Развитие исследовательских компетенций учащихся на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств

 
 

Сараева Светлана Валерьевна,

кандидат искусствоведения,

преподаватель высшей квалификационной категории

МБУДО Детская школа искусств № 11 г. Новосибирска

 

Развитие исследовательских компетенций учащихся на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств

На уроках дети по-разному воспринимают материал, с которым мы знакомимся. Одни – слушают то, что им говорит преподаватель, другие – не только слушают, но и активно перерабатывают внутри себя новую информацию, причем этот процесс зачастую вызывает у них некоторые вопросы. Эти вопросы не должны вызывать у преподавателя раздражения, потому что дети очень чутко это улавливают, и в таком случае они просто перестанут их задавать, а интерес к изучению материала будет угасать. Напротив, преподаватель должен всячески приветствовать вопросы детей и даже поощрять их. В этой связи можно давать ребятам домашние задания, в которых они бы придумывали интересные вопросы по пройденному материалу. А затем на уроке можно проанализировать общим мнением, какие из вопросов оказались наиболее интересными. Ну и, конечно, постараться ответить на них.

Умение ставить вопросы – это один из ключевых навыков в формировании исследовательских компетенций. И несмотря на кажущуюся простоту, поставить вопрос – не всегда легко для учащихся. Ведь для того чтобы это сделать – нужно в достаточной степени проработать материал. Далее преподаватель должен объяснить ребятам, что вопросы тоже бывают разные. Есть вопросы, на которые можно получить точный и однозначный ответ, но есть также и вопросы, на которые такой ответ получить сложно потому, что ответов и предположений может быть несколько. Подробно это я освещала в работе о «толстых» и «тонких» вопросах [6]. Кроме домашних заданий, где дети придумывают вопросы к изучаемой теме, можно также для отработки данного навыка сделать на уроке для них небольшое состязание командного типа, где каждая из команд должна придумать как можно больше вопросов по заданной теме. Еще одним важным моментов в формировании этого навыка является умение самого преподавателя заинтересовать учащихся в изучаемой информации. Ключевые слова, которые должны здесь звучать «А почему?», «Что здесь интересного?» «Где мы с этим уже сталкивались?» и так далее. Это помогает не только усилить интерес к изучаемому, способствует лучшему запоминанию, но и, конечно, формирует навык постановки проблемы. Например, рассказывая ребятам о биографии того или иного композитора, я спрашиваю, как вы думаете, почему он переезжал в тот или иной город. Иногда звучит наивный ответ: «Ну, ему просто так захотелось». Потом со временем, если кто-то так отвечает (например, новенькие), дети уже сами со смехом ему говорят, что просто так в жизни редко что происходит. Получив вопрос-проблему, дети тут же начинают делать предположения. И буквально один раз я напоминаю им, вспомните, ведь у других композиторов уже такое было, может быть здесь есть нечто схожее, а может – тут совершенно другой случай. И тогда ребята начинают думать и делать предположения. Так, обсуждая биографию Баха, ребята поняли, что композитор часто переезжал из города в город не просто так, а потому что искал более выгодную в материальном плане и интересную в творческом аспекте работу, а в более позднем времени – город, где он мог бы найти достойные учебные заведения для своих подрастающих детей.

Для того чтобы навык поиска проблемы закрепился, можно предложить детям игру. Придумать к той или иной теме как можно больше вопросов. Например, «Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин». Выбираются две команды, назначается время, и каждая команда придумывает по теме вопрос, кто придумает больше вопросов – тот побеждает. Вопросы не повторяются. Это состязание увлекательно для детей, и здесь они учатся выдвигать и формулировать вопросы.

Навык выдвижения гипотезы также нужно развивать и оттачивать. Сначала это проходит с трудом, но чем больше времени уделять этому, тем быстрее, интереснее и остроумнее становятся ответы. Здесь весьма уместной на наш взгляд становится технология «мозгового штурма». Когда преподаватель ставит какую-то проблему или вопрос, а учащиеся выдвигают самые невероятные предположения, то затем все их мы записываем на доске, анализируем и в конце концов оставляем самые подходящие.

Весьма продуктивным и увлекательным для детей становится педагогический прием «отсроченная загадка», когда урок уже заканчивается, преподаватель вдруг дает детям какое-то проблемное задание, которое нужно решить, однако решение этой загадки предлагается продолжить на следующем уроке. Можно также посоветовать детям, если не хочется ждать следующего урока, найти ответ дома самостоятельно.

Умение ставить вопросы и выдвигать гипотезы – замечательные навыки для развития исследовательских навыков, но нужно научить детей также формулировать и обосновывать свою точку зрения. В этой связи также можно придумать интересные игры, где дети будут учиться отстаивать свою точку зрения. Например, когда мы знакомимся с темой музыкальных жанров, я могу им предложить поиграть в продавцов, один из них должен рекламировать и продавать диск с танцевальной музыкой, другой – с маршевой, а третий – с песенной. И затем мы все вместе решаем, кто из них был наиболее убедительным, диск с какой музыкой нам захотелось приобрести. Причем перед игрой, конечно, нужно акцентировать внимание ребят на том, что они должны говорить не о том, что «эта музыка красивая», а вспомнить и рассказать обо всех замечательных свойствах этого музыкального жанра в том числе и в исторической перспективе. Так, говоря о жанре марша, учащийся может отметить, что «марш – это музыка, которая помогает нам взбодриться и приобрести приподнятое расположение духа. Марш – это музыка победителей. На всем протяжении человечества марш объединял людей, помогал им переносить невзгоды достойно и вел их к новым свершениям и новым высотам, к победе, марш помогает найти друзей. Конечно, марш – это музыка людей, которые думают о своей физической форме… и т.д.» То же самое можно рассказать и о других музыкальных жанрах. Если к этому заданию-состязанию отнестись с интересом и вниманием – оно может стать для детей очень увлекательным и интересным, к нему можно будет еще не раз возвратиться, оттачивая навыки мышления, убеждения, остроумия, устной речи, актерского мастерства и т.д.

Конечно, исследовательские компетенции включают в себя умение работать с информацией – поиск, классификация, структурирование, выводы. Здесь также существует много интересных заданий, которые выдвигает преподаватель в зависимости от целей, которые он преследует. Например, можно дать несколько названий музыкальных произведений и попросить найти лишнее или объединить их по группам и т.д.

Нестандартный взгляд на решение задачи – еще один из ключевых навыков исследователя, показатель его творческого потенциала. Здесь можно предложить ребятам описать свои впечатления от прослушивания музыкального произведения с точки зрения разных сфер человеческой деятельности, например, кулинара, архитектора, режиссера, писателя, художника, врача, ученого и т.д. Это будет забавно, необычно, однако может также привести к очень интересным интеллектуальным находкам, которые могут что-то прояснить в понимании и интерпретации содержания музыкального произведения. Так, например, когда мы с ребятами анализировали романс А. Варламова «На заре ты ее не буди», читали текст, дети обратили внимание на некоторые детали («горяч утомительный сон», «ярко пышет на ямках ланит». «бледнея…», «сердце билось больней и больней») и сделали предположение, что может, быть героиня была больна. А затем дома, нашли подтверждение в источниках, что поэт написал это стихотворение, когда навестил своих друзей, дочь которых умирала от сердечной недостаточности.

Ну и, конечно, если учащийся может объединить все эти навыки и создать работу, где будет обозначена и решена какая-либо исследовательская задача – это показатель, что все необходимые компетенции освоены в полной мере. Однако чаще всего для этого требуется достаточно длительное время, постоянное возвращение к отработке умений и, конечно, пытливый ум, настойчивость, желание и помощь самого преподавателя.

Развитие исследовательских компетенций учащихся – это огромная, многослойная, очень интересная работа для преподавателя, требующая много сил, умения, креативности. И если работа по формированию и развитию этих навыков преподавателем ведется постоянно, систематически и целенаправленно, то уроки станут для детей более интересными и увлекательными, а материал будет запоминаться легче и усваиваться полнее.

Список литературы

1. Акрамова Г. Социальный аспект процесса развития критического мышления учащихся. European Research: Innovation in Scince, Education and Technologi // European Research № 6 (17). / Сб. ст. по мат. XVII межд. науч. – практ. конф. London. 2016. S 89-90.

2. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 2000.

3. Гин А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. – М., Вита-пресс, 2001. – 88 с.

4. Гин А. ТРИЗ-педагогика. Учим креативно мыслить. – М., Вита-пресс, 2016. – 120 с.

5. Калайтанова И. Мозговой штурм на уроке: описание метода, примеры // https://pedsovet.su/publ/205-1-0-5763.

6. Сараева С. Использование метода «толстых» и «тонких» вопросов в изучении оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» // http://io.nios.ru/articles2/111/9/.

7. Сараева С. Учить детей задавать вопросы // http://io.nios.ru/articles2/99/9/uchit-detey-zadavat-voprosy.

Количество просмотров: 3672  

Добавить комментарий

Target Image
1. Концерты для родителей как форма продуктивного взаимодействия
2. Важные аспекты подготовки и проведения интеллектуального конкурса для дошкольников «Хочу всё знать!»
3. Методические рекомендации «Применение гимнастических блоков на занятиях партерной гимнастикой»
4. Концертируем вместе (из опыта организации проекта «Городской фестиваль семейного музицирования «Музыка в кругу семьи»)
5. 10 лет модельной студии «Все звезды»: от взаимодействия с семьей до сотворчества и взаимопонимания
6. Формирование семейных ценностей через взаимодействие с семьей в рамках реализации социального проекта «Семейный альбом»
7. Особенности музыкального воспитания обучающихся дошкольного возраста через проектную деятельность
8. Проектная деятельность в учреждении дополнительного образования как одна из эффективных форм сотрудничества с семьей
9. Развитие исследовательских компетенций учащихся на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств
10. Неделя безопасности как форма профилактической работы в центре «Точка роста»
11. Возможности взаимодействия общего и дополнительного образования в современных условиях
12. Воспитательный потенциал со-бытийных традиций ШРТК «Терем»
13. Вовлечение через увлечение: от ребенка к родителю
14. Патриотизм – он не на словах, он в наших делах
15. Семья и образовательная организация: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
16. Данс фитнес как средство обновления содержания и технологий физкультурно-спортивной направленности ДОД
17. Ментальная арифметика – партнерская программа
18. Индивидуальная образовательная траектория и возможности её реализации в процессе дополнительного образования детей
19. Организация педагогического взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся «Центра дополнительного образования «Лад»
20. Проблема взаимодействия «родитель-учреждение образования» в современных условиях

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы