Рисуем и учимся правильно говорить

 
 

Трудолюбова Оксана Викторовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 373 «Скворушка» г. Новосибирска

 
 
 

Акимова Лариса Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 373 «Скворушка» г. Новосибирска

 

Рисуем и учимся правильно говорить

Все чаще при поступлении в детский сад новых ребят мы отмечаем увеличение количество детей с нарушениями в развитии речи. У детей страдают все компоненты речи: звукопроизношение, лексика, связная речь, грамматика. В связи с этим у ребят возникают проблемы не только в развитии речевой функциональной системы, но и многих психических неречевых функций, таких как: зрительное восприятие, внимание, память, воображение. С задержкой развиваются сенсорные функции, страдает координация кистей рук. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

В группе «Земляничка» мы создали условия по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста в интеграции с художественно-эстетическим развитием.

Творческое восприятие природы пробуждает у ребенка способность быть в гармонии с природой, он начинает замечать красоту окружающего мира.

  

Именно поэтому мы считаем наиболее актуальной пейзажную живопись. При рисовании пейзажа у детей формируется потребность к выражению эмоций от увиденных картин и желание рассказать о своем художественном произведении, автором которого стал сам!

На занятиях по рисованию мы можем определить, насколько речь ребенка богата и многогранна. Мы учим детей видеть содержание, красоту композиции и яркость красок и развиваем представления о красоте окружающего мира. Мы обращаем особое внимание на цвет в живописи, так как это основное средство выразительности пейзажных картин «Золотая осень», «Белоснежная зима», «Красочное лето».

При рассматривании репродукций картин мы обращаем внимание на то, как ребенок обогащает свою речь литературными средствами и применяем методические приемы: художественно-эстетические игры, образные сравнения, подбор синонимов и антонимов, используем словесные игровые упражнения. Все это дает колоссальную возможность обогатить речь ребенка.

  

Знакомство с пейзажем дает детям представление о пространственном расположении: горизонт, расположение объектов на листе, ближе-дальше, вверху-с низу, мелко-крупно, ярко-тускло, размер. При рассматривании пейзажа дети учатся сравнивать и анализировать пейзажи, рассуждать об увиденном и тем самым выражать свои мысли и чувства словами. Рассматривание пейзажа сопровождается беседами, вопросами, объяснениями и описаниями пейзажа: ребенок не только развивает мелкую моторику, но и пополняет словарный запас. Рассматривая разнообразные пейзажи, дети характеризуют увиденное, тем самым обогащая словарный запас специфическими терминами, связанными с композицией пейзажа. Предложения становятся более грамотными и осмысленными, ребята сами стремятся к общению. У детей развивается мыслительная деятельность и обогащается речь. Также полезно проводить тематические занятия, например, чередовать тему времен года с животными, птицами и растениями: так ребенок узнает больше информации об окружающем мире. На занятиях по изодеятельности мы развиваем у детей мыслительную деятельность, пополняем словарный запас, обогащаем речь, формируем умение высказывать свое мнение, развиваем художественно-эстетическое восприятие. Мы стремимся к тому, чтобы ребенок при описании картин, иллюстраций «включал» речь, воображение, представлял, придумывал дополнение к увиденному сюжету. Без этих процессов изобразительная деятельность не будет яркой и красочной.

  

Именно нетрадиционные формы проведения занятий создают непринужденную обстановку, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают положительное отношение к занятию. Рисунок каждого ребенка получается индивидуальным и неповторимым.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрприз – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение.

Каждое занятие по рисованию – это маленькая игра, которая позволяет детям чувствовать себя более раскованным, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Процесс создания рисунков у детей с речевой патологией заменяет мощную тренировку по звукопроизношению и лексике, поэтому изобразительные упражнения мы включаем в план коррекционных занятий. Задача родителей и педагогов – помочь малышу вступить во взрослую жизнь, адаптироваться в обществе ровесников, наладить коммуникацию.

Количество просмотров: 5452  

Добавить комментарий

1. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
3. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы