Выявление одаренности детей в процессе реализации авторской программы «Определение типов темперамента как основа формирования и развития сценического образа»

 
 

Лифенцева Наталья Ивановна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории,

руководитель образцового коллектива «Театр Ю»

МАУ ДО ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска

 

Выявление одаренности детей в процессе реализации авторской программы «Определение типов темперамента как основа формирования и развития сценического образа»

Признание одаренности, неповторимости каждого человека, особенно в период становления его личности, вера в то, что каждый наделен определенной мерой способностей, в соответствии со своим темпераментом и психологическими особенностями, является основополагающей в работе театральных студий. Эта убежденность легла в основу моей театральной практики.

Театральная студия «Ю», о которой я хотела бы рассказать и руководителем которой являюсь, существует уже 27 лет. В какой-то мере ее можно назвать экспериментальной, как для меня, так и в плане реализации моей авторской программы. Когда-то 27 лет назад я набрала на базе учащихся 1-х классов вновь открывшейся общеобразовательной школы театральную студию, просто пришла в класс и предложила детям поставить с ними спектакль. Через 4 месяца коллектив сыграл спектакль «Гуси-лебеди», он был отобран на областной фестиваль молодежного театра «Глобус», это само по себе уже явилось результатом. И целых 20 лет дети, которых я пригласила в этот спектакль, не покидали созданный коллектив, они стали его постоянными и преданными студийцами. Забегая вперед, хочу сказать, что результаты нашего многолетнего сотрудничества были весьма успешными. Ежегодно коллектив становился лауреатом фестиваля детского и юношеского творчества «Времен связующая нить» и многих других областных и городских театральных фестивалей. Долгое время участвовал в проекте «Старый дом»: «Пропаганда русской классики». А также принимал участие в просветительских проектах театра «Глобус»: «Из детства с миссией любви», «Возьмемся за руки, друзья», «Дом, в котором я живу», «Я профессию нашел» и т.д.

16 июля 2004 года театральному коллективу было присвоено звание «образцовый». В 2010 году свое 10-летие театральная студия отметила на сцене театра «Глобус». Многие студийцы стали профессиональными актерами, режиссерами, профессиональными ведущими, просто влюбленными в театр, внимательными и понимающими зрителя.

Потребность проанализировать свои результаты, обобщить их, оформить как авторскую программу появилась у меня не сразу, а спустя три года после рождения коллектива. Вначале я пошагово отслеживала все удачи и промахи моих воспитанников, анализируя их, постепенно пришла к выводу, что раскрыть индивидуальность каждого, дать им уверенность в себе, внутреннюю раскрепощенность – это самое главное, для того, чтобы мои студийцы смогли ярко и полноценно реализовать себя, проявить свою одаренность и создавать разнохарактерные, разноплановые роли. Так и случилось, коллектив успешно работал, завоевывая все новые и новые награды. Я все более и более убеждалась в правильности созданной программы, что и подтвердилось в дальнейшем ее заслуженным признанием.

А вначале я дала возможность каждому воспитаннику познать самого себя. Давая каждому из них удобную для исполнения роль, поставив перед собой задачу – раскрыть творческий потенциал ребенка, я стала писать свои авторские сценарии, буквально примеряя их на своих ребятах, стремясь к тому, чтобы органика исполнения совпадала с органикой сценарного образа.

Мои воспитанники на первых порах как бы играли самих себя, я же стремилась лишь к тому, чтобы они делали это правильно и органично. В них рождалась уверенность и удовольствие от успешного исполнения. Это мотивировало их шагать вперед, постепенно все больше и больше расширять свой актерский диапазон. То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, в результате новый результат повышает первоначальный, имеет место развития деятельности по инициативе самого ребенка, а это и есть творчество. При таком понимании одаренность и творческая одаренность становятся синонимами.

Анализируя свою работу для того, чтобы выстраивать ее в дальнейшем, я пользовалась такими приемами, как показ, этюдная работа, собеседование, обсуждение и самоанализ, делая акцент на взаимодействие педагога и ребенка. Подводя к тому, чтобы воспитанники постепенно овладевали искусством перевоплощения. А также чувствовали себя настолько свободными и раскрепощенными на площадке, что могли бы импровизировать и активно взаимодействовать с аудиторией (работать аниматорами, проводить интерактивные мероприятиями, быть ведущими и т.д.).

Подводя итоги, могу сказать, что, работая по данной программе, я добивалась результата, когда ребенок различного темперамента и различной степени одаренности раскрывался в полной мере, идя от собственной индивидуальности и работая над ролью, к созданию разнохарактерных и разноплановых образов.

Количество просмотров: 6761  

Добавить комментарий

1. Дополнительное образование как ресурс воспитания детей и подростков в условиях летнего каникулярного отдыха
2. Детский туризм как средство формирования нового социального опыта школьников
3. Профессиональная ориентация в учреждении дополнительного образования детей как ресурс развития личности ребенка
4. Современные вызовы дополнительного образования
5. Театр, жизнь, игра. О роли театра в детском развитии
6. Использование современных игровых технологий в образовательной деятельности дошкольников
7. Выявление одаренности детей в процессе реализации авторской программы «Определение типов темперамента как основа формирования и развития сценического образа»
8. Модель патриотического воспитания в учреждении дополнительного образования как ресурс формирования российской гражданской идентичности школьников
9. Из опыта работы по обучению игре на синтезаторе в творческом объединении «Школьная пора»
10. Об использовании приема «Дерево предсказаний» на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств
11. «В душе, чтоб загорелась вдруг свеча…»
12. «Здоровье – это здорово!»
13. «Счастливое лето вчера и сегодня»
14. Играем, общаемся, поем (из опыта работы вокально-хоровой студии «Остров детства» Дома детского творчества «Центральный» на базе МБОУ «Лицей № 12» г. Новосибирска)
15. Возможности проектной деятельности в организации взаимодействия между родителями, детьми и педагогом дополнительного образования
16. Принцип опосредованности в формировании идентичности семейных отношений в процессе реализации авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Кулинарный практикум»
1. Как воспитать чемпиона ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие скоростно-силовых качеств у боксеров 13-14 лет ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Примеры успешной интеграции профильного обучения с профориентационной работой ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Творческий проект «Пойте вместе с нами!» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Связь универсальных учебных действий, лежащих в основе развивающей концепции школьного образования, с принципами и методологией игры «Что? Где? Когда?» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Летние краткосрочные программы дополнительного образования детей дошкольного возраста как форма адаптации детей к новому учебному году ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста через конструирование CUBORO ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Взаимодействие педагога с родителями в экологическом воспитании младших школьников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Знакомство детей дошкольного возраста с творчеством Михаила Пляцковского в рамках проекта по формированию основ читательской грамотности дошкольников «Если хочешь много знать – надо много книг читать» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Инновационные формы и технологии как важный фактор формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса на занятиях по робототехнике ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. О важности драматургии урока ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Модель совместного обучения ребенка с родителем «Вместе» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Участие в педагогическом конкурсе как возможность повышения квалификации для педагога ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Семья и образование: партнёрство ради будущего ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Этнокультурное воспитание детей с применением векторных графических редакторов в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Организация и проведение профильной смены «Творчество в семейных истоках» в учреждении дополнительного образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Формирование семейных традиций в творческом объединении по робототехнике ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Организация работы с родителями обучающихся младшего школьного возраста в рамках студии «Северное сияние» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Формирование мотивации обучающихся на участие в конкурсных мероприятиях ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы