Театрализованное мероприятие «Конкурс чтецов» как средство развития личности у детей с нарушением слуха

 
 

Вандакурова Вероника Игоревна,

учитель по развитию восприятия и воспроизведению устной речи
МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 
 
 

Кукушкина Елена Сергеевна,

учитель по развитию восприятия и воспроизведению устной речи

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 

Театрализованное мероприятие «Конкурс чтецов» как средство развития личности у детей с нарушением слуха

Ежегодно в нашей школе в рамках декады устной речи проводится конкурс чтецов для обучающихся всех классов. Тема последнего конкурса звучала как «Волшебный мир – театр». Выбранная тема актуальна, так как 2019 год в России объявлен Годом театра.

Главная цель конкурса чтецов – создать условия для развития устной речи и умения ее использовать в коммуникации, а также развитие личностных качеств обучающихся средствами театральной деятельности. Часто дети с нарушенным слухом лишаются возможности открыть свою индивидуальность; присутствуют трудности в координации и использовании своей речи в общении с окружающими. Для преодоления определенных недостатков в эмоциональном, эстетическом, личностном развитии существенную помощь в коррекционной работе оказывает использование элементов театрализованной деятельности:

– дети получают возможность раскрыться, найти своё место среди сверстников;

– происходит влияние на развитие личности ребенка и его социализации, а также на духовно-нравственное развитие;

– осуществляется развитие коммуникативных качеств личности;

– решаются коррекционные задачи обучения и воспитания.

Мы работаем с детьми с нарушением слуха. У детей данной категории имеется дефицитарность слухового восприятия, парциальное недоразвитие высших психических функций, системное нарушение речи и специфические особенности личности.

Личность ребенка с нарушением слуха формируется в условиях дефицита аудиальной информации (мало доступна выразительная сторона речи и музыки), что затрудняет процесс коммуникации с нормально слышащими людьми, обедняет социальный опыт ребенка. Такие дети имеют моторную неловкость, они эмоционально незрелы (эмоциональная сфера развивается с задержкой), у них снижена познавательная активность, затруднено понимание обращенной речи, имеются большие трудности приобщения к литературе.

Поэтому задачами конкурса чтецов являются:

– обогащение и активизация словаря, совершенствование монологической и диалогической речи, формирование грамматического строя речи, усваивание эталона правильного произношения;

– формирование у учеников слушательской и зрительской культуры;

– развитие умения использовать средства художественной выразительности;

– пропаганда театра, его значения в нашей жизни, воспитание обучающихся в рамках эстетического развития личности;

– выявление, поддержка и стимулирование талантливых исполнителей;

– знакомство с литературными произведениями великих поэтов;

– воспитание у учащихся любви к устной речи, этических и эстетических норм.

Условия проведения конкурса:

1. Отборочный тур для определения участников Конкурса проводит каждый учитель по развитию восприятия и воспроизведения устной речи.

2. Конкурс чтецов проводится за два дня (для начальной и старшей школы).

2. От учителя на Конкурс может быть представлено не более двух-трех участников.

3. Объем литературного произведения

 

Глухие

Слабослышащие

Младшие классы

8 строк

12 строк

Старшие классы

12 строк

16 строк

4. Стихотворение должно соответствовать тематике конкурса.

5. Не допускается повтор литературных произведений среди участников-конкурсантов.

В Конкурсе предусмотрены следующие номинации:

– Абсолютный победитель конкурса.

– Лучший исполнитель стихов среди детей старшего школьного возраста (глухой).

– Лучший исполнитель стихов среди детей старшего школьного возраста (слабослышащий).

– Приз в номинации «Лучший сценический образ».

– Приз зрительских симпатий.

– Приз в номинации «Самый артистичный исполнитель».

После прохождения отборочных туров в конкурсе приняли участие 20 человек. Ребята читали стихотворения о театре и его видах, об актерах и вживались в роли. Ведущими конкурса были студенты 4 курса НГПУ, проходящие педагогическую практику на базе нашей школы.

Выступающих оценивали по следующим критериям:

1) интонационная выразительность речи;

2) темп и ритм, выражаемые в длительности звучания и остановках, паузах, сила голоса;

3) выделение логического ударения;

4) внятность речи;

5) эмоциональная окраска речи, определяющая характер;

6) правильное литературное произношение;

7) отсутствие искажений стихотворного текста;

8) использование выразительных средств театра (мимики, жестов, поз, движений);

9) подбор костюма, атрибутов, соответствующих содержанию исполняемого произведения.

Победитель каждой номинации определялся по набранной сумме баллов участника. Жюри конкурса определяло одного победителя в каждой номинации. Победители номинаций награждались дипломами и ценными призами. Все участники Конкурса получили поощрительные призы.

За несколько лет проведения Конкурса чтецов наблюдается положительная динамика в желании детей участвовать в нем:

Таким образом, чтение стихотворений с элементами театрализованной деятельности – важное средство развития у детей умения социализироваться и вступать в коммуникацию, способствует благоприятному развитию всех сторон устной речи, проявлению творческого потенциала личности и повышению мотивации к публичным выступлениям, развивает эмоциональную сферу ребенка, помогает проявлять эмпатию к персонажам произведения и разыгрываемым событиям.

Предлагаем вашему вниманию сценарий конкурса чтецов для старшей школы.

Конкурс чтецов «Волшебный мир – театр»

Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые участники, жюри и гости.  Мы приветствуем всех, сидящих в этом зале. Сегодня мы проводим конкурс чтецов «Волшебный мир театра».

Позвольте представить вам Жюри, которое будет оценивать конкурс:

директор школы…;

заместитель директора по учебно-воспитательной работе …;

заместитель директора по воспитательной работе …;

учитель 1 …;

учитель 2…;

учитель 3…;

учитель 4...

Ведущий 2: Наш конкурс посвящен празднику «День театра», который отмечается 27 марта. Ребята, что вы знаете о театре? Что такое «театр»? (слайд 2) Слово «театр» произошло от греческого «театрон» – «место, где собираются, чтобы посмотреть».

В1: В средние века спектакли показывали прямо на улицах. Огромные толпы людей рассаживались на возвышениях, а само действие происходило на арене (слайд3)

В2: Уважаемые зрители! Скажите, кто работает в театре? Актёры Режиссёр Художники Гримёры Костюмер (слайды 4-9)

В1: Ребята! А что можно увидеть или услышать в театре? Аплодисменты Гардероб Сцена (слайды). Молодцы ребята!

В2: Каждый из нас хоть раз в жизни был в театре и помнит то настроение, которым проникаешься с той минуты, как только заходишь в само здание. Да, атмосфера чего-то необычного, торжественного, праздничного, фантастического не покидает ни на минуту. Спокойствие и аккуратность, неторопливость и дружелюбие работников театра создают необычную атмосферу уюта, загадочности, волшебства.

В1: Раздаётся 1 звонок, потом 2 и, наконец, 3. Зрители рассаживаются на свои места, тихо звучит музыка, лампы медленно гаснут. Каждый зритель ждёт чуда. И оно происходит, на сцене появляются артисты. Вот оно, действие началось (звучат три звонка).

В1: Стихотворение Елены Сотниковой «Про актеров» читает Г. Полина ученица 9 В класса.

В1: Стихотворение читал К. Павел ученик 6 Б класса, «Весь мир-театр», автор Бутримова Ирина.

В2: Г. Алина ученица 8 Б класса, прочтет монолог Жака из комедии «Как вам это понравится», автор Уильям Шекспир.

В1: Стихотворение «Какое чудо оказаться в сказке» прочтет Т. Александр ученик 8 Б класса.

В2: На сцену приглашаем М. Михаила, ученика 7 А класса, стихотворение Львовского Марка «Разносторонний артист».

В1: Уважаемые зрители, вы прослушали несколько стихов о театре. А какие виды театров вы знаете? Правильно. А сейчас поиграем, будем отгадывать виды театров (слайды 20-33). Молодцы!

В2. А мы продолжаем наш конкурс. Стихотворение Агни Барто «Квартет» читает К. Алина, ученица 6 А класса.

В1: Предлагаем вам прослушать стихотворение Натальи Соколовой «Театр кукол», читает С. Влад, ученик 6 Б класса.

В2: Встречайте следующую участницу нашего конкурса М. Владу, ученицу 7 Б класса, она прочтет нам стихотворения из цикла Берестова Валентина «В кукольном театре»: «Рука-артистка», «Королева».

В1: Стихотворение «Детский театр» Соколовой Натальи читает П. Артем ученик 6 А класса.

В2: Ученики 7 Б класса Н. Елена «Солидная дама пяти с лишнем лет …», автор Усачев Андрей.

В1: Г. Дарья ученица 9 В класса выступит со стихотворением Григорьевой Татьяны «Волшебный мир – театр».

В2: А у нас – Антра́кт (фр. entracte, от entre – между и acte – действие) – это перерыв между действиями театрального спектакля. В антракте обычно все зрители выходят в фойе театра. В это время можно сходить в буфет, привести себя в порядок в туалетной комнате, а также познакомиться с различными фотографиями артистов театра, которые развешаны по стенам фойе.

В1: Мы не отправимся в буфет, мы предлагаем посмотреть веселую историю (видеоролик). Ребята, разве можно так себя вести во время антракта? (Ответ детей, нет) Во время антракта нужно разговаривать вполголоса, в буфете соблюдать очередь.

В2: А всегда ли мы понимаем, зачем люди ходят в театр? Послушайте стихотворение «Вредные советы», автор – Григорий Остер, читает К. Сергей, ученик 11 Б класса.

В1: Ангелина С., ученица 7 Б, прочтет стихотворение Ломовцева Владислава «Театр».

В2: Следующее стихотворение Нарышкиной Розы «Театр» читает Арина С., ученица 7 Б класса.

В1: Сегодня мы услышали много замечательных стихотворений. Дорогие друзья, всем спасибо! А на этом наш конкурс чтецов заканчивается. Предоставляем слово жюри.

В2: А закончить нашу встречу мы хотим следующими словами: «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности». До свидания!

Количество просмотров: 6338  

Добавить комментарий

Target Image
1. Театрализованная деятельность на уроках английского языка и во внеурочной деятельности как средство развития личности ребенка
2. Театрализованная деятельность с использованием технологии критического мышления как средство развития личности ребенка
3. Театрализация как одно из направлений формирования речевой культуры обучающихся при изучении иностранного языка
4. Применение технологии проектной деятельности в обучении английскому языку младших школьников в контексте положений национального проекта «Образование»
5. Речевое развитие младших школьников посредством театрализованной деятельности на уроках английского языка
6. Учимся искусству понимать и ценить ИСКУССТВО
7. Театрализованное мероприятие «Конкурс чтецов» как средство развития личности у детей с нарушением слуха
8. Театрализованная деятельность как процесс активизации устной речи обучающихся с нарушением слуха
9. Библиотека превращается…
10. Театр начинается с детства
11. Скетчноутинг как нескучный способ конспектировать лекции
12. Театрализованная деятельность как средство развития творческой активности младшего школьника с нарушением слуха
13. Формирование коммуникативной компетенции через внеурочную деятельность
14. Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка на уроках физической культуры в условия реализации ФГОС НОО
15. Проблема целеполагания в современном образовании
16. Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности
17. Опыт организации и руководства исследовательскими работами младших школьников
18. Использование метода решения коммуникативных задач на уроках английского языка
19. Мы за чистоту русского языка…
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы