Создание лонгридов как инструмент школьного медиаобразования

 
 

Хамандритова Евгения Елисеевна,

магистрант Новосибирского государственного

педагогического университета (направление «Медиаобразование»)

 

Создание лонгридов как инструмент школьного медиаобразования

Медиаобразовательные технологии в современной школе применяются в рамках различных предметов, особую нишу занимает информатика. Для актуализации предлагаемого ученика материала в рамках классических уроков информатики для старшеклассников был разработан образовательный курс с поддержкой электронного ресурса для изучения темы «Технология создания лонгридов». Данный курс формирует навык создания веб-страниц на базе конструктора сайтов и развивает общие представления о сферах применения веб-разработки и роли инструментов медиаобразования.

Сам себе учебник

Электронный ресурс разработан с помощью платформы “MoodleCloud”. Он позволяет обучающимся изучать и закреплять учебный материал, выполнять практические задания, проекты и готовиться к занятиям, получать дополнительные знания.

Электронный учебник (https://khamandritova.moodlecloud.com/course/view.php?id=3) имеет всего 7 разделов: знакомство с лонгридами, основные составляющие лонгрида, Создание лонгрида, знакомство с Тильдой, Как создать лонгрид на Tilda.cc, дополнительная информация и полезные ресурсы и др. В нем использованы такие элементы, как информационные страницы, чат, интерактивные лекции, задания, ссылки на внешние ресурсы, глоссарий.

Для примера рассмотрим один из разделов электронного ресурса «Знакомство с лонгридами».

Реанимация формата «длинное чтение»

Лонгрид как формат подачи информации можно отнести мультимедийным историям, в которых тема раскрывается с помощью различных платформ: текстовых и аудиовизуальных средств, сочетание которых создает объемную картину события [1].

Впервые слово «лонгрид»  упоминается в конце 2012 года, тогда на сайте газеты The New York Times появился мультимедийный материал. Эта публикация сильно отличалась от всех предыдущих онлайн-редакции американского ежедневника. На отдельной веб-странице появился материал под названием “Snowfall: The Avalanche at Tunnel Creeck” / «Снегопад: лавина в проходе Крик» (http://www.nytimes.com/projects/2012/snow-fall/index.html#/?part=tunnel-...), в котором был представлен рассказ о группе американских горнолыжников, отправившихся в поход в Каскадные горы США и попавших под сход лавины, в результате чего под снежными завалами погибло несколько человек.

Материал был особенным из-за специфических характеристик подаваемой информации. Раньше такого нигде не было представлено. Основой был текст, длинной более 16 тысяч слов, дополненный различными мультимедийными элементами (фотогалереями, видео, аудиоцитатами, графикой и т.п.). Элементы были расположены так, что у читателей создавалось ощущение так называемого расширенного чтения (от англ. extended reading experience). Например, при появлении в тексте фрагмента, который предпочтительнее было бы донести графически или дать аудиосопровождение, читателю давали такую возможность.

Основное внимание привлекла композиция материала. Расположенный на отдельной странице, он был сконструирован как единое полотно, которое можно было просматривать с помощью прокручивания «мышки». При этом основной текст и мультимедийные вставки двигались с разной скоростью, что создавало эффект «занавеса» (от англ. curtain effect) или параллакс-эффект, имитирующий ощущения объема. Такой эффект передавал впечатления, эмоционально вовлекая и создавая эффект присутствия. До этого подобные  приемы использовались только в видеоиграх и презентациях. The New York Times стало первым изданием, применившим такие технологии в медийной сфере.

Появление Snowfall стало фурором, собрав более 3,5 млн просмотров за несколько месяцев после публикации. Многие пришли к мнению, что редакция The New York Times задала новый уровень в цифровой журналистике, определив видение мультимедийного материала будущего. Несмотря на успех, у формата нашлись и противники, по мнению которых, в основе этого мультимедийного проекта был слишком длинный текст, который пользователи не читали, а только просматривали, восхищаясь техническими элементами, при этом не вникая в содержание. Создание подобного материала было трудным и заняло много времени. Snowfall был создан в течение девяти месяцев, авторам пришлось даже привлечь физика для конструирования модели лавины, чтобы потом это можно было представить в формате анимации.

 

Создание мультимедийного лонгрида, как например, Snowfall, связано не только с написанием длинных текстов, но также и с кропотливой работой над источниками, количество которых при этом может достигать несколько десятков.

Не все темы можно воплотить в формате лонгрида или мультимедийной истории. Как отмечают Мария Лукина и Наталья Лосева («Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика»), событие должно отвечать определенным критериям, например:

– событие или сюжет развивается во времени;

– эпизоды, присутствующие в событии можно описать эпитетом «самый»;

– в сюжете имеются детали, которые проще изобразить графически, чем письменно;

– много видеоматериала;

– много бэкграундовой и справочной информации [2].

Интерактив по созданию мультимедийной истории

Курс «Технология создания мультимедийных лонгридов» и электронный учебник были апробированы на занятиях с десятиклассниками школы № 155 г. Новосибирска. Было проведено 7 занятий продолжительностью по 60 минут. Каждое занятие предполагало знакомство с теоретической базой составления лонгридов и практическое задание по созданию собственного проекта. По итогам изучения материала всех занятий учащиеся должны были разработать авторский лонгрид.

Как показала практика, ученики без труда могут освоить конструктор сайтов и даже создать свою страницу. Проекты учеников получились интересными и познавательными, так как каждый работал над интересующего его темой в сфере увлечений или профессиональной самореализации.

Учащиеся проявляют максимальную заинтересованность в технологии создания лонгридов. Как показала практика, главная сложность связана с гуманитарной составляющей, так как основным элементом лонгрида является текст.

Не все ученики могли скомбинировать или самостоятельно написать крупный блок логично выстроенного текста, в связи с чем имеет смысл применять межпредметный подход и выполнять это проект вместе с учителем-словесником. Лонгрид предполагает глубокое погружение читателя в тему, а также серьезную проработку автором большого количества источников по предмету исследования. Грамотный дизайн, подобранный под текст, способен превратить чтение лонгрида в увлекательный процесс и завладеть вниманием читателя сейчас и затем вновь через некоторое время. Грамотный подход к обучению создания лонгридов позволяет мотивировать старшеклассников к расширению своего кругозора и освоению различных приемов обработки информации.

Литература

1. Интернет-СМИ: теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М.М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2013. 348 с.

2. Лонгриды в онлайн-СМИ: особенности и технология создания / Д.Ю. Кульчицкая, А.А. Галустян. М.: Аспект Пресс, 2016. 80 с.

Количество просмотров: 3254  

Добавить комментарий

Target Image
1. Использование современных медиаформатов при изучении предмета «История»: разбор фильма ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Медиатизация истории как профессиональный и творческий путь юнкора ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Фактор семьи и «особенное» медиаобразование ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
4. Медиапроект «Творительный падеж» как платформа для социализации и самоопределения школьников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Создание медиапространства в сельской школе как средство становления личности обучающихся ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
6. Медиа и образование: новый подход к домашним заданиям по русскому языку и литературе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
7. Факультативные занятия по журналистике для обучающихся специализированного учебного заведения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Лаборатория проектных решений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. «Фотодайвинг»: как погрузить школьников в мир фотожурналистики ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Использование социальной сети «ВКонтакте» для создания партнерских отношений с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Наставничество как преодоление «кризиса мастерства» медиапедагога в системе дополнительного образования детей ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Дополненная реальность как аттракционный компонент мерченговой продукции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
13. Школьные медиа как инструмент гражданско-патриотического воспитания: инструкция для применения начинающему руководителю пресс-центра ВЫПУСК №106, апрель 2023
14. Социальное погружение, или Вальдорфская журналистика ВЫПУСК №105, февраль 2023
15. Опыт создания и использования анимационных короткометражных учебных фильмов при обучении шахматам детей дошкольного возраста (на примере сериала «Обезьянка Молли учится играть в шахматы») ВЫПУСК №105, февраль 2023
16. Телевидение стало ближе: создание детской телевизионной передачи «Волшебный ключик» на базе детского сада № 389 как средство развития и воспитания дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
17. Роль медиасредств в эффективном обучении шахматному искусству детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
18. Паблик детского центра развития как канал коммуникации с семейной целевой аудиторией и медиаобразовательная площадка ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
19. Детская киностудия как средство развития творческого потенциала дошкольников ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
20. Создание литературного сквера «Дни Сибири» как важный воспитательный итог школьного исследовательского проекта по журналистике ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022

Страницы