Профессиональная ориентация в учреждении дополнительного образования детей как ресурс развития личности ребенка

 
 

Соболева Алла Владимировна,

методист МБУДО «ДДТ «Кировский» г. Новосибирска

 

Профессиональная ориентация в учреждении дополнительного образования детей как ресурс развития личности ребенка

В Концепции развития дополнительного образования до 2020 года говорится, что содержание дополнительных образовательных программ должно быть во многом ориентировано на создание условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения. Акцент делается на поиске инновационных приемов и форм профориентационной работы с детьми, на мероприятиях, способствующих профессиональному самоопределению. И чтобы Дом детского творчества «Кировский» оставался конкурентоспособным учреждением с качественной системой образовательных услуг с 2017 года реализуется проект комплексной профориентационной работы «Ключ к успеху».

Настоящий проект – это попытка выстраивания комплексной профессионально ориентационной работы, направленной на формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессии и деятельности на основе имеющихся способностей, приобретённых в системе дополнительного образования. Проект реализуется с различными категориями участников: педагогами, родителями и обучающимися от 5 до 18 лет. Реализация проекта осуществляется в объединениях Дома детского творчества «Кировский». Срок реализации проекта – 3 года.

Цель данного проекта – создание условий для комплексной профессионально ориентационной работы в учреждении дополнительного образования. Проект предполагает формирование у обучающихся готовности к самостоятельному выбору направленности обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими компетенциями и способностями, приобретёнными в дополнительном образовании.

При работе над проектом были проанализированы многие существующие программы и проекты данной тематики. Новизна и отличительные особенности проекта:

– составление профориентационных мероприятий не только с обучающимися, но и с педагогами и родителями;

– проект подразумевает работу с различными возрастными категориями обучающихся: от 5 до 18 лет;

– обучающимся предлагается широкий спектр внеучебных мероприятий и программного материала, подобранных исходя из возрастных особенностей и направленности объединений, в которых они занимаются;

– использование разнообразных активных форм и методов профессионально ориентационной работы (тренинги, деловые игры, квесты, экскурсии);

– сочетание традиционных методов с современными инновационными технологиями;

– дозированность подачи информации: важно обеспечить психологически комфортную образовательную среду с сбалансированной нагрузкой, которая учитывает индивидуальность, потребности и природные способности обучающихся.

Модуль «Работа с педагогами» дает педагогам общие сведения о профессиях, способах развития компетенций, условиях выбора профессионального пути через введение в образовательную программу дополнительных разделов и тем.

Функция руководителя творческого объединения в нашем проекте – не тестировать ребенка, а показать обучающемуся, какие профессии связаны с их видом деятельности, какой у них потенциал, какие требования предъявляются к тому, кто хочет ими овладеть. Популяризируя профессии, педагог дополнительного образования информирует и расширяет кругозор обучающихся о перспективе применения навыков.

Какой он – профессионал 21 века? Какими качествами он должен обладать? Как можно помочь современным детям сегодня сделать свой профессиональный выбор и завтра стать успешным профессионалом?

На Всемирном экономическом форуме в Давосе были названы 10 профессиональных компетенций, которые будут актуальны через 5 лет:

1. Решение проблем.

2. Критическое мышление.

3. Креативное мышление.

4. Лидерство.

5. Взаимодействие с людьми.

6. Эмоциональный интеллект.

7. Формирование собственного мнения и принятие решений в отношении собственной жизни.

8. Клиентоориентированность.

9. Ораторское искусство.

10. Гибкость.

Многие из вышеперечисленных навыков, «soft skills» и «hard skills», педагоги дополнительного образования отрабатывают на занятиях в объединениях. Это умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, межличностное общение, ораторское искусство, работа в команде, эрудированность, креативность, технические навыки, метод слепой печати, программирование, педагогическая компетенция, составление композиций, навыки публичных выступлений и многие другие. Такой богатый багаж дает возможность нашим выпускникам и их родителям сделать уверенный профессиональный выбор.

Развитие компетенций в объединении отразилось на карте, где отображена информация о том, какие навыки в профессии необходимы.

Работа велась с каждым педагогом индивидуально, сначала были перечислены навыки, отрабатываемые в объединении. Далее мы подбирали способы отработки навыков и их диагностирования. Навыки с прописанными определениями размещались в таблице и обучающиеся переводили каждое понятие в знаковую систему, по подобию сайта «Атлас новых профессий» – это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Новые профессии, представленные на этом сайте, требуют новых «надпрофессиональных» навыков, и эти навыки разработчики сайта перевели в знаковую систему. И мы также прорисовали, перевели все отрабатываемые навыки в объединении в картинку – знак, понятный обучающимся и педагогам.

На следующем этапе были подобраны профессии с набором получаемых в объединении компетенций. В итоге получилось наглядное пособие, которое мы назвали «Карта применения навыков для профессионального самоопределения». Карта выполнялась для каждого объединения.

Карта – это инструмент профориентации, который помогает открыть новые возможности перед выпускниками дополнительного образования, родителями и педагогами, дает толчок к поиску возможности для самореализации, определит оптимальное направление развития.

Задачи, которые мы ставим перед собой в применении этого наглядного пособия: расширить границы представления о мире профессий для выпускника конкретного объединения; показать перспективы развития дополнительного образования с новой стороны; осветить основные возможности и перспективы профессий.

Профессиональная ориентация является естественным продолжением всей педагогической работы с обучающимися и в каком-то смысле ее логическим завершением. Полноценная профориентационная помощь, ненавязчиво сопровождающая ребенка с дошкольного возраста, дает последнему уверенность в будущем профессиональном выборе и позволяет обоснованно подойти к построению индивидуальной траектории личностного развития. Заинтересованность Дома творчества в обоснованном выборе профессии его выпускниками аргументирована: в процессе обучения формируются навыки и компетенции, позволяющие быть востребованными на рынке труда. Таким образом, мы повышаем значимость дополнительного образования для детей и родителей, ценность такого образования заключается не только в возможности личностного развития, но и в практической составляющей успешного выстраивания профессиональной карьеры.

Количество просмотров: 8171  

Добавить комментарий

1. Дополнительное образование как ресурс воспитания детей и подростков в условиях летнего каникулярного отдыха
2. Детский туризм как средство формирования нового социального опыта школьников
3. Профессиональная ориентация в учреждении дополнительного образования детей как ресурс развития личности ребенка
4. Современные вызовы дополнительного образования
5. Театр, жизнь, игра. О роли театра в детском развитии
6. Использование современных игровых технологий в образовательной деятельности дошкольников
7. Выявление одаренности детей в процессе реализации авторской программы «Определение типов темперамента как основа формирования и развития сценического образа»
8. Модель патриотического воспитания в учреждении дополнительного образования как ресурс формирования российской гражданской идентичности школьников
9. Из опыта работы по обучению игре на синтезаторе в творческом объединении «Школьная пора»
10. Об использовании приема «Дерево предсказаний» на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств
11. «В душе, чтоб загорелась вдруг свеча…»
12. «Здоровье – это здорово!»
13. «Счастливое лето вчера и сегодня»
14. Играем, общаемся, поем (из опыта работы вокально-хоровой студии «Остров детства» Дома детского творчества «Центральный» на базе МБОУ «Лицей № 12» г. Новосибирска)
15. Возможности проектной деятельности в организации взаимодействия между родителями, детьми и педагогом дополнительного образования
16. Принцип опосредованности в формировании идентичности семейных отношений в процессе реализации авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Кулинарный практикум»
1. Модель совместного обучения ребенка с родителем «Вместе» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Участие в педагогическом конкурсе как возможность повышения квалификации для педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Семья и образование: партнёрство ради будущего ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Этнокультурное воспитание детей с применением векторных графических редакторов в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Организация и проведение профильной смены «Творчество в семейных истоках» в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Формирование семейных традиций в творческом объединении по робототехнике ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Организация работы с родителями обучающихся младшего школьного возраста в рамках студии «Северное сияние» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Формирование мотивации обучающихся на участие в конкурсных мероприятиях ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Взаимодействие с родителями в рамках соревновательной деятельности в детском оздоровительно-образовательном бассейне ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Формы организации работы с родителями в Школе раннего развития «Дорастем до неба» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Профориентация в дополнительном образовании: опыт организации и проведения занятия по знакомству с работой художников-витражистов ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. «Один за всех и все за одного»: из опыта социального сотрудничества с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Реализация проекта «Семейное дзюдо»: опыт успешного взаимодействия с родителями ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Творческое взаимодействие как основа доверительного отношения ребёнка, родителей и педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Духовная связь поколений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Методы и средства общей физической подготовки лыжников-гонщиков 10-12 лет ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Успешная концертная деятельность детского хореографического коллектива как результат совместной работы педагога-хореографа и концертмейстера ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Создание привлекательного визуального контента для успешного онлайн-присутствия образовательного учреждения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Проектирование современного учебного занятия ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы