Возможности взаимодействия общего и дополнительного образования в современных условиях

 
 

Лапташ Юлия Васильевна,

старший педагог дополнительного образования

МБУДО «Центр детского творчества Советского района» г. Новосибирска

 

Возможности взаимодействия общего и дополнительного образования в современных условиях

Организация взаимоотношений между учреждениями дополнительного образования и общего образования возможны только при двустороннем сотрудничестве, в результате которого открываются новые возможности для перемен и изменений, творческого роста коллективов педагогов и детей, развития и реализации новых идей и проектов.

МБУДО «Центр детского творчества Советского района» города Новосибирска (далее – ЦДТ) состоит из четырех учебных отделений (ул. Академическая, 28, ул. Приморская 3, ул. Ветлужская 6, ул. Часовая, 17). Все учебные отделения реализуют программы дополнительного образования для детей с 5 до 18 лет по пяти основным направлениям: социально-гуманитарное, художественное, естественнонаучное, техническое и спортивное.

Традиционно занятия ведутся не только на базах учебных отделений, но и во многих школах района. В основном взаимоотношения между учреждениями строятся на базе договорных отношений о сотрудничестве, а также на заинтересованности представителей общего и дополнительного образования во взаимодействии.

С одной стороны, ЦДТ, как представитель дополнительного образования, имеет ресурс и возможности оказания помощи в организации школьных тематических мероприятий, концертов, мастер-классов, организации внеурочной деятельности, проектной деятельности и т.д.

С другой стороны, происходит привлечение обучающихся разных классов школ на занятия в детские объединения дополнительного образования, организация досуга и развитие творческих способностей детей в разных направленностях.

Примером такого взаимодействия может быть совместная работа ЦДТ на базах школы № 121 (МБОУ СОШ № 121 «Академическая») и школы № 119 (МБОУ СОШ № 119). Эти образовательные организации территориально находятся в непосредственной близости друг от друга, где традиционно, на протяжении последних 20 лет, педагоги дополнительного образования ЦДТ занимаются с ребятами танцами, пением, рисованием и др.

Социальный заказ от родителей определил необходимость пересмотреть существующую форму сотрудничества. Для этого было проведено стратегическое планирование совместной деятельности школ и ЦДТ. В процессе работы ответственных лиц от ЦДТ и школ были выявлены потребности и ресурсы образовательных организаций; найдены точки соприкосновения, проблемные моменты; намечены пути реализации совместных проектов.

Все потребности школ можно условно свести к следующим большим блокам:

– организация занятости как можно большего числа учащихся во внеурочное время;

– создание условий для реализации творческого потенциала учащихся;

– работа с подростками по выявлению интереса к разным профессиям;

– организация помощи учащимся по активизации интереса к изучаемым в школе предметам.

ЦДТ, находясь на стыке основного общего и среднего профессионального образования, нуждается:

– в привлечении наибольшего числа детей в детские объединения;

– в сохранении количества детей в группах;

– в дополнительных помещениях для реализации программ дополнительного образования;

– в создании дополнительных рабочих мест педагогам, повышении их квалификации за счет работы с разными по возрасту и особенными детьми;

– в расширении направлений деятельности педагогов и различных предметных направленностей;

– в создании условий для реализации профориентационной работы с учащимися.

При анализе ресурсов были выявлены следующие положительные активы образовательных организаций:

– нормативно-правовое обеспечение: наличие лицензий на образовательную деятельность, в том числе по дополнительным образовательным программам, наличие договора о сотрудничестве между организациями и других нормативных и локальных актов;

– кадровые условия: педагоги дополнительного образования с полным пакетом документов, подтверждающим их профессиональное мастерство и компетентность, желанием реализовывать программы дополнительного образования, а также участвовать с детьми в творческих конкурсах, олимпиадах различного уровня, в том числе и профессиональных конкурсах и повышении квалификации;

– материально-технические условия: помещения в школах, которые свободны во второй половине дня, могут быть использованы для занятий дополнительного образования;

– методическая поддержка: все занятия в детских объединениях дополнительного образования ведутся по утвержденным научно-методическим советом ЦДТ программам. Со всеми педагогами работают методисты и старшие педагоги ЦДТ.

В новых условиях работы в информационной системе «Навигатор дополнительного образования Новосибирской области» все программы педагогов ЦДТ были переработаны и размещены в системе в соответствии с требованиями. Сейчас, в трудный период внедрения ИС «Навигатор», ЦДТ может оказывать неоценимую методическую помощь другим образовательным учреждениям, особенно в части работы с родителями и распространению информации об этой системе.

В результате анализа потребностей и ожиданий сотрудничающих образовательных организаций были выявлены многочисленные совпадения. В зависимости от потребностей школ были предложены несколько моделей и вариантов сотрудничества: Центр досуга, образовательный интеллектуальный центр, центр «Успех каждого».

Организация Центра досуга. Это центр, куда приходят ребята разного возраста заниматься художественным и техническим творчеством (ИЗО, компьютерная графика, робототехника, моделирование из дерева и ткани), реализовывать свои способности артистического направления (театральная студия, танцевальная студия, проведение тренингов, вокальная студия, театр моды и др.), социально-педагогического направления – школа вожатства, волонтерское движение в рамках Российского движения школьников. В рамках школьного движения было предложено проведение внутришкольных мероприятий силами ребят, каникулярные смены, летние площадки; участие в командных конкурсах различного уровня, тематических КВНах и т.д.

Единое образовательное и творческое пространство помогает реализовывать самые смелые творческие идеи. Ребята начинают воспринимать школьное пространство не просто как место, где надо учиться и получать оценки. А начинают воспринимать школу, как место, где им комфортно и уютно, где их выслушают и поймут, где они могут реализовать свои творческие способности и найти ситуацию собственного успеха. При такой модели взаимодействия и обучения дети разных возрастов перемешиваются, находят новые знакомства, точки соприкосновения, создают вместе что-то новое и интересное. Эту атмосферу совместной конструктивной деятельности ребята, как правило, переносят на остальные аспекты своей жизни, в том числе и на учебу, что помогает им применить полученные навыки и опыт при решении затруднений в урочное время.

Организация образовательного интеллектуального центра. Такой центр выполняет функции дополнительных факультативных занятий по предметам общеобразовательной школы. Например, это организация подготовки малышей к школе, изучение языков, точных и естественных наук, изучение гуманитарных и обществоведческих наук через занятия по предмету, дискуссии, диспуты, интеллектуальные игры и т.п.

Это, с одной стороны, подготовка к научно-практическим конференциям, олимпиадам, конкурсам, осуществление проектной деятельности, с другой – помощь в освоении и восполнении пробелов в знаниях, подготовка к экзаменам.

Эта модель взаимодействия позволит привлечь во внеурочную деятельность обучающихся 1-11 классов и дошколят. Интеллектуальный центр может быть для школы педагогическим ресурсом, и как результат работы – работа с одаренными детьми.

Подготовка обучающихся к экзаменам является наиболее актуальной проблемой как для школы, обучающихся, родителей, так и для Центра Детского Творчества. Чем старше подростки, тем ближе государственная итоговая аттестация, чем ближе экзамены, тем чаще занятия по интересам отходят на второй план. В современных условиях выбор ребят может качнуться в сторону дополнительной подготовки к ОГЭ, ЕГЭ, нежели в сторону танцев или пения. Здесь же ребята могут подготовиться к экзаменам бесплатно, в малых группах при осуществлении индивидуального подхода и разработки индивидуальной образовательной траектории.

Центр «Успех каждого». Проведение занятий для детей разных физических, интеллектуальных и творческих способностей, в том числе и детей с ОВЗ. При сохранении основного состава обучающихся по всем 5 направлениям, есть возможность организовывать группы для детей с ОВЗ или включать их в состав групп.

Дети с ОВЗ нуждаются не только в общении с другими детьми, но и в принятии самих себя и своим окружением, обществом. Здесь можно организовать занятия не только на развитие творческих способностей, но и на развитие мелкой моторики рук (лепка, аппликация, песочное рисование), на движение под музыку и развитие речи (пение, логоритмика, ритмика, театральная студия, занятия с логопедом), лечебную физкультуру, моделирование и конструирование. Это может быть центр общения детей и их родителей, проведение совместных мероприятий, праздников, выставок и т.д.

Риски и проблемные моменты:

Конечно, при реализации любого проекта оцениваются сильные и слабые стороны, риски и возможные проблемы.

1. Частой проблемой является недостаточное материально-техническое обеспечение (помещения, специальное оборудование для работы с детьми ОВЗ). Но именно совместные усилия образовательных организаций могут решить эту проблему.

2. Не все педагоги дополнительного образования готовы работать с целыми классами или с детьми с ОВЗ. При том что количество детей с особенными потребностями с каждым годом увеличивается. Не все педагоги владеют специальными знаниями педагога-психолога\логопеда\логопеда-дефектолога. Чаще всего педагоги дополнительного образования работают с заинтересованными и мотивированными детьми. И здесь встает серьезная проблема отсутствия специалистов, готовых работать с детьми разных физических, интеллектуальных и творческих способностей. И в этом вопросе школа имеет больше возможностей для привлечения специалистов узкой направленности. Организация совместных занятий может решить многие задачи по социализации и обучению детей с ОВЗ.

3. Как правило, родители обеспокоены занятостью и разносторонним развитием детей младшего школьного возраста. Чем старше ребенок, тем чаще организация досуга переходит в руки самого ребенка. Так как существует социальный заказ от родителей, то большинство программ педагогов дополнительного образования ориентированы на детей 1-4 классов. В этом случае большая часть учащихся 5-11 классов являются не охваченными занятиями дополнительного образования.

4. Для реализации предложенных моделей необходимо наличие специалистов: социального педагога, психолога, педагога-психолога, педагога-логопеда, логопеда-дефектолога, педагога-организатора. Главное, наличие у них желания работать.

5. Педагоги дополнительного образования, работающие с детьми ОВЗ, должны пройти курсы повышения квалификации и знать особенности работы с такими детьми. А также необходимо подготовить нормативную базу по программному обеспечению при работе с детьми ОВЗ, что требует дополнительных ресурсов и отдельного направления работы методистов с педагогами.

Итак, проанализировав потребности образовательных организаций, оценив проблемы и риски, исходя из имеющихся ресурсов, были достигнуты неплохие результаты. Они, конечно, отличаются от тех, «идеальных», моделей. Можно сказать, что наблюдается сочетание трех моделей, направленное на работу с учащимися различного уровня физического и психологического здоровья, творческих и интеллектуальных способностей. Причем в каждой школе, в которой занимаются педагоги ЦДТ, получается своя модель сотрудничества.

В СОШ № 121 оказался очень востребованным проект Школы Раннего Творческого Развития для детей 5-6 лет. Здесь нашли сочетание программы творческого развития и интеллектуального. Программы ЦДТ песочного рисования «Дюны», декоративно-прикладного творчества «Палитра. Малыши» направлены больше на развитие мелкой моторики рук; танцевальные занятия по программе «Первый шаг» направлены на развитие крупной моторики и координации движения. Программы СОШ № 121 по развитию речи и математики направлены на знакомство с буквами, звуками и счету.

Также на базе СОШ № 121 ведутся занятия в детских объединениях технической направленности (по робототехнике, по моделированию из бумаги и из дерева, компьютерной графике), художественной направленности (рисование, танцы, театральная студия, песочное рисование), естественнонаучной направленности (экология в сочетании с предметом «Окружающий мир»), социально-гуманитарной (помощь ребятам в подготовке к экзамену по предмету «Обществознание»).

Под руководством педагогов дополнительного образования ЦДТ учащиеся школы № 121 участвовали в районных КВНах и вожатских фестивалях, старшеклассники самостоятельно организовывали новогодний праздник для учащихся начальной школы по мотивам сказки «Новогодние приключения Маши и Вити». В этом году планируется проведение серии интеллектуальных игр по предметам и «квартирников», в качестве возможной демонстрации своих творческих способностей.

В СОШ № 119 от ЦДТ ведутся занятия художественной направленности (вокал, танцы), технической направленности (по робототехнике, по моделированию из бумаги и из дерева), спортивной направленности (шахматы), естественнонаучной направленности («Химия как по нотам» помощь ребятам в подготовке по предмету «Химия», подготовка к экзаменам).

В СОШ № 190 пока проходят занятия детского объединения социально-гуманитарной направленности (помощь ребятам в подготовке по предмету «Обществознание», подготовка к экзаменам, курс по финансовой грамотности). Но мы надеемся на развитие отношений и дальнейшее сотрудничество.

Таким образом, исходя из социального запроса (школы, родителей), тесное взаимодействие образовательных организаций привлекает во внеурочную деятельность обучающихся всех классов, создает единую воспитательную среду. Ребята реализуют не только творческие, но и социально-ролевые и возрастные потребности, пробуют свои силы в различных профессиях, так называемые профессиональные пробы.

Также подобное сотрудничество позволило активизировать заинтересованность родителей в развитии детей – открытые занятия, совместные с родителями праздничные мероприятия в детских объединениях, концерты и выступления танцевальных, вокальных и театральных коллективов, конкурсы, фестивали и соревнования – все проводится с активным участием родителей.

За последние несколько лет ЦДТ расширил направленность и направления программ дополнительного образования и видов деятельности с младшими и старшими подростками, увеличил численность воспитанников.

Большее количество старших школьников получило возможность дополнить свои знания по школьным предметам, поучаствовать в предметных конкурсах и олимпиадах. Многие выпускники ЦДТ выбирают будущую профессию, связанную с занятиями по интересам, поступают в средне-профессиональные и высшие учебные заведения. А некоторые, отучившись, приходят работать в ЦДТ.

Таким образом, для реализации совместных проектов по взаимодействию общего и дополнительного образования необходимо готовить нормативно-правовую базу, привлекать специалистов, прорабатывать варианты сотрудничества, исходя из существующих условий и потребностей. И главное – творить!

Количество просмотров: 4315  

Добавить комментарий

Target Image
1. Концерты для родителей как форма продуктивного взаимодействия
2. Важные аспекты подготовки и проведения интеллектуального конкурса для дошкольников «Хочу всё знать!»
3. Методические рекомендации «Применение гимнастических блоков на занятиях партерной гимнастикой»
4. Концертируем вместе (из опыта организации проекта «Городской фестиваль семейного музицирования «Музыка в кругу семьи»)
5. 10 лет модельной студии «Все звезды»: от взаимодействия с семьей до сотворчества и взаимопонимания
6. Формирование семейных ценностей через взаимодействие с семьей в рамках реализации социального проекта «Семейный альбом»
7. Особенности музыкального воспитания обучающихся дошкольного возраста через проектную деятельность
8. Проектная деятельность в учреждении дополнительного образования как одна из эффективных форм сотрудничества с семьей
9. Развитие исследовательских компетенций учащихся на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств
10. Неделя безопасности как форма профилактической работы в центре «Точка роста»
11. Возможности взаимодействия общего и дополнительного образования в современных условиях
12. Воспитательный потенциал со-бытийных традиций ШРТК «Терем»
13. Вовлечение через увлечение: от ребенка к родителю
14. Патриотизм – он не на словах, он в наших делах
15. Семья и образовательная организация: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
16. Данс фитнес как средство обновления содержания и технологий физкультурно-спортивной направленности ДОД
17. Ментальная арифметика – партнерская программа
18. Индивидуальная образовательная траектория и возможности её реализации в процессе дополнительного образования детей
19. Организация педагогического взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся «Центра дополнительного образования «Лад»
20. Проблема взаимодействия «родитель-учреждение образования» в современных условиях

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы