Технология организации общешкольного мероприятия на базе школьного пресс-центра (на примере «Декады прессы и словесности»)

 
 

Кашкова Евгения Николаевна,

соруководитель пресс-центра

Новосибирской классической гимназии № 17

 

 

Технология организации общешкольного мероприятия на базе школьного пресс-центра (на примере «Декады прессы и словесности»)

Декада прессы двадцатилетней выдержки: истоки и цели проекта

Школьные пресс-центры выполняют широкий функционал. Школьные газеты, журналы, телевидение, социальные медиа занимаются сбором, обработкой и распространением информации о событиях, происходящих как в школе, так и за её пределами. Кроме информационной, школьные медиа реализуют образовательную функцию: в школьных редакциях учащиеся могут получить начальные представления о журналистике, приобрести и развить умения и навыки создания собственных медиатекстов, научиться работе с различными технологическими медиаресурсами (программы вёрстки, фотообработки, видеомонтажа. Помимо этого пресс-центры учат работе с «4K» (коммуникациям, критическому мышлению, командной работе в реализации проектов, креативности), то есть школьные пресс-центры развивают важные социальные навыки, помогают ребятам проявить себя и учат их работать в команде.

Важнейшей функцией редакций школьных СМИ является организаторская функция. Являясь частью образовательного учреждения, пресс-центр может не только освещать мероприятия, в нём происходящие, но и сам принимать активное участие в их подготовке и проведении. В первую очередь это касается проектов, непосредственно связанных с деятельностью пресс-центра, а именно направленных на повышение медиаграмотности школьников. Чем большее число учащихся вовлечено в подобный проект, тем более значимым он становится. Важно, что такие мероприятия могут быть успешно организованы на общешкольном уровне силами самих юнкоров. Примером может служить «Декада прессы и словесности», ежегодно проходящая в Новосибирской классической гимназии № 17.

Проект начал свое существование в декабре 1997 года, когда в гимназии (тогда ещё школе № 132) проходила Школа детского актива (ШДА). Через месяц, в январе 2018 года в школе была проведена районная ШДА. Её организаторами стали представители литературного объединения «Начало», пресс-центра, редколлегии стенгазеты «Шкозета», школьного совета, группы «Лидер» школы № 132. В сохранившемся плане ШДА обозначено методическое оснащение для проведения мероприятия: комплекты конспектов по информационным жанрам, материалы газеты «Рост» (интервью, репортажи, заметки, эссе), комплекты газеты «Рост» за 1997 и 1998 годы, образцы рисунков разных видов и конспекты к секции «Газеты».

Первая «Декада прессы» прошла на базе школы в 2001 году, и с тех пор проводится ежегодно. В январе 2019 года прошла восемнадцатая Декада. Целями мероприятия являются повышение медиаграмотности учащихся и популяризация школьных СМИ. При подготовке организаторы ставят следующие задачи:

– привлечь к мероприятию возможно большее число учащихся гимназии;

– выявить ребят, интересующихся журналистикой и литературным творчеством, привлечь их к работе пресс-центра;

– получить обратную связь от учащихся – читателей школьных изданий;

– получить от классных пресс-центров материалы для будущих выпусков газет, а также для школьного телевидения (тексты, рисунки, фотографии и видеоматериалы);

– подготовить материалы для различных районных и городских конкурсов СМИ и литературного творчества.

Многоходовка в подготовке Декады

В настоящее время проведение Декады прессы включает три этапа: подготовительный, собственно проведение Декады и заключительный этап, во время которого подводятся итоги мероприятия.

Подготовительный этап проходит, как правило, за две недели до старта самого мероприятия. Первоначально на собрании кафедры филологии учителя русского языка и литературы составляют примерный план Декады. Этот план имеет постоянную основу, но ежегодно корректируется: в него включаются новые конкурсы, акции, встречи и т.д. Мероприятия, проводимые в прошлые Декады, могут быть исключены. На планерке также определяются кураторы для каждого мероприятия (один или несколько).

Затем намеченный план обсуждается с юнкорами пресс-центра. Ребята могут сами определить темы конкурсов и внести предложения по проведению Декады. Также на планерке назначаются ответственные за освещение событий Декады и кураторы в проведении отдельных мероприятий (особенно таких масштабных, как, например, Большая перемена).

В соответствии с расписанием занятий определяется время проведения каждого мероприятия Декады. После этого техническая группа пресс-центра готовит маршрутные листы для классов, чтобы учащиеся могли самостоятельно выбрать акции, конкурсы и встречи, в которых примут участие. В листах обозначены мероприятия Декады, точное место и время их проведения, ответственные организаторы.

Обычно маршрутный лист красочно оформляется: это таблица, в которой каждый день Декады обозначен определённым цветом, выделены наиболее значимые события. Под графиком каждого дня есть строчка для подписи куратора, подтверждающей участие класса в мероприятии. Также в маршрутном листе оставлено место для автографов гостей гимназии, приглашённых для встречи с гимназистами. Распечатанные маршрутные листы выдаются классам в начале «Декады прессы» на старостате. С этого момента начинается первый день Декады.

Мероприятия, проходящие в рамках Декады, подбираются таким образом, чтобы все учащиеся: юные журналисты, поэты и прозаики, знатоки русского языка и литературы, видеооператоры и режиссеры, фотографы и художники – могли найти для себя занятие в соответствии со своими интересами и потребностями. Эти мероприятия можно разделить на следующие группы: конкурсы, встречи и мастер-классы.

Конкурсный обзор

Часть конкурсов в рамках «Декады прессы» и словесности проходит в определённое время в аудиториях гимназии. Задания, требующие длительной подготовки, учащиеся выполняют дома, а затем сдают в пресс-центр или учителям русского языка. Во время XVIII «Декады прессы и словесности» в гимназии проходили следующие конкурсы:

1. Конкурс грамотеев – традиционное состязание Декады. Для этого конкурса учителя русского языка и литературы готовят словарные диктанты (отдельно для параллелей 5-х-6-х, 7-х-8-х и 9-х-11-х классов), которые содержат наиболее трудные случаи русской орфографии. От каждого класса для участия в состязании приглашается несколько учеников, имеющих лучшие результаты в изучении русского языка. После проведения диктанта работы проверяются учителями.

2. Экспресс-конкурс художников также является постоянным для Декады и популярным у гимназистов. Темы для этого состязания заранее выбираются совместно с учащимися – сотрудниками пресс-центра. Эти темы, как правило, связаны с актуальными проблемами жизни школы (школьная мода, опоздания на уроки, мечты школьников и т.п.) или социальными вопросами (вред курения и наркотиков, экологические и другие проблемы). В этом году художникам предлагалось покреативить на темы «Жизнь гимназиста в мелочах и деталях» и «Хватит тонуть в экранах!» (о чрезмерном увлечении гаджетами). Конкурсанты собираются в одном кабинете, их задача – за ограниченное время (1 час) сделать рисунок или плакат на заданную тему. Работа может быть выполнена как группой учащихся, так и индивидуально.

3. Конкурс иллюстраций к литературным произведениям. Для этого конкурса обычно предлагается сделать рисунок к одному из произведений писателя-юбиляра в текущем календарном году (в XVIII Декаду это были А.С. Пушкин и Д.А. Гранин), а также сибирских авторов. Учащиеся также могут проиллюстрировать одну из своих любимых книг. Работы выполняются участниками конкурса дома.

Оба конкурса художников, помимо того, что позволяют учащимся проявить свои способности, выполняют ещё одну важную задачу: обеспечивают школьные газеты иллюстративным материалом.

4. Чемпионат по чтению вслух среди старшеклассников, также проходящий во время «Декады прессы», является отборочным туром всероссийского чемпионата «Страница 19». В нашей гимназии он проходит в третий раз.

5. Конкурс журналистских и творческих работ обычно включает темы городских конкурсов, таких как конкурс детских и юношеских СМИ ДТД УМ «Юниор», конкурс «Ни дня без строчки» ГЦИ «Эгида» и других. В 2018-2019 учебном году это были следующие темы: «Актуальный вопрос», «Репортаж с места событий», «В здоровом теле – здоровый дух», «Искры вдохновения», «Билет в будущее», «Любимое дело», «Связь поколений», «Слово о слове». Содержание тем раскрывается в маршрутном листе Декады и более подробно объясняется учащимся во время мастер-класса по жанрам журналистики. Также на конкурс принимаются отзывы о встречах, проходящих в рамках Декады, и о Декаде в целом, отзывы и рецензии на книги и художественные фильмы.

6. Конкурс «Журналистское расследование» вошёл в программу «Декады прессы» в 2018 году. Для этого состязания в пресс-центре заранее готовят копии ретро-изданий XX века из архивов музея гимназии «У истоков города». Задача участников конкурса (2-3 человека от класса) – изучить тематику, оформление и другие особенности издания, сделать выводы и сразу написать небольшую работу по итогам.

7. С появлением в гимназии телевидения в программе Декады постоянно содержатся конкурсы видеороликов на различные темы. В 2019 году впервые был проведён конкурс буктрейлеров.

8. Самое яркое событие Декады – акция «Великому и могучему – большая перемена». В день её проведения уроки проходят в сокращенном виде, а одна из перемен (обычно после 4-го урока) длится 40 минут. В течение этого времени на различных площадках в гимназии проходит множество самых разных мини-конкурсов, игр и мастер-классов по русскому языку, литературе и журналистике. В организации этого масштабного мероприятия большую роль играют юнкоры пресс-центра и актив гимназии «132%». Ребята сами проводят часть конкурсов и мастер-классов. Для «Большой перемены» классы получают отдельный маршрутный лист, в котором обозначены все её локации.

Примеры акций «Большой перемены»: марафон прозаиков и поэтов (чтение вслух произведений собственного сочинения), «Открытый микрофон» (чтение стихотворений разных российских и сибирских авторов), «Мастерская слова» (создание в течение «Большой перемены» од русскому языку, школе и т.п.), конкурс лингвистических кроссвордов, игра «Конструктор слов». В рамках «Большой перемены» на XVIII Декаде прессы также прошли мастер-классы «Вёрстка и дизайн», «Инфографика», «Использование технологии виртуальной дополненной реальности в молодежных СМИ».

На «Большой перемене» традиционно проходит ярмарка школьных СМИ, на которой учащиеся могут приобрести газеты «132%» и «Шкозетка» за прошедший календарный год для себя и для портфолио классных пресс-центров. Во время Декады 2017 года, посвященной юбилею гимназии и пресс-центра, также можно было приобрести копии старых (за 90-е годы) газет «132%».

9. Конкурс портфолио является логичным завершением «Декады прессы и словесности». Портфолио, которые собирают и ежегодно пополняют классные коллективы, содержат подшивки школьных газет за разные годы, работы или копии работ юнкоров и художников и другие материалы пресс-центров конкретных классов. Маршрутный лист Декады, после того, как в нём поставят подпись кураторы акций и конкурсов, также включается в портфолио.

В разные годы во время Декады проходили и другие состязания, впоследствии исключённые из её программы. Стоит упомянуть, например, конкурс «Я рисую на уроках». Всем известно, что многие ученики на уроках рисуют на последних страницах тетрадей, причём среди этих рисунков встречаются очень интересные и красивые. Эти работы и принимались на конкурс, многие из них впоследствии украшали школьные издания. Конкурс пользовался успехом у большинства участников.

Встречи и мастер-классы в режиме творчества

Немаловажной частью программы Декады являются встречи с интересными людьми, чья деятельность так или иначе связана с журналистикой или художественным словом. Такие встречи организуются по параллелям и могут проводиться после уроков либо на уроках русского языка и литературы. В разные годы гостями гимназии во время Декады были такие известные сибирские авторы, как М.Н. Щукин, В.В. Шамов, Н.А. Александров. Встречи проходят в формате пресс-конференций, во время которых юные журналисты могут пообщаться с писателями, задать им свои вопросы, а по итогам написать отзыв или интервью. Учителя русского языка и литературы заранее проводят с ребятами подготовительную работу: читают и обсуждают произведения, написанные приглашённым гостем.

Встречаются со школьниками также специалисты в области телевизионной и газетной журналистики. Например, в 2018 году гостем Декады стал А.В. Тюстин, руководитель «Детского телевидения Новосибирска», который познакомил учащихся гимназии с особенностями работы этого СМИ. Большое значение имеют встречи юнкоров с журналистами – выпускниками гимназии, поскольку они являются примером того, как можно пройти путь от школьной скамьи до профессионала, и могут не только поделиться с ребятами своим опытом, но и вдохновить их на работу в школьных медиа.

Всегда интересно проходят встречи учащихся с редакциями школьных СМИ («Шкозетки» для 5-х-7-х классов, «132%» для 8-х-11-х классов). Во время этих встреч юнкоры, редакторы и кураторы газет делятся с сотрудниками пресс-центров отдельных классов своими впечатлениями от работы в текущем учебном году, возникающими проблемами и достижениями. От учащихся редакции получают обратную связь: ребята вносят свои предложения по улучшению концепции изданий, выбирают лучшие материалы, опубликованные за год, и лучшего автора. Есть в программе встреч и творческое задание: написать отзыв о школьной газете или письмо ей. В конце учащиеся выполняют викторину по содержанию газет за прошедший календарный год. Эту викторину юнкоры пресс-центра готовят заранее.

Мастер-классы являются постоянной составляющей Декады. Часть их проходит во время «Большой перемены», другие распределены по дням недели. Функционал мастер-классов разный: одни из них призваны заинтересовать учащихся различными видами деятельности пресс-центра (мастер-классы по вёрстке и дизайну, по фото- и видеосъёмке), другие необходимы для того, чтобы помочь ребятам подготовиться к различным мероприятиям Декады.

В первую очередь это мастер-класс по жанрам журналистики, который проходит отдельно для параллелей 5-х-7-х и 8-х-11-х классов. Во время этого мастер-класса сотрудники пресс-центра знакомят учащихся с основными жанрами газетной журналистики (интервью, репортаж, статья, заметка), представители пресс-центров классов получают раздаточные материалы о каждом жанре. Эта информация необходима для подготовки к конкурсу юнкоров.

В «Декаду прессы» проходят и другие интересные мероприятия: экскурсии в музей гимназии, посвященные истокам журналистики в Новосибирске, советской детской прессе, развитию школьного пресс-центра и другим темам.

«Разбор полетов»: заключительный этап Декады

После проведения каждого мероприятия сотрудники пресс-центра подводят его итоги. В конкурсах с индивидуальным участием определяются победители и лауреаты. Для каждого состязания свои критерии, например, конкурс грамотеев оценивается по количеству ошибок, допущенных участниками, а для конкурсов художников значимы красочность, оригинальность, раскрытие темы в рисунке. В журналистских материалах должны быть соблюдены жанровые признаки, также оцениваются информативность, глубина раскрытия темы. Большую часть конкурсов оценивают сначала учащиеся – редакторы школьных СМИ и члены актива гимназии, впоследствии конкурсные работы просматривают учителя русского языка и литературы.

За все конкурсы каждому классу баллы начисляются следующим образом: 1 балл за каждого участника, 2 балла за лауреата и 3 балла за победителя. Неконкурсные мероприятия оцениваются по количеству их участников. Такая система стимулирует классы как можно активнее включаться в Декаду. Все баллы, набранные классами, вносятся в таблицу.

В течение всей Декады сотрудники пресс-центра ведут её дневник, в который заносят имена победителей и лауреатов всех конкурсов, а также баллы классов. Страницы дневника публикуются ежедневно и вывешиваются на этажах (информационные стенды) и в учительской. Это позволяет оперативно сообщать гимназистам и учителям о ходе Декады, вносит в неё элемент соревнования и таким образом сохраняет к ней интерес.

В конце Декады подводятся окончательные итоги: баллы, набранные классами за все мероприятия, суммируются и определяются лучшие «классные» пресс-центры. Итоги Декады учитываются в конце учебного года, когда классные коллективы, наиболее успешные в различной учебной и внеурочной деятельности, включаются в Золотую лигу классов.

Кроме победителей и лауреатов конкурсов определяются лучший журналист Декады (юнкор, наиболее полно осветивший события этих десяти дней) и лучший журналист года (юнкор, имеющий наибольшее число публикаций в школьных изданиях).

Награждение победителей Декады традиционно проходит на линейке в конце третьей четверти. Дипломы и грамоты вручаются как ученикам за индивидуальные победы, так и классным пресс-центрам.

«Декада прессы и словесности» подробно освещается в январских выпусках газет «132%» и «Шкозетка». На их страницах публикуются отзывы и отчёты о встречах и конкурсах, репортажи, интервью с гостями гимназии, а также лучшие работы поэтов и прозаиков – участников литературных конкурсов. Также в рубриках «Галерея» («Шкозетка») и «Вернисаж» («132%») размещаются лучшие работы конкурсов художников. Материалы Декады также могут публиковаться и в последующих номерах.

Декада прессы имеет огромное значение для развития пресс-центра гимназии, так как способствует интересу учащихся к его деятельности, помогает учителям выявить талантливых ребят, способных создавать различные медиатексты, и привлечь их к работе в школьных СМИ. Разнообразие мероприятий Декады позволяет каждому гимназисту проявить свои таланты. Большое количество встреч и мастер-классов, во время которых учащиеся общаются как друг с другом, так и с гостями гимназии, помогает развитию у них коммуникативных навыков, а у юнкоров пресс-центра ещё и организаторских способностей. Но Декада не ограничивается только образованием и воспитанием школьников, она вносит и разнообразие в жизнь гимназии, объединяет учителей и учащихся вне уроков в необычной, интересной деятельности. Возможно, этим и обусловлены долгая жизнь и успешное развитие этого проекта.

Количество просмотров: 3094  

Добавить комментарий

Target Image
1. Использование современных медиаформатов при изучении предмета «История»: разбор фильма ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Медиатизация истории как профессиональный и творческий путь юнкора ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Фактор семьи и «особенное» медиаобразование ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
4. Медиапроект «Творительный падеж» как платформа для социализации и самоопределения школьников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Создание медиапространства в сельской школе как средство становления личности обучающихся ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
6. Медиа и образование: новый подход к домашним заданиям по русскому языку и литературе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
7. Факультативные занятия по журналистике для обучающихся специализированного учебного заведения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Лаборатория проектных решений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. «Фотодайвинг»: как погрузить школьников в мир фотожурналистики ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Использование социальной сети «ВКонтакте» для создания партнерских отношений с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Наставничество как преодоление «кризиса мастерства» медиапедагога в системе дополнительного образования детей ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Дополненная реальность как аттракционный компонент мерченговой продукции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
13. Школьные медиа как инструмент гражданско-патриотического воспитания: инструкция для применения начинающему руководителю пресс-центра ВЫПУСК №106, апрель 2023
14. Социальное погружение, или Вальдорфская журналистика ВЫПУСК №105, февраль 2023
15. Опыт создания и использования анимационных короткометражных учебных фильмов при обучении шахматам детей дошкольного возраста (на примере сериала «Обезьянка Молли учится играть в шахматы») ВЫПУСК №105, февраль 2023
16. Телевидение стало ближе: создание детской телевизионной передачи «Волшебный ключик» на базе детского сада № 389 как средство развития и воспитания дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
17. Роль медиасредств в эффективном обучении шахматному искусству детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
18. Паблик детского центра развития как канал коммуникации с семейной целевой аудиторией и медиаобразовательная площадка ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
19. Детская киностудия как средство развития творческого потенциала дошкольников ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
20. Создание литературного сквера «Дни Сибири» как важный воспитательный итог школьного исследовательского проекта по журналистике ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022

Страницы