Детский сад для всех: формирование навыков социализации у детей с ограниченными возможностями здоровья

 
 

Гейм Екатерина Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 395 г. Новосибирска

 
 
 

Извекова Ирина Владимировна,

педагог-психолог

МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 395»

 
 
 

Терентьева Светлана Сергеевна,

учитель-логопед
МКДОУ города Новосибирска «Детский сад № 395»

 

Детский сад для всех: формирование навыков социализации у детей с ограниченными возможностями здоровья

Вопросами социализации занимались разные психологи и педагоги: А. Н. Леонтьев, Т. А. Репина, И. А. Коробейников и многие другие. В научных исследованиях в области психологии и педагогики термин «социализация» не имеет однозначного толкования. В свою очередь, Л. С. Выготский, выделял социальную ситуацию развития как особое социальное пространство, которое создает взрослый для развития личности ребенка. Под социализацией мы понимаем процесс интеграции дошкольника в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе. Взрослые, которые окружают ребенка, хотят видеть его успешным, уверенным в себе, способным к самовыражению, способным адаптироваться к новым условиям.

Детям с ОВЗ еще сложнее социализироваться. Под термином «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) в научной литературе понимают таких детей, которые имеют какие-либо ограничения в повседневной жизнедеятельности, непосредственно связанные с физическими, психическими или иными дефектами. Важно, чтобы дети с ОВЗ и дети с разными возможностями научились эффективно взаимодействовать в социуме. Насколько это взаимодействие будет эффективным – зависит от нас, взрослых – родителей, педагогов. Одним из первых социальных институтов является группа детского сада. Именно в детском саду начинается взаимодействие «воспитатель – ребёнок – родители – специалисты». Очень важно наладить продуктивный диалог между семьей ребенка с ОВЗ и детским садом, оказать информационную, консультативную, практическую помощь семье, воспитывающую ребенка с ОВЗ. Для этого необходимо привлечь родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, в специальное образовательное пространство.

Творческой группой дошкольного учреждения было принято решение о необходимости создания условий для формирования навыков социализации у детей с ОВЗ в процессе комплексной психолого-педагогической помощи. Также проведенное обследование детей с ОВЗ (логопедическая диагностика, нейропсихологическая диагностика, педагогическая диагностика) выявило, что только у 13% детей навыки социализации сформированы в соответствии с возрастом. Результаты обследования были представлены родителям на индивидуальных консультациях. С целью выяснения их заинтересованности в данном вопросе было проведено анкетирование.

Полученные результаты свидетельствует о том, что большинство родителей нуждаются в психолого-психологической поддержке по вопросу социализации детей и готовы сотрудничать в данном направлении со специалистами ДОУ.

На установочном заседании ПМПК ДОУ был поднят вопрос о внесении изменений в систему коррекционной работы ДОУ.

Были выделены приоритетные направления сотрудничества с родителями:

– аналитическое;

– методическое;

– практическое.

Аналитическое направление включает выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Методическое направление включает ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ; разработку консультаций, подбор методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных средств обучения от специалистов; разработка АООП.

Практическое направление включает проведение мероприятий, праздников и развлечений на установление теплых доверительных отношений, эмоционального контакта между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Для наиболее эффективной работы был разработан цикл консультаций и круглых столов по работе с детьми с ОВЗ. В перспективный план культурно-массовых мероприятий в ДОУ были разработаны и включены мероприятия для детей с ОВЗ и их родителей. В подготовке и организации данных мероприятий задействованы все участники образовательного процесса (дети, педагоги и родители), на что нас нацеливают Федеральный Закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ и ФГОС ДО.

Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ проходит поэтапно. На этапе первичной диагностики ребёнка и его семьи проходит первое знакомство родителей с педагогом-психологом, который в дальнейшем будет сопровождать ребенка и его родителей. На данном этапе важно создание доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в процессе развития и воспитания ребёнка в ДОУ и семье. Для более глубокого знакомства педагога-психолога с родителями и налаживания тесного контакта осуществляется представление различных форм работы ДОУ с семьёй. Далее группа специалистов ДОУ на основе заключений ТПМПК составляет индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка с ОВЗ.

В работе с дошкольниками педагог-психолог использует психомоторную коррекцию, игры, дидактические упражнения и игровые задания, направленные на коррекцию и развитие познавательных процессов, психогимнастику и этюды (развитие мимики и пантомимики), релаксационные упражнения. При отборе дидактических игр большое значение уделяется коррекционным задачам. В развитии и коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы используются сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия, релаксотерапия; тактильно-сенсорные панели и игры, песочная терапия и другое.

В непосредственную работу педагога-психолога с родителями входит: беседы коллективные и индивидуальные, консультации, родительские собрания в форме тренинга, «круглых столов», «педагогической гостиной», индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей.

С 2017 года в детском саду появилась традиция проведения недели психологии один раз в году. На этапе предварительной работы педагог-психолог выпускает буклет «План недели психологии», где на каждый день недели расписаны мероприятия и время их проведения. В план недели психологии включаются нетрадиционные мероприятия, и также продолжают реализовываться и другие постоянные мероприятия по психологии.

В результате такой работы родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Со стороны учителя-логопеда, помимо традиционных, проводятся такие мероприятия, как индивидуальные консультации для родителей «Учимся – играя», мастер-классы по выполнению логопедических заданий для воспитателей и для родителей (артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, обучение грамоте) и многое другое. С целью сотрудничества с воспитателями и родителями, учителями-логопедами МКДОУ д/с № 395 были разработаны методические пособия «Игры и упражнения по лексическим темам для развития речи детей». Данное пособие составлено на основе лексических тем, с учетом возрастных особенностей детей 4-5 лет. С помощью дидактических игр и упражнений, представленных в пособии, устраняются трудности в формировании лексико-грамматических категорий, дифференциации родовых понятий, освоении грамматического строя речи, обогащении словарного запаса. Тетрадь включает в себя задания, направленные на развитие мелкой моторики, фонематического восприятия, памяти, которые предлагаются на начальном этапе обучения.

В своей работе специалисты и воспитатели активно используют ИКТ (электронные презентации; интерактивные игры, направленные на сплочение коллектива, речевое развитие и т.д.) и ТСО (интерактивная доска, проектор, радиоточка). Кроме этого, в ДОУ имеется интерактивная комната для родителей, где они могут получить видеоконсультацию специалистов, а также просмотреть видео мастер-классов по различной тематике.

В течение года проходят такие мероприятия, как:

– день открытых дверей: в этот день для родителей открыты все двери детского сада. Родители в роли воспитанников могут посетить непосредственно образовательную деятельность, в том числе занятия у учителя-логопеда и педагога-психолога;

– день дублера: в этот день родитель в роли педагога проводит непосредственно образовательную деятельность с детьми, воспитатель является консультантом-помощником родителя;

– радиоточка «Дошколята»: дети читают стихи по радио к праздникам – такие выступления очень полезны для юных дикторов, они служат прекрасным способом развития просодической стороны речи, артистизма (с одной стороны, не видя перед собой большой аудитории, ребенок не испытывает чувства стеснения, а с другой – он может полностью насладиться произведенным успехом, выслушивая похвалы от родителей и своих друзей, слышавших его чтение в группе); каждое утро малыши, приходя в детский сад, слышат весёлые позывные радио «Дошколята» и веселые музыку, которая вызывает положительные эмоции и способствует сглаживанию момента расставания с родителями;

– вечера художественного чтения, на которых каждый ребенок может прочитать стихотворение (утренник в детском саду длится ограниченное время, но всегда все родители хотят, чтобы именно их ребенок выступил на празднике, да и сами дети хотят прочитать стихотворение). Кроме этого, вечера художественного чтения направлены на решение задач художественно-эстетического развития, а также коррекционной логопедической работы, в процессе которой дети закрепляют произношение поставленных звуков и формируют просодическую сторону речи.

Одной из современных тенденций образования является предоставление детям с ограниченными возможностями права посещать образовательные организации и обучаться в них наравне с детьми, не имеющими отклонений в развитии. Такая тенденция получила название «инклюзивное образование» и нашла довольно широкое распространение в обществе.

Также и наш детский сад посещают дети-инвалиды и дети ОВЗ, которым в связи с особенностями развития необходимо постоянное сопровождение. Мы ставим перед собой задачу, чтобы обычные дети и дети с особенностями получили максимум для своего развития. Чтобы всем было комфортно от такого взаимодействия. Попав в инклюзивную среду и видя, как дети играют, общаются, танцуют, поют, особые дети тянутся к ним, и процесс социализации становится не таким сложным. Чтобы обеспечить доступность образования таким детям, мы согласовали посещение детского сада детей с особенностями в развитии вместе с мамами (с соблюдением всех требований СанПиН). Мамы присутствуют в течение дня вместе со своим ребенком. Инклюзивное образование – это лучшая возможность для особенных детей, и даже ребенок, который не может сам передвигаться, получил возможность посещать детский сад наравне со всеми: играть, развиваться, участвовать в праздниках. Мамы выступают посредниками между развивающей средой и ребенком, помогают понять информацию ребёнку в доступном ему виде, что и обеспечивает успешность процесса обучения.

Воспитатели и специалисты ДОУ консультируют мам, оказывают поддержку психологическую, теоретическую и практическую, учат помогать ребенку только в тех случаях, в которых он испытывает затруднения. Положительным результатом такого сопровождения мы видим полную самостоятельность ребёнка на уровне взаимодействия со сверстниками и психологическое спокойствие и радость мамы. Инклюзивное образование оказывает положительное влияние и на обычных детей. У них возникает безбарьерное мышление. Дети становятся более заботливыми, могут выстраивать коммуникацию с разными людьми. Инклюзивный опыт поможет ребенку в будущем, когда он будет общаться с кем-то, отличающимся от него. Мы считаем, ребенок, растущий в таких условиях, получает шанс расширить свои представления о социуме, научиться помогать ближнему, стать добрее и терпимее.

Проведенный специалистами ДОУ промежуточный мониторинг показал положительную динамику в формировании навыков социализации у детей с ОВЗ. Проведенный опрос родителей подтвердил, что работа по созданию условий для формирования навыков социализации у детей с ОВЗ в процессе комплексной психолого-педагогической помощи необходима, а отзывы родителей только положительные.

Количество просмотров: 5736  

Добавить комментарий

Target Image
1. Аутизм – синдром века
2. Дидактические игры как средство обогащения словаря глухих дошкольников
3. Применение игровых технологий в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
4. Подвижные игры – путь к развитию ловкости детей с задержкой психического развития
5. Физическое развитие детей с нарушениями слуха
6. Детский сад для всех: формирование навыков социализации у детей с ограниченными возможностями здоровья
7. Возможности взаимодействия образования и бизнеса по вопросам формирования экологического мышления у школьников
8. Особенности преподавания английского языка детям с ограниченными возможностями здоровья
9. Песочная терапия как здоровьесберегающий метод в коррекционно-образовательной работе логопеда
10. Практический опыт реализации комплексной программы «Будь здоров!» в общеобразовательных организациях города Новосибирска
1. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Создание мини-музея в группе как эффективное средство формирования культуры питания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Приемы нейрокоррекции для стимуляции речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные способы взаимодействия с родителями по формированию правильного питания у дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Формирование связной речи детей в ходе образовательной деятельности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в условиях сельской школы ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы