Неделя безопасности как форма профилактической работы в центре «Точка роста»

 
 

Щербакова Елена Яковлевна,

педагог-организатор

Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»

МБОУ «Большереченская СОШ» Омской области

 

Неделя безопасности как форма профилактической работы в центре «Точка роста»

Дополнительное образование детей – это важнейшая составляющая образовательного пространства в современном российском обществе. Современные учреждения дополнительного образования сегодня представляют инновационное пространство с высокотехнологичным оборудованием, направленное на приобретение, отработку и развитие навыков школьника. Благодаря национальному проекту «Образование», открываются детские технопарки «Кванториум», в т. ч. и мобильные, Дома научной коллаборации, образовательные центры для одаренных детей «Сириус». С 2019 года в сельской местности и малых городах по всей стране появляются центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». В 2020 году их стало 5000.

Появился такой Центр и в нашей школе. Задачами деятельности Центра «Точка роста» является охват на обновленной материально-технической базе общеобразовательной организации контингента обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы по учебным предметам «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности» и предметной области «Технология». Центры «Точка роста» оснащены мощными компьютерами, видеокамерами, 3D-принтерами, тренажерами-манекенами, квадрокоптерами.

«Точки роста» – новые центры притяжения сельских ребят. Инфраструктуры центров рекомендуется использовать во внеурочное время как общественное пространство для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности населения, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, а также родительской общественности. В настоящее время педагоги Центра все более осознанно начинают использовать современные образовательные технологии, рассчитанные на самообразование детей, на их максимальную самореализацию в обществе, эвристическое и проблемное развивающее обучение, совместные научные исследования, образование на основе компьютерных, игровых технологий. Центр также даёт ребятам возможность приобрести навыки работы в команде, подготовиться к участию в региональных и федеральных конкурсах, форумах, слётах и олимпиадах. «Точка роста» позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний; дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные, познавательные, эстетические, творческие запросы. Его воспитанники изучают современные компетенции; каждый учится проектному управлению, командной работе, исследовательским и изобретательским навыкам, основам алгоритмики, логики и программирования на самых востребованных языках, созданию мобильных приложений и использованию новейших технологий и высокотехнологичного оборудования. Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и креативных способностей школьников является одной из ключевых задач при изучении учебных предметов.

В целях поддержки интереса к предметам педагоги нашего Центра при составлении плана методических, учебно-воспитательных и социокультурных событий решили проводить тематические недели, где каждый школьник может проявить свои способности. Запланированы недели науки, компьютерной графики и анимации, технического творчества, шахматная неделя и две недели по ОБЖ. В начале учебного года – неделя ПДД и в конце (апрель) – неделя безопасности. Тематическая неделя – это:

– массовое и увлекательное соревнование школьников, обеспечивающее возможность для совместной деятельности разновозрастных коллективов;

– форма организации взаимодействия педагогов и обучающихся, в основу которого положены технологии «Педагогика сотрудничества» и «Индивидуальное обучение»;

– форма внеклассной работы, связанная с основным программным курсом обучения, углубляющая и дополняющая его;

– комплекс взаимосвязанных мероприятий по предмету, обеспечивающий условия демонстрации профессионального творчества и мастерства для педагогов;

– коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться всем её участникам.

Принципы, которые мы использовали при организации проведения тематической недели:

1. Принцип целостности и завершенности. Неделя должна быть целостной и законченной, т.е. иметь начало и конец, основную идею и девиз.

2. Принцип массовости. Предусматривает активное участие в событиях предметной недели всех желающих, а также родителей (законных представителей) школьников, социальных партнеров (специалистов МЧС, ГИМС, ЦРБ, ГИБДД) и других заинтересованных лиц.

3. Принцип событийности. Предметную неделю необходимо рассматривать как неординарное событие, предполагающее включение каждого школьника в процесс разработки и реализации запланированных мероприятий.

4. Принцип сотрудничества. В принципе сотрудничества заложено продуктивное общение всех участников Недели. Мероприятия предметной недели должны объединить школьников и педагогов в коллектив.

5. Принцип универсальности. Предлагаемая тема и формы тематической недели должны соответствовать требованиям: актуальность для современного школьника, универсальность рассмотрения в контексте для всех возрастов и мода.

6. Принцип познавательности. Познавательный интерес характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям и становится основой положительного отношения к учению.

7. Принцип личной причастности. Одна из главных задач педагога – формирование активной жизненной позиции ученика. Важно предоставить возможность каждому ученику быть сопричастным к общему делу.

8. Принцип соревновательности. Основа развития личности школьника реализуется при подборе и применении педагогом заданий, предполагающих соревновательность, развивающих сообразительность, интуицию, смекалку, содержащих творческие элементы и развивающие критическое мышление.

9. Принцип гласности и открытости предполагает, что информация о подготовке, ходе и результатах предметной недели является общедоступной.

10. Принцип неповторимости. Каждая тематическая неделя не должна повторять предыдущую.

Проведение тематической недели – это не развлечение для школьника, это форма организации обучения, которая связана с тем, чтобы повышать уровень образования.

Можно выделить следующие задачи тематической недели:

– вовлечение школьников в самостоятельную творческую деятельность;

– выявление обучающихся, которые стремятся к углубленному изучению учебной дисциплины ОБЖ;

– представление широкого спектра активных форм внеурочной деятельности;

– повышение мотивации и интереса школьников к предмету ОБЖ;

– привлечение школьников к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

При подготовке и проведении недели безопасности педагоги использовали активные формы проведения с использованием ресурсов центра «Точка роста»:

Вернисаж «Безопасная дорога» – на протяжении всей недели каждый участник мог сравнить свои работы с лучшими работами одноклассников, оценить и другие работы ребят из других классов.

Буккросинг «Один дома» – в переводе с английского языка книговорот. Школьник, прочитав книгу, оставляет её в общественном месте (кабинет, столовая, фойе, рекреация), для того чтобы другой школьник мог эту книгу найти и прочитать. Тот, в свою очередь, должен повторить это же действие.

Видеовикторина «Наши друзья – дорожные знаки» – викторина с использованием видеофрагментов (используется ПК, проектор и интерактивная доска Центра «Точка роста»).

Акция «Внимание, дети» – это вовлечение (действие), совершаемое группой школьников (волонтеров) для достижения какой-либо цели. Акция – это большое, яркое массовое мероприятие.

Арт-встреча «Мир безопасности» – выставка работ, сопровождаемая диалогом, беседой по теме. Это возможность выразить своё видение через творчество (работы могут быть загружены на ПК и демонстрироваться в течение всего периода предметной недели. Также этот материал можно использовать и на родительских собрания в ОО).

Онлайн-тестирование – это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов, обработка которых даёт оценку тестируемых (тестирование проводится с использованием ПК, подключенных к сети интернет).

Агитбригада «Дорожные знаки» – одна из наиболее действенных форм воспитания личности, обеспечивающая органическое соединение глубокого содержания с яркими художественно-выразительными, эмоциональными формами. Выступления агитбригады связаны с актуальными проблемами по любой теме.

Флешмоб «Красный, желтый, зеленый» – преднамеренно спланированная массовая акция со случайно подобранными участниками (возможно через социальные сети), которые появляются в общественном месте, с определенными атрибутами (шары или ленты трёх цветов) и в течение непродолжительного времени выполняют заранее оговорённые действия и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны.

«Квест-игра «Я – пешеход»» – интеллектуальная игра по станциям, в которой школьники (команды) должны за определенное время, получив одну подсказку, добраться до определенной цели, выполняя задания и упражнения.

Марафон знаний «Безопасность всем нужна, бережет нам жизнь она» – интеллектуальные вопросы и творческие задания, разнообразные конкурсы составляют общую программу марафона знаний, который может длиться несколько дней. В марафоне принимает участие большое количество школьников. Марафон знаний является одним из способов познакомиться с нестандартными заданиями, решение которых требует проявления различных умений и навыков, полученных на уроках ОБЖ и внеурочной деятельности.

Культурно-образовательное событие «Я – спасатель» – это эстафета-игра. Наши ребята знакомятся со всеми службами Большереченского района и их обязанностями. Обязанности спасателя – спасать людей, оказывать первую медицинскую помощь, ликвидировать аварии. А пожарный готовит пожарно-спасательную технику и снаряжение, тушит пожар, оказывает помощь пострадавшим, ликвидирует последствия чрезвычайных ситуаций. Все службы Большереченского района (МЧС, медицина катастроф, ГИМС, ГИБДД, МО МВД) часто работают вместе, слаженно, стоят на страже наших с вами жизней. Специалисты всех служб проводят для школьников эстафету-игру с отработкой навыков по оказанию первой доврачебной помощи, используя тренажеры-манекены, имитаторы ран; организуют изучение устройства огнетушителя, предлагают облачиться в экипировку пожарных и провести имитированное тушение пожара.

Робинзонада «Идем в поход» – это туристическое мероприятие, построенное на принципах: спорт – творчество – интеллект; увлекательная форма освоения новых знаний, приобретения навыков самостоятельной жизни, навыков безопасного поведения в лесу, а также в чрезвычайных ситуациях, умений работать в команде.

Через тематическую неделю мы можем вовлечь практически всех школьников, создать условия, при которых в течение определенного срока буквально все погружаются в предложенную образовательную область, объединяя во едино всех педагогов и школьников. Современные активные формы проведения тематической недели направлены на отработку практических навыков безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, предупреждение их возникновения, выработке умений защищать свою жизнь и здоровье, оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим, формирование устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил безопасного поведения на дороге, в воде, лесу и дома.

Интерактивные методы обучения увеличивают практическую ценность занятий. Использование игровых технологий заключается в том, чтобы ребенок мог найти свою нишу для самовыражения, самоутверждения, познать себя и других. По итогам тематической недели наиболее активные ее участники (как педагоги, так и школьники) награждаются грамотами и медалями, изготовленными на 3D-принтере.

Конечно, шаблона по проведению тематических недель нет. Одним из основных принципов является оригинальность, неповторимость каждого воспитательного события тематической недели. Неделя показывает не только возможности школьников, она еще показывает возросшие способности и навыки педагога, творчество, мастерство и зрелость своего профессионализма. А Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» – это колоссальные возможности для внедрения новых технологий и профилактической работы.

Мы, педагоги-наставники школьников, верим, что сможем вырастить увлеченных ребят, способных в будущем владеть инновационными технологиями и создавать проекты, вносить свой весомый вклад в технологический прогресс нашей страны.

Список литература

1. Григорьев Д. В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество. – М.: Просвещение, 2011.

2. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. – М.: Просвещение, 2011.

3. Киреева Н.В. Предметная неделя: учебный комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы»/ Н.В.Киреева.– Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2016. – 160 с.

4. Перевезенкова М.В. Предметные недели как форма активизация познавательной деятельности в гимназии // http://www.gim1521.ru/assets/files/perevez.doc.

5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. /Под ред. В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2010.

6. Предметная неделя в школе: организационные основы и методические приемы проведения. Материалы консультаций. Сборник №3 / Консультационный центр БОУ «Тарская гимназия №1» РИП – ИнКО «Школа как центр творчества и развития одаренности детей» / – Омск, 2019.

7. Тихомирова Л. Ф. «Упражнения на каждый день», «Логика для младших школьников», «Академия развития» Ярославль, 1998.

8. Формирование цифровой грамотности обучающихся: Методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» / Авт.-сост. М.В. Кузьмина и др. – Киров: ИРО Кировской области, 2019.

Количество просмотров: 4754  

Добавить комментарий

Target Image
1. Концерты для родителей как форма продуктивного взаимодействия
2. Важные аспекты подготовки и проведения интеллектуального конкурса для дошкольников «Хочу всё знать!»
3. Методические рекомендации «Применение гимнастических блоков на занятиях партерной гимнастикой»
4. Концертируем вместе (из опыта организации проекта «Городской фестиваль семейного музицирования «Музыка в кругу семьи»)
5. 10 лет модельной студии «Все звезды»: от взаимодействия с семьей до сотворчества и взаимопонимания
6. Формирование семейных ценностей через взаимодействие с семьей в рамках реализации социального проекта «Семейный альбом»
7. Особенности музыкального воспитания обучающихся дошкольного возраста через проектную деятельность
8. Проектная деятельность в учреждении дополнительного образования как одна из эффективных форм сотрудничества с семьей
9. Развитие исследовательских компетенций учащихся на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств
10. Неделя безопасности как форма профилактической работы в центре «Точка роста»
11. Возможности взаимодействия общего и дополнительного образования в современных условиях
12. Воспитательный потенциал со-бытийных традиций ШРТК «Терем»
13. Вовлечение через увлечение: от ребенка к родителю
14. Патриотизм – он не на словах, он в наших делах
15. Семья и образовательная организация: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
16. Данс фитнес как средство обновления содержания и технологий физкультурно-спортивной направленности ДОД
17. Ментальная арифметика – партнерская программа
18. Индивидуальная образовательная траектория и возможности её реализации в процессе дополнительного образования детей
19. Организация педагогического взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся «Центра дополнительного образования «Лад»
20. Проблема взаимодействия «родитель-учреждение образования» в современных условиях

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы