Проблема целеполагания в современном образовании

 
 

Зябкина Ирина Геннадьевна,

преподаватель высшей квалификационной категории

ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А. С. Макаренко»

 

Проблема целеполагания в современном образовании

Профессиональная деятельность педагога, как любая человеческая деятельность, предваряется осознанием цели. Отсутствие цели не позволяет классифицировать работу педагога с детьми как деятельность профессионала, эта работа может быть классифицирована лишь как некоторая активность, как совокупность действий, но ни в коем случае как педагогический  процесс, поэтому проблема целеполагания является одной  самых актуальных на сегодняшний день проблемой педагогики.

Цель – это то, к чему надо стремиться. Поэтому она должна быть осознана тем, кто её ставит. Чтобы цель стала понятна всем остальным, а, главное, чтобы она была принята ими, её необходимо сформулировать, то есть описать тот результат, к которому надо стремиться. Процесс выбора одной или нескольких целей называется целеполагание. Фактически, целеполагание – это практическое осмысление человеком своей деятельности с точки зрения постановки и реализации целей [1].

Однако недостаточно того, чтобы только педагог ясно представлял цели педагогического взаимодействия, необходимо, чтобы эти цели были правильно, чётко и понятно сформулированы для окружающих и, прежде всего, для детей.

Не секрет, что зачастую педагог, готовясь к образовательной деятельности, чтобы грамотно сформулировать цели урока, обращается к ресурсам Интернета. При этом он не задумывается над тем, что цели должны быть определены конкретным педагогом для конкретной группы детей. И чужие цели в этом случае вряд ли подойдут.

Этап целеполагания – основополагающий этап, который позволяет педагогу видеть план и результат своего воздействия.

Итак, цель – это представление о желаемом результате деятельности, нашей или других людей, а формулировка цели – это описание представления о данном результате.

Одна из проблем в организации целеполагания заключается в том, что педагоги путаются в терминах и понятиях целей и задач. Для того чтобы отличить цель от задачи, необходимо опираться на следующее положение -  цель формулируется  как результат деятельности, а задача как деятельность. Например, цель: «Я овладею техникой целеполагания» предполагает решение нескольких задач:

– найти курс по целеполаганию и записаться на него;

– пройти обучение;

– апробировать полученные знания и умения;

– сдать итоговое задание.

Данный пример показывает, что  формулировка цели описывает конечный результат, а формулировки задач описывают действия, которые надо предпринять для того, чтобы этот результат был достигнут.

При формулировании педагогических задач наиболее распространены следующие ошибки:

1. Задача формулируется через содержание деятельности: «изучить…», «познакомиться…», «закрепить…» и др.  Например, «познакомится с техникой лепки». Если задачи формулируются через содержание деятельности, это только указывает на некоторую область, это не дает никаких конструктивных начал – поскольку не отражает конкретный результат. На каком уровне ребенок осваивает технику остается неясным. Следовательно, такой способ формулирования задач нецелесообразен, так как задача при этом не является диагностичной.

2. Задача формулируется только через деятельность педагога: «рассказать о …», «дать понятие …», «познакомить с …», «представить …», «показать…», «научить…», «упражнять…», «проверить…», «обосновать…», «обобщить…», «систематизировать…» и др. Например, «познакомить со способом сравнения предметов по длине», «рассказать об осенних изменениях в природе». Если задачи формулируются данным способом, это сосредотачивает педагога на его собственной деятельности, а не на реальных результатах развития детей. При таком подходе ребенок, его достижения не имеют никакого значения. В данном случае педагог должен задать себе вопрос: «Для чего я буду что-то демонстрировать, объяснять и т.д.?»  Ответ на этот вопрос и будет составлять задачу деятельности. Формулировка задачи через деятельность педагога – это формальный способ постановки задачи, так как она не ориентирована на ребенка и не является диагностичной.

3. Задача формулируется путем раскрытия внутренних процессов в развитии ребенка (процессы, состояния). Например, «развивать мышление», «развивать речь», «развивать эстетический вкус» и т.п. Данный способ выражения коррекционно-педагогических задач также не является диагностичным, так как он не отображает конкретные результаты. «Развивать речь» – что именно из этой области будет служить объектом воздействия – увеличение словарного запаса, уточнение значения некоторых слов, умение образовывать слова определенным способом, умение составлять определенный вид рассказа или другое? Следовательно, такой способ формулирования задач также нельзя признать целесообразным.

Наиболее целесообразным при выражении задач является способ определения ожидаемых достижений, опознаваемых в действиях детей. Например: «обеспечить включение ребенка в продуктивную творческую деятельность» или «создать условия для формирования технических навыков лепки, обязательных для данного возраста». Задача в таком случае: 1) ориентирована на ребенка, 2) конкретна и диагностична, 3) конструктивна [2].

Обучающая цель – это планируемый результат деятельности детей, то есть те знания и умения, которые «появились» за время образовательной деятельности у учащихся благодаря мастерству педагога. Сегодня обучающая цель приобретает следующий вид: «К концу занятия  большинство  детей  смогут  (будут, начнут)… что именно». Таким образом, в структуре занятия наличие итоговой диагностики является обязательным этапом, а анализ ее результатов позволяет оценить эффективность занятия, сделать вывод о достижении поставленной цели.

Одним из способов постановки целей является применение SMART критериев постановки «правильных целей»:

S – Specific, конкретная

M – Measurable, измеримая

A – Achievable, достижимая

R – Realistic, реалистичная

T – Time   limited, определена во времени.

Для того чтобы планировать задачи в соответствии с SMART наиболее целесообразным является использование таксономии Б. Блума. Она позволяет определить задачи обучения, задействовав все уровни познания.

Уровень

Иллюстрирующий глагол

Ключевые вопросы для заданий

Знание

составьте, определите, опишите, , перечислите, найдите соответствие, запомните, назовите, установите порядок, выделите, распознайте, найдите отношения, вспомните, повторите, воспроизведите, выберите, установите

Сколько…

Кто…

Что…

Когда...

Кем…

Где …

Понимание

классифицируйте, преобразуйте, обоснуйте, опишите, обсудите, отличите, оцените, объясните, выразите, расширьте, обобщите, приведите примеры, определите, укажите, выведите, определите место, назовите по другому, предскажите, распознайте

Какой пример соответствует…

Какова главная идея…

Правильно ли я понимаю, что это означает…

Можете ли Вы объяснить...

Как можно перефразировать (резюмировать)…

Применение

примените, измените, выберите, , продемонстрируйте, инсценируйте, используйте, проиллюстрируйте, измените, управляйте, предскажите, подготовьте, произведите, покажите, сделайте набросок, решите, используйте

Что будет результатом, если…

Как применить для…

Можно ли использовать  … для …

Как можно решить … проблему, используя знания о…

Анализ

проанализируйте, оцените, сравните, противопоставьте, критикуйте, изобразите схематически, отличите, распознайте, исследуйте, экспериментируйте, определите, проиллюстрируйте, выведите, смоделируйте, выделите, укажите, расспросите, свяжите, выберите, разделите, подразделите, испытайте

Как… связано с…

В чем различие...

Каковы возможные мотивы…

Какие подтверждения можно привести…

Что свидетельствует о …

Каковы отношения между…

Синтез

распределите, соберите, отберите, составьте, постройте, создайте, спроектируйте, разработайте, изобретите, объясните, сформулируйте, произведите, объедините, измените, организуйте, спланируйте, подготовьте, предложите, перестройте, свяжите, пересмотрите, расскажите, напишите

Как можно адаптировать …, чтобы создать иное….

Как можно объединить …

По какому критерию могут быть объединены...

Что должно быть объединено, чтобы подтвердить …

Как … включить в…

Оценивание

определите, оспорьте, оцените, свяжите, выберите, сравните, закончите, противопоставьте, защитите, опишите, отличите, установите, объясните, свяжите, предскажите, рассмотрите, выберите, дайте оценку

Вы согласны...

Почему…

Почему выбрано именно это…

Будет ли лучше, если …

Что можно предложить, чтобы...

Как это можно оценить, с позиции...

В чем сильные и слабые стороны…

На чем основывается утверждение...

Цель – обязательная часть педагогической работы. От того, насколько правильно выбрана и сформулирована цель зависит результат. Сегодня обучение перестало быть репродуктивным, когда достаточно только воспроизведения полученной информации. Современное образование нацелено на метапредметные результаты, поэтому вопрос педагогического целеполагания – один из обязательных этапов в работе педагога.

Список литературы

1. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о целеполагании в педагогике [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). – СПб.: СатисЪ, 2014. – С. 124-126. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5934/ (дата обращения: 27.11.2019).

2. Выявление проблемы, постановка целей и задач как основа проектирования педагогического процесса. [Текст] //Методические рекомендации к дистанционным курсам по теме «Современные подходы к организации воспитательной деятельности в учреждении дошкольного образования»» (Составитель: Ручко Л.С. (Издательство Костромского областного института развития образования. – URL http://www.eduportal44.ru/koiro/ (дата обращения 27.11.2019).

3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. [Текст] – М: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.

Количество просмотров: 9798  

Добавить комментарий

Target Image
1. Театрализованная деятельность на уроках английского языка и во внеурочной деятельности как средство развития личности ребенка
2. Театрализованная деятельность с использованием технологии критического мышления как средство развития личности ребенка
3. Театрализация как одно из направлений формирования речевой культуры обучающихся при изучении иностранного языка
4. Применение технологии проектной деятельности в обучении английскому языку младших школьников в контексте положений национального проекта «Образование»
5. Речевое развитие младших школьников посредством театрализованной деятельности на уроках английского языка
6. Учимся искусству понимать и ценить ИСКУССТВО
7. Театрализованное мероприятие «Конкурс чтецов» как средство развития личности у детей с нарушением слуха
8. Театрализованная деятельность как процесс активизации устной речи обучающихся с нарушением слуха
9. Библиотека превращается…
10. Театр начинается с детства
11. Скетчноутинг как нескучный способ конспектировать лекции
12. Театрализованная деятельность как средство развития творческой активности младшего школьника с нарушением слуха
13. Формирование коммуникативной компетенции через внеурочную деятельность
14. Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка на уроках физической культуры в условия реализации ФГОС НОО
15. Проблема целеполагания в современном образовании
16. Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности
17. Опыт организации и руководства исследовательскими работами младших школьников
18. Использование метода решения коммуникативных задач на уроках английского языка
19. Мы за чистоту русского языка…
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы