениями зрения. Кроме того, необходимо помнить, что деятельность таких детей протекает в более медленном темпе. Следует учитывать особенности зрения, рассаживая детей на фронтальных занятиях, позволять им подбирать позу, удобную для максимального использования зрения при работе.

Чрезвычайно важен подбор адекватного дидактического материала (рельефного, контурного, яркого, с использованием предметности в подборе дидактического материала). В педагогической работе необхо­димо сочетать описания предмета с активным его исследованием, сопровождающимся активными действиями ребенка для устойчивости понятия. Необходим дозированный режим зрительных нагрузок и специальный режим освещения. Особый вид помощи ребенку заключается в формировании познавательной, коммуникативной и учебной мотивации.

Организация рабочего места.

Детей с очень низкой остротой зрения (ниже -0,4) следует сажать за первую парту (стол) так, чтобы освещение падало слева и сверху. Материал для демонстрации предъявляется не далее 1 м от глаз. Необходим дополнительный индивидуальный показ предмета. Наиболее благоприятен показ предмета на чёрно-белом фоне, либо на зелёном (успокаивающем), коричневом (спокойном, контрастном) или оранжевом (стимулирующем). Следует сочетать предмет и фон по цвету, чтобы можно было лучше его рассмотреть во всех деталях. Предметы должны быть крупными, яркими по цвету, точными по форме и деталям. На занятиях по математике размер предметов – до 15 см, размер используемой натуры – 20-25 см, раздаточного материала – 2-5 см.

Картину обычно демонстрируют на определённом фоне. Можно одновременно демонстрировать две одинаковые картины, чтобы все дети хорошо их видели. Следует тщательно продумывать удобное размещение пособий на занятиях по изобразительной деятельности с учётом остроты зрения и окклюзии, а также использовать индивидуальные подставки (вертикаль) для рассматривания объекта, показа приёмов.

Нужно постоянно следить за позой детей в разных видах деятельности, за организацией игрового места ребёнка вне занятий (свет, подбор игрового материала определённого размера, яркости), за сменой деятельности вне занятий.

Организация физкультурной деятельности. На физкультурных занятиях требуется производить замену некоторых упражнений по согласованию с врачом-офтальмологом, дополнительную подстраховку детей во всех видах движений, так как у детей нарушена координация движений в связи с низкой остротой зрения. Следует уменьшить дозировку упражнений с наклонами вниз, прыжками, переворотами со спины на живот, упражнений на животе. На физкультурных занятиях следует использовать приближение горизонтальной, вертикальной цели, большой её размер, дополнительную страховку в некоторых видах движений, замедленный показ движений, чтобы дети успели его увидеть, а также чаще подходить к детям для фиксации их правильных движений.

Советы по проведению гимнастики для глаз. Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня от 3 до 5 мин, важно проводить эту гимнастику индивидуально в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями. Гимнастику для глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах. Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть ярким, не очень большим. Предмет показывается чуть выше уровня глаз детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше. Для зрительной гимнастики можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить её по словесным указаниям. Необходимо учитывать скорость реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию. Следует отмечать старание, желание и результаты детей.

Особенности коррекционных занятий. Содержанием специальных занятий является не механическая тренировка зрительных функций глаза, а связанная с общеобразовательной программой работа по развитию всех видов познавательной деятельности ребёнка. Эти занятия проводятся на полисенсорной основе при активном включении мыслительной деятельности ребёнка. Сенсорное и физическое воспитание – основа коррекционной работы, поэтому дидактические и подвижные игры с выделением коррекционных задач планируются гораздо чаще, чем в обычном детском саду. Эффективным средством коррекционной работы воспитателя является прогулка, где проводятся дидактические и подвижные игры на развитие глазомера, точности движений, на ориентировку. Для этого подбираются яркие, красочные материалы, способствующие развитию зрительного внимания, восприятия. Вся окружающая обстановка на прогулке используется для формирования зрительных представлений детей, развития полисенсорного восприятия.

Вербализм представлений у слепых и слабовидящих связан с невозможностью целостного восприятия объектов и их отдельных свойств, устранение его проявлений, является одной из основных задач коррекционной работы. При своевременной коррекционной работе слепые и слабовидящие приобретают необходимый запас представлений, обеспечивающий нормальную ориентацию в окружающей среде.

Коррекционную направленность занятий определяет:

– использование специальной наглядности, более крупной фронтальной (до 15-20 см) и дифференцированной индивидуальной (1-5 см); использование фронтов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, жёлтого, зелёного цветов, способствующих растормаживанию колбочкового аппарата глаза; подставок, позволяющих рассматривать объект в вертикальном положении;

– выбор методов и приёмов с учётом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития зрительного восприятия. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности на занятиях, введения физкультминутки как обязательной части любого занятия. Суженный сенсорный опыт обязывает обращать внимание на правильный способ деятельности, а не только на её результат.

– формообразующие движения руки при обследовании и воспроизведении объекта необходимы детям вплоть до подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения, так как они способствуют развитию глазодвигательных функций.

Условиями для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта являются:

– выбор адекватного фона;

– выбор определённого цвета, так как цвет в сочетании и на расстоянии может меняться (например, красный рядом с жёлтым часто видится как оранжевый, фиолетовый с коричневым – чёрным);

– постоянное использование указки для показа;

– ребёнок при показе объекта находится у доски со стороны открытого глаза;

– педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;

– некоторые объекты на рассматриваемой картине даются с чётким контуром (обвести чёрным цветом по контуру).

Образцы для показа на занятиях по изобразительной деятельности должны быть в 2-2,5 раза больше детских работ, мелкие детали показываются дополнительно в крупном размере. Для слабовидящих детей листы для рисования используются в 2 раза меньшего, чем для остальных (1/2 альбомного листа), размера. Для рисования можно применять как общую, так и индивидуальную натуру, а также дополнительную для 3-4 наиболее плохо видящих детей.

Таблица 1

Стратегии практико-ориентированного подхода  к детям с нарушениями зрения в процессе коррекционно-образовательной деятельности

Форма зрительной патологии

Близорукость (миопия)

Косоглазие

Аблиопия

Дальнозоркость

Астигматизм

Нистагм

 

 

 

 

 

 

Трудности

рительного

восприятия

Аномалия клинической рефракции, при которой изображение находится перед сетчаткой.

Изображение предметов при близорукости фокусируется не на сетчатку, что дало бы хорошее зрение, а перед сетчаткой и изображение получается расплывчатым.

Нарушение содружественных движений глаз.

Монокулярный характер зрения. Даёт представление о ширине и высоте, но не даёт представления о глубине, объёме и взаимном расположении предметов.

Понижение остроты зрения без видимых причин.

Один из двух глаз не видит или же исключен из процесса зрения. Глаза привыкли видеть разные картинки Монокулярный характер зрения. Зрение преимущественно одним глазом. Даёт представление о ширине и высоте, но не даёт представления о глубине, объёме и взаимном расположении предметов.

Аномалия клинической рефракции, при которой изображение находится за сетчаткой.

Нередко при гиперметропии наблюдается сходящееся косоглазие.

Нужно учитывать, что длительнее работа вблизи вызывает утомление (асте­нопию).

Разная проекция изображения по вертикальному и горизон­тальному меридианам глаза. Изображение предметов при астигматизме нечеткое, местами размытое, прямые линии выглядят изогнутыми, что может приводить к развитию амблиопии.

Спонтанные колебательные движения глаза (вертикальный, горизонтальный, ротаторный или смешанный).

Может вызывать головокружение и всегда сопровождается нечеткостью зрительных восприятий.

 

 

 

 

 

 

Требования

к рабочей

поверхности

Освещённость поверхности рабочего стола – 500 Лк, при проведении практических работ – 1500 Лк.

Наличие на рабочих столах подставок для книг и иллюстраций.

Расстояние от глаз до книги 30-35 см. При работе за столом книга должна лежать под углом 40° к поверхности стола (на подставке);

 

Хорошая освещенность, оптимальное расстояние от глаз до книги или тетради - 30-33 см.

При сходящемся косоглазии: При работе за столом книга должна лежать под углом 40° к поверхности стола (на подставке);

При расходящемся косоглазии: упражнения преимущественно на горизонтальной плоскости.

Хорошая освещенность, оптимальное расстояние от глаз до объекта восприятия - 30-33 см. (дошкольникам в процессе изобразительной деятельности, школьникам при чтении или письме).

Применяется для всех форм зрительной патологии:

Расположение объекта восприятия на расстоянии, доступном для различения деталей, в соответствии со зрительными возможностями. При работе вблизи в вертикальной плоскости для снятия утомления (вне зависимости от вида косоглазия). Объект восприятия располагается перед лучше видящим глазом.

 

Высокий уровень освещения и контраста. Уменьшение зрительных помех.

 

 

 

 

 

Требования

к наглядному

материалу

Изображения с высоким контрастом.

Мелкие натуральные объекты заменять увеличенными изобразительными пособиями без деталировки.

Цветоисполнение изобразительных пособий преимущественно в оранжево-жёлтых и зелёных тонах.

Замена демонстрационной наглядности раздаточной.

Четкие оконтуренные картинки.

Яркие контрастные разнообразные цвета (стимулируют сетчатку, цветовоспринимающий аппарат глаза, снимая часть нагрузки с аккомодационных мышц).

При слабовидении (0,01-0,3) жесткие требования к размеру, свету, контрасту пособий с целью обеспечения комфортного труда без утомления в процессе деятельности.

Более жесткие требования к определению количества объектов, составляющих множество, для восприятия детьми с монокулярным зрением, косоглазием, амблиопией высокой степени.

 

 

 

 

Адаптации и рекомендации

(на что должен педагог обращать внимание)

 

 

 

 

 

 

 

 

Адаптации и рекомендации

(на что должен педагог обращать внимание)

Зрительная работа может быть представлена на трех уровнях: сенсорном (ощущения), перцептивном (восприятие) и апперцептивном (представление)

Изобразительные пособия давать с контрастным исполнением (90-100%) и мини­мальной   загруженностью перцептивного поля (для начальной школы - 7).

Полностью ис­ключить мелкую работу.

Чередовать практическую

деятельность и наблюдения.

Рекомендуются коррекционные приемы по определению размеров (масштабности), сравнительный разбор объектов.

 

Объём при монокулярном зрении познаётся с помощью тактильно-осязательного восприятия.

Рекомендуются зрительные упражнения на локализацию (зрительный поиск среди множества объектов), при сходящемся косоглазии - на расслабление конвергенции (сведение глаз), при расходящемся- на усиление аккомодации (приспособление глаза к ясному видению на различных расстояниях);

Учитывать самостоятельный выбор ребёнком точки оптимального видения (эксцентрический взгляд), частые перерывы для работы вблизи, дополнительное время для новых задач, основанных на зрительной информации.

Упражнения с игрушками стереоскопического типа (стереокартинки, бинокли и т.п.) при наличии в диагнозе бинокулярного зрения.

Объём при монокулярном зре­нии познаётся с помощью тактильно-осязательного восприятия.

Рекомендуются зрительные упражнения на локализацию (зрительный поиск среди множества объектов).

При низкой остроте зрения (0,01 – 0,3)   обращать внимание на цветовое решение дидактического материала (яркие цвета стимулирующие сетчатку  - красный, желтый, оранжевый, зеленый и их оттенки).

Методы лечения включают в себя: окклюзия (заклейки – выключение из работы лучше видящего глаза).

 

 

 

Хорошее освещение,  контраст.

Соблюдение требований в соответствии с возрастными и функциональными возможностями.

Соблюдение требований в соответствии с возрастными и функциональными возможностями. Усиление насыщенности, окраски линий, их толщины, обеспечивающее четкость границ между объектами восприятия.

Хорошее освещение,  контраст, увеличение  или приближение  предмета к глазам.

 

Учитывать: неспособность  ребенка удерживать точку фиксации, снижение остроты зрения, усталость, головокружение.

Упражнения, повышающие остроту зрения, ослабляющие тонус мышц.

Сдвиг взгляда или наклон головы, позволяющие найти нулевую точку и тем замедлить нистагм. Избегать стрессов и усталости.

 

 

 

Эргономические условия

 

(дозирование зрительной, интеллектуальной и физической нагрузки)

Регламент допустимой зрительной и физической  нагрузки в соответствии с видом патологии, возрастом и с учетом индивидуальных особенностей состояния зрительных функций. Гимнастика для глаз. Упражнения на тренировку аккомодации. Рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища. Постоянный контроль за осанкой. Строгое соблюдение режима дня, занятия на свежем воздухе, закаливание. Режим освещения.

Занятия без наклонов и резких приседаний.

Противопоказаны резкие и длительные наклоны туловища и головы, подъём тяжестей, сотрясение тела; вынужденная рабочая поза; значительная зрительная нагрузка (мелкая работа).

 

Литература:

 

  • Ермаков В.В.Что и как видят дети от рождения до 10 лет с сохраненным и нарушенным зрением. Диагностика, развитие и тренировка зрения. –  М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС. - 2015. – 143с.
  • Тупоногов Б.К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слвбовидящих детей: методическое пособие для педагогов и руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС. 2011. – 223с.
  • Фомичева Л.В.  Клинико – педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: Учебно – методическое пособие – Спб.: КАРО, 2007. – 256с.

Литература

1. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / науч. ред. доц. В.А. Феоктистова. М.: Логос, 1993.

2. Гусева М.Р., Дмитриев В.Г., Плаксина Л.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. М.: Просвещение, 1978.

3. Денискина В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения. Уфа: Изд-во Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Уфе, 2004.

4. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/Под. ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 144с.

5. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мозаика» / авт.-сост. Е.Г.Карасева. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. – 64с. (Мозаичный ПАРК).

6. Мясникова Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. Саратов: Центр реабили­тации и помощи детям с нарушением зрения, 2006.

7. Никулина Г.В., Волкова И.П., Фещенко Е.К. Оценка го­товности к школьному обучению детей с нарушениями зрения: учебное пособие / под ред. Г.В. Никулиной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.

8. Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 128с.

9. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушен­ным зрением: методическое пособие / под. ред. проф. Л.М. Шипицыной. СПб.: Образование, 1995.

Презентация «Стратегии практико-ориентированного подхода к детям с нарушениями зрения в процессе инклюзивной практики ДОО»

Количество просмотров: 8607  

Комментарии

Очень полезная информация. Кратко, но емко. Молодцы, специалисты. Презентация интересная,объемная,нестандартная. Можно использовать в работе с родителями. Все наглядно. А будут рассмотрены и другие нарушения рефракции?
Спасибо за внимание к нашей работе! Другие нарушения рефракции обязательно будут представлены на методическом объединении тифлопедагогов. Данная презентация и таблица дана как пример работы с детьми с нарушениями зрения в рамках инклюзивного образования.

Страницы

Добавить комментарий

1. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы