Методика развития социального интеллекта дошкольников средствами драматизации и последующей мультипликации

 
 

Пустохина Екатерина Федоровна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МКДОУ детский сад № 9 г. Новосибирска

 
 
 

Соколовская Мария Евгеньевна,

педагог-психолог

МКДОУ детский сад «Золотая рыбка»

п. Краснообска Новосибирского района

 

Методика развития социального интеллекта дошкольников средствами драматизации и последующей мультипликации

Главная педагогическая ценность мультипликации и театрализации как видов современного искусства заключается, прежде всего, в возможности интегративного развития личности. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. У ребенка появляется возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития речи и творческого потенциала. Дети очень дорожат своими рисунками, потому как в каждый из них они вложили частичку себя, проявив творчество. Можно сделать так, чтобы рисунки детей «ожили», начали двигаться и жить своей собственной жизнью. Многие психологи подтверждают, что мультипликация – это отличный способ открыть у юных дарований творческие задатки, развить коммуникативные способности и лидерские качества.

Новизна методики. Позволяет интегрировать разнообразные виды искусств (литературное, театральное, изобразительное творчество), соединять инновационные и оригинальные техники игры-драматизации, изобразительного и декоративно-прикладного творчества и техники анимационного мультфильма.

Цель: создание условий для формирования социально-коммуникативных навыков дошкольника в театральной и мультипликационной деятельности.

Задачи:

– Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях, о людях, которые работают в театре, об артистах; показать значимость и необходимость каждой профессии в театре.

– Расширять представления детей об анимации, о людях, которые работают над созданием мультипликационных фильмов.

– Содействовать развитию творческой активности детей, эмоциональности и выразительности в речи и движениях.

– Создавать условия для организации совместной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ДОУ.

– Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).

– Создать условия для повышения мотивации у старших дошкольников к образовательной деятельности, в совместной деятельности и в НОД по лепке, рисованию, аппликации.

– Создавать условия для развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения друг к другу.

Ожидаемые результаты. Коллективный характер театрализованной и мультипликационной деятельности позволит расширить и обогатить опыт сотрудничества детей как в реальных, так и в воображаемых ситуациях, что будет способствовать формированию положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми в процессе совместной деятельности. Также в процессе реализации методики будет воспитываться культура познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.), уважения к себе и сознательного отношения к своей деятельности у ребенка, этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Алгоритм действий драматизации и последующей мультипликации (не включает в себя подготовительную, диагностическую работу).

1. Поиск замысла будущего сюжета.

2. Написание сценария. (Сценарий должен состоять из следующих частей: Завязка. Развитие действия. Кульминация. Развязка.)

3. Распределение ролей.

4. Изготовление декораций и костюмов.

5. Подготовка и проведение самого спектакля.

6. Выступление на сцене.

7. Разработка и изготовление персонажей для мультипликации.

8. Анимация фильма.

9. Звуковое оформление фильма.

10. Монтаж фильма.

11. Совместный просмотр фильма, его обсуждение и анализ.

Процесс драматизации и создания мультипликационного фильма по одному сюжету является совместным творчеством всех участников образовательного процесса: воспитателей, детей, родителей и других специалистов дошкольного учреждения, который включает в себя несколько этапов.

1. Создание школы «Актерского мастерства»

– Разработка сюжета. Главными генераторами идей являются дети. Тематика сюжетов будущих спектаклей и мультфильмов берется из чтения произведений художественной литературы, просмотра художественных и мультипликационных фильмов.

Педагог заинтересовывает детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки, выразительно исполняет его.

Знакомство со сценарием.

– Распределение ролей. Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения. Например, детям предлагается произнести фразу голосом Дюймовочки или Принца, пообщаться с Дюймовочкой, как жаба, как крот, как ласточка или как мышка и т.д.

После распределения и принятия ролей педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.д., подвести к тому, что каждый образ должен быть неповторимым.

– Зарядка для актеров.

Упражнение «Злой волк»

Йога-театр – уникальное сочетание древнейшей практики-йоги, увлекательной сказки, драматургии и импровизации. Каждое занятие по йоге-театру - это не обучение, а увлекательное путешествие в мир природы; каждое движение – веселая игра. «Кошка. Дерево. Гора. Собака.»

Дыхательная гимнастика. Всем известно, что дыхание – это жизнь! Чтобы дети были здоровыми, активными и энергичными нужно с детства привить им привычку правильно дышать! Для того чтобы ребенку было интересно выполнять упражнения, предлагаем превратить их выполнение в веселую игру! И тогда дыхательная гимнастика станет для ребенка приятным времяпровождением, к которому он сам будет стремиться!

Игра «Виндбол»

Артикуляционная гимнастика. Человек не рождается с умением говорить, тем более делать это правильно и четко. Если ребенок испытывает проблемы с произношением отдельных звуков, ему может помочь артикуляционная гимнастика. Это комплекс упражнений, направленный на коррекцию этих трудностей

Упражнение «Мой весёлый звонкий мяч»

Упражнения для голосовых связок и для дикции. Упражнение «Скороговорку говорю, ногами топаю и маракасами звеню.»

Композиционные и пантомимические этюды. Этюд «Цветок»

Логоритмика. Система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, метод логопедической работы по развития речи ребенка. Ее цель – решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Упражнение «Ловлю баланс под музыку и рассказываю чистоговорку».

Нейродинамическая гимнастика. Была разработана методика на основе применения телесно-ориентированных практик, помогающая «разбудить» те отделы мозга, которые не работают в полную силу. Методика оказалась очень эффективной. Сегодня мы называем её нейрогимнастикой. Упражнение «Крюки Деннисона»

– Работа над постановкой

Взаимодействие в диалогах и массовых сценах

Взаимодействие с звуковым фоном, декорациями, атрибутикой

Объединение композиции

Репетиция в костюмах

Показ спектакля детям

Показ спектакля гостям

2. Создание школы «Юный мультипликатор»

– Работа по изучению процесса мультипликации. Когда было принято решение создавать мультфильм по сюжету поставленного спектакля, мы вместе с детьми изучили саму профессию мультипликатора. На этом этапе проявился познавательный интерес детей, они самостоятельно и при помощи взрослого изучали профессии мультипликатора, сценариста, художника-постановщика, а также узнали много нового о создании самого мультфильма.

– Подбор музыки для будущего мультфильма. Музыка позволяет создавать более яркие образы, поддерживать положительный эмоциональный настрой детей во время работы, концентрацию внимания. Важно было подобрать совместно с детьми такую музыку, чтобы она создавала определенное настроение, эмоциональное видение героев сказки.

– Зарядка для художников-мультипликаторов

-Использование игрового набора «Дары Фребеля» для художественно-эстетического развития. Композиция «Фантастические сюжеты из геометрических фигур»

-Использование метода Sand-Art для художественно-творческого и эмоционального развития ребенка в изобразительной деятельности.

Совместная работа «Морская сказка»

-Развитие тактильных ощущений. Использования игры «Лотошка»

-Использование ТРИЗ-технологий для развития творческого потенциала. Упражнение «Сочиняем Сказку»

– Рисование персонажей мультфильма. Каждый ребенок принял решение, какого персонажа он будет рисовать. Мы с детьми обсуждали каждого сказочного героя, персонажа.

Рисуем персонажей мультфильма «Дюймовочка»

– Изготовление самого мультфильма. Действие разворачивалось на горизонтальной плоскости, штатив с фотоаппаратом устанавливали объективом вниз, состоялась съемка статичных картинок - фотографий.

Съемка мультфильма «Дюймовочка»

– Монтаж мультфильма. Это, конечно, работа взрослого. Отснятые фотографии переносили на компьютер. После того как все персонажи были введены в компьютер, началось озвучивание самого мультфильма (творческая подготовка которого осуществлялась во время театрализованной деятельности), мы размещали снимки, музыкальное сопровождение, голосовые записи в программе для верстки, монтировали сам мультфильм.

– Просмотр мультфильма. Огромную роль играет просмотр самого мультфильма. Важно сразу показать готовый мультфильм детям. Тогда технологическая цепочка создания фильма будет им понятней, при съемке нового мультфильма они более осознанно подойдут к процессу. Когда дети смотрят самодельные мультики, видят своих нарисованных героев, которые говорят их голосами, они радуются результату и гордятся своим участием в создании фильма, с удовольствием показывают его своим родителям, проговаривая, как они делали его.

У всех детей, которые принимали участие в драматизации и мультипликации, наблюдалось наличие положительной динамики в развитии по следующим показателям:

– стабилизация эмоционально-волевой сферы;

– повышение уровня речевой активности;

– укрепления функций внимания, памяти;

– улучшение работы мелкой моторики рук;

– освоение способов конструктивного взаимодействия, развитие коммуникативных качеств;

– повышение уровня осведомленности и, как следствие, самооценки.

Мы считаем, что вышеописанная методика решает проблемы социально-коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста.

Литература:

1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: Игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина. – М., 2003. – 123 с.

2. Артемова JI. В. Театрализованные игры в детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений. / Л. В. Артемова. – М, 1998. – 185 с.

3. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: Методические рекомендации, конспекты занятий, Сценарии игр и спектаклей / Н. Ф. Губанова. – М, ВАКО, 2007. – 256 с.

4. Кукушкина Е.Ю., Самсонова Л.В. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

5. Смольникова К. Мультик своими руками. [Текст] Смольникова К.// Саткинский работник. – 2011. – № 15.04.2011.

6. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

Количество просмотров: 2746  

Добавить комментарий

Target Image
1. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Создание мини-музея в группе как эффективное средство формирования культуры питания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Приемы нейрокоррекции для стимуляции речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные способы взаимодействия с родителями по формированию правильного питания у дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Формирование связной речи детей в ходе образовательной деятельности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в условиях сельской школы ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы