Рисуем и учимся правильно говорить

 
 

Трудолюбова Оксана Викторовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 373 «Скворушка» г. Новосибирска

 
 
 

Акимова Лариса Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 373 «Скворушка» г. Новосибирска

 

Рисуем и учимся правильно говорить

Все чаще при поступлении в детский сад новых ребят мы отмечаем увеличение количество детей с нарушениями в развитии речи. У детей страдают все компоненты речи: звукопроизношение, лексика, связная речь, грамматика. В связи с этим у ребят возникают проблемы не только в развитии речевой функциональной системы, но и многих психических неречевых функций, таких как: зрительное восприятие, внимание, память, воображение. С задержкой развиваются сенсорные функции, страдает координация кистей рук. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

В группе «Земляничка» мы создали условия по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста в интеграции с художественно-эстетическим развитием.

Творческое восприятие природы пробуждает у ребенка способность быть в гармонии с природой, он начинает замечать красоту окружающего мира.

  

Именно поэтому мы считаем наиболее актуальной пейзажную живопись. При рисовании пейзажа у детей формируется потребность к выражению эмоций от увиденных картин и желание рассказать о своем художественном произведении, автором которого стал сам!

На занятиях по рисованию мы можем определить, насколько речь ребенка богата и многогранна. Мы учим детей видеть содержание, красоту композиции и яркость красок и развиваем представления о красоте окружающего мира. Мы обращаем особое внимание на цвет в живописи, так как это основное средство выразительности пейзажных картин «Золотая осень», «Белоснежная зима», «Красочное лето».

При рассматривании репродукций картин мы обращаем внимание на то, как ребенок обогащает свою речь литературными средствами и применяем методические приемы: художественно-эстетические игры, образные сравнения, подбор синонимов и антонимов, используем словесные игровые упражнения. Все это дает колоссальную возможность обогатить речь ребенка.

  

Знакомство с пейзажем дает детям представление о пространственном расположении: горизонт, расположение объектов на листе, ближе-дальше, вверху-с низу, мелко-крупно, ярко-тускло, размер. При рассматривании пейзажа дети учатся сравнивать и анализировать пейзажи, рассуждать об увиденном и тем самым выражать свои мысли и чувства словами. Рассматривание пейзажа сопровождается беседами, вопросами, объяснениями и описаниями пейзажа: ребенок не только развивает мелкую моторику, но и пополняет словарный запас. Рассматривая разнообразные пейзажи, дети характеризуют увиденное, тем самым обогащая словарный запас специфическими терминами, связанными с композицией пейзажа. Предложения становятся более грамотными и осмысленными, ребята сами стремятся к общению. У детей развивается мыслительная деятельность и обогащается речь. Также полезно проводить тематические занятия, например, чередовать тему времен года с животными, птицами и растениями: так ребенок узнает больше информации об окружающем мире. На занятиях по изодеятельности мы развиваем у детей мыслительную деятельность, пополняем словарный запас, обогащаем речь, формируем умение высказывать свое мнение, развиваем художественно-эстетическое восприятие. Мы стремимся к тому, чтобы ребенок при описании картин, иллюстраций «включал» речь, воображение, представлял, придумывал дополнение к увиденному сюжету. Без этих процессов изобразительная деятельность не будет яркой и красочной.

  

Именно нетрадиционные формы проведения занятий создают непринужденную обстановку, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают положительное отношение к занятию. Рисунок каждого ребенка получается индивидуальным и неповторимым.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрприз – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение.

Каждое занятие по рисованию – это маленькая игра, которая позволяет детям чувствовать себя более раскованным, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Процесс создания рисунков у детей с речевой патологией заменяет мощную тренировку по звукопроизношению и лексике, поэтому изобразительные упражнения мы включаем в план коррекционных занятий. Задача родителей и педагогов – помочь малышу вступить во взрослую жизнь, адаптироваться в обществе ровесников, наладить коммуникацию.

Количество просмотров: 6228  

Добавить комментарий

1. Применение телесно-ориентированных и нейропсихологических практик в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Почему так важно развивать слуховое внимание у детей: взгляд логопеда ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Нейрогимнастика как эффективный метод физического воспитания дошкольников с особыми образовательными потребностями ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Взаимодействие детского сада и родителей по формированию основ здорового образа жизни: растим здорового ребёнка вместе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, дизартрией с применением приемов психомоторной коррекции ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Применение нейроигр в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Инновационные методики по формированию графо-моторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Сенсорные игры с песком при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Взгляд на психомоторную сферу дошкольника как систему: взаимная связь движения, поведения и речи ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Программа по оздоровительной гимнастике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Свобода движений» как первый шаг к успеху ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Представление опыта работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольного учреждения на примере реализации проекта «На работу как на праздник!» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Модель реализации коррекционно-развивающей работы с обучающимися в специальной (коррекционной) школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса к формированию основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышения мотивации к его сохранению через использование современных здоровьесберегающих технологий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Актуальные вопросы организации логопедической помощи в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Организация развивающей среды в ДОУ по формированию основ безопасности и правил дорожного движения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы