Рисуем и учимся правильно говорить
Все чаще при поступлении в детский сад новых ребят мы отмечаем увеличение количество детей с нарушениями в развитии речи. У детей страдают все компоненты речи: звукопроизношение, лексика, связная речь, грамматика. В связи с этим у ребят возникают проблемы не только в развитии речевой функциональной системы, но и многих психических неречевых функций, таких как: зрительное восприятие, внимание, память, воображение. С задержкой развиваются сенсорные функции, страдает координация кистей рук. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
В группе «Земляничка» мы создали условия по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста в интеграции с художественно-эстетическим развитием.
Творческое восприятие природы пробуждает у ребенка способность быть в гармонии с природой, он начинает замечать красоту окружающего мира.
Именно поэтому мы считаем наиболее актуальной пейзажную живопись. При рисовании пейзажа у детей формируется потребность к выражению эмоций от увиденных картин и желание рассказать о своем художественном произведении, автором которого стал сам!
На занятиях по рисованию мы можем определить, насколько речь ребенка богата и многогранна. Мы учим детей видеть содержание, красоту композиции и яркость красок и развиваем представления о красоте окружающего мира. Мы обращаем особое внимание на цвет в живописи, так как это основное средство выразительности пейзажных картин «Золотая осень», «Белоснежная зима», «Красочное лето».
При рассматривании репродукций картин мы обращаем внимание на то, как ребенок обогащает свою речь литературными средствами и применяем методические приемы: художественно-эстетические игры, образные сравнения, подбор синонимов и антонимов, используем словесные игровые упражнения. Все это дает колоссальную возможность обогатить речь ребенка.
Знакомство с пейзажем дает детям представление о пространственном расположении: горизонт, расположение объектов на листе, ближе-дальше, вверху-с низу, мелко-крупно, ярко-тускло, размер. При рассматривании пейзажа дети учатся сравнивать и анализировать пейзажи, рассуждать об увиденном и тем самым выражать свои мысли и чувства словами. Рассматривание пейзажа сопровождается беседами, вопросами, объяснениями и описаниями пейзажа: ребенок не только развивает мелкую моторику, но и пополняет словарный запас. Рассматривая разнообразные пейзажи, дети характеризуют увиденное, тем самым обогащая словарный запас специфическими терминами, связанными с композицией пейзажа. Предложения становятся более грамотными и осмысленными, ребята сами стремятся к общению. У детей развивается мыслительная деятельность и обогащается речь. Также полезно проводить тематические занятия, например, чередовать тему времен года с животными, птицами и растениями: так ребенок узнает больше информации об окружающем мире. На занятиях по изодеятельности мы развиваем у детей мыслительную деятельность, пополняем словарный запас, обогащаем речь, формируем умение высказывать свое мнение, развиваем художественно-эстетическое восприятие. Мы стремимся к тому, чтобы ребенок при описании картин, иллюстраций «включал» речь, воображение, представлял, придумывал дополнение к увиденному сюжету. Без этих процессов изобразительная деятельность не будет яркой и красочной.
Именно нетрадиционные формы проведения занятий создают непринужденную обстановку, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают положительное отношение к занятию. Рисунок каждого ребенка получается индивидуальным и неповторимым.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрприз – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- музыкальное сопровождение.
Каждое занятие по рисованию – это маленькая игра, которая позволяет детям чувствовать себя более раскованным, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Процесс создания рисунков у детей с речевой патологией заменяет мощную тренировку по звукопроизношению и лексике, поэтому изобразительные упражнения мы включаем в план коррекционных занятий. Задача родителей и педагогов – помочь малышу вступить во взрослую жизнь, адаптироваться в обществе ровесников, наладить коммуникацию.
Количество просмотров: 5452 |
Добавить комментарий