Вовлечение через увлечение: от ребенка к родителю

 
 

Гундарева Марина Владимировна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 

Вовлечение через увлечение: от ребенка к родителю

Что такое творческий процесс, где он начинается и где и когда он заканчивается? Когда стоит начинать учиться рисовать и когда стоит бросить это желание, так как уже слишком поздно? По нашему мнению, нет ни точки отсчета, ни точки окончания, той самой финишной прямой, главное – желание, ведь творческий процесс не ограничен возрастными рамками. И это доказывает наш личный опыт.

В художественную мастерскую «Сирин» Центра дополнительного образования «Алые паруса» приходят ребята разного возраста, многие только начинают учиться, кто-то продолжает развивать свои умения. Но сейчас хочется поговорить не о наших учащихся, а об их родителях. Все мы знаем, что очень важно выстраивать тесную работу с родителями, и это не только важный приоритет современного законодательства в сфере образования, но первооснова организации образовательно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования. Особенно это важно при работе с детьми младшего школьного возраста, так как именно от родителей мы узнаем много информации о наших учащихся, так как именно от родителей младший школьник получает либо нет так важную для него поддержку в мотивации к занятиям, к серьезному отношению к ним, в «восхищении» от увиденных «шедевров», ведь это та самая ситуация признания и успеха для ребенка. Но всегда ли родители выполняют эту значимую социальную роль, и выполняют ли вообще. А если нет, то с чем это связано? С тем, что они относятся к занятиям как чему-то, чем ребенку заполнили время, «убрали его с улицы»? Или с тем, что они не понимают смысл в этой «мазне», так как им это не интересно?

Вариантов того, почему не все родителе выполняют ожидаемую от них педагогом дополнительного образования и так важную для формирования успешности ребенка часть «работы», много. И в данной ситуации родителей нужно постараться настроить на понимание важности и серьезности занятий их ребенка, их самих необходимо заинтересовать.

Мы выстраиваем работу с родителями в различных формах, как в формально-традиционных, так и в неформально-творческих.

Родительские собрания. Особенно важно первое собрание, когда родитель впервые знакомится с педагогом и студией, в которую записал ребенка. Первое впечатление должно быть максимально ярко и, естественно, позитивно окрашено. На собрании родителю дается общее представление, для чего его ребенку необходимо заниматься и почему это важно! Но не будем углубляться в эту форму взаимодействия с родителями, она сегодня для нас не основная.

Следующая форма работы – приглашение родителей на выставку творческих работ детей. Ситуация успеха учащегося при этом делится с чувством успеха родителей в своей функции воспитания талантливого ребенка. Любому ребенку необходимо получить признание его успехов, признание успеха со стороны родителя, как наиболее значимого взрослого, каковым родитель является для ребенка любого возраста, но не всегда явственно это ощущает и понимает. Чаще всего родители выполняют регулятивно-контролирующую функцию, и в заботах о создании условий для своих детей забывают о поддержке, одобрении, похвале. Когда они приходят на выставку творческих работ, где вывешена работа их ребенка, им не нужно выполнять функцию оценивания или выбора, эту работу провел педагог, и у родителя складывается важное ощущение: если работа на выставке, значит, их ребенок «молодец», и родители, признавая его успех и хваля его, по факту, ставят мысленно галочку в графе «я молодец». В этот момент ребенка и родителя объединяет общая ситуация успеха!

Участие в совместных массовых мероприятиях, общегрупповых и общеучрежденческих праздниках, позволяет родителям побыть в момент радости со своим ребенком, разделить ее. Здесь уже идет речь не об успехе, а именно о чувстве «детской радости», без необходимости что-то планировать, контролировать или оценивать. В связи с ограничениями в силу эпидемиологического неблагополучия, данная форма работы применялась минимально в прошедшем учебном году, но даже совместная подготовка родителя с ребенком, оформление выставок позволили сделать родителей соучастниками праздника.

Творческие мастерские для родителей. Творческие мастерские могут быть как совместные с детьми, так и нет. Задача таких мастерских дать прикоснуться к творческому процессу, выполнить конкретную творческую работу, предполагается разовый, быстрый результат. Многие родители до тех пор, пока не попробовали сами выполнить творческую работу, неважно в каком направлении ИЗО или ДПТ, предъявляют к работе ребенка необоснованно завышенные требования, будь это процесс и способ ее выполнения или сюжетно-элементное наполнение, и в конечном счете общее итоговое качество работы. При совместном участии в творческих мастерских родители на собственном опыте могут оценить более адекватно степень сложности выполнения работы, понять особенности работы с различными материалами и, конечно же, выявить «недочеты» в своем восприятии творческих результатов собственного ребенка.

Благодаря еще одной форме работы с родителями в художественной мастерской «Сирин», а именно онлайн-занятиям, желающие родители могут получить, обновить или углубить свои знания, умения и навыки в определенных направлениях ИЗО и ДПТ.

Более современная форма взаимодействия – это ведение групп в онлайн-мессенджерах. Конкретно наша художественная мастерская имеет аккаунты в Вконтакте и Instagram. В данных группах выкладываются фото и небольшие видеофрагменты с занятий. Так же здесь отправляются ссылки на какие-то события, с связанные с ИЗО и ДПТ, проходящие в городе, стране, мире.

Группа Вконтакте использовалась на первоначальном этапе онлайн-обучения во время самоизоляции. На стене группы выкладывались темы для самостоятельного изучения с фотографией поэтапного выполнения. Данная форма работы показала низкий процент выполнения творческих работ и было организованно обучение на платформе Zoom. После онлайн-занятий родители учащихся присылали фотографии работ в WhatsApp для того, чтобы педагог более детально смог рассмотреть получившуюся работу, дать рекомендации по ее улучшению, и как результат – у нас получилась своеобразная онлайн-выставка работ учащихся. После бесед с родителями по поводу онлайн-обучения, выяснилось, что многие родители были настолько заинтересованы занятиями, что садились рядом со своими детьми и рисовали. И они стали присылать и свои работы уже в личном сообщении, но тоже для того, чтоб педагог оценил их. Данная ситуация подсказала новую форму работы с родителями – онлайн-занятия.  

В начале 2020-2021 учебного года в WhatsApp был проведен опрос и выявлены желающие среди родителей заниматься онлайн. Их объединили в отдельную группу в WhatsApp. Для обучения была выбрана графика, так как она требует минимального количества материалов и для формата онлайн-обучения вполне подходит. Занятия проходили вечером, после окончания рабочего времени. В начале занятия родители прослушивали небольшую теоретическую часть, где получали общие представления о направлении графики, ее развитии, а также материалах которые используются для выполнения творческой работы в этом направлении ИЗО. После теоретической части родителям предлагалось посмотреть образец работы, очень подробно объяснялось, как правильно использовать материалы для выполнения работы и поэтапно давался ход ее выполнения. И уже после этого они приступали к ее исполнению, повторяя за педагогом. Здесь важно отметить, что каждый работает в своем темпе, кто-то полностью – в предложенном педагогом, кто-то успевает выполнить раньше, некоторые дорисовывают после завершения онлайн-занятий. Именно поэтому и дается полное поэтапное объяснение в начале занятия. После занятий фото выполненной работы отправляется в WhatsApp, в общей группе педагог только хвалит и поощряет родителей, любые замечания или рекомендации даются в личном сообщении. Важно отметить, что в итоге нашей совместной работы получалась мини галерея работ и срабатывал эффект ситуации успеха, как при демонстрации творческой работы на выставке. Очень часто родители хвалили друг друга, и общая онлайн-атмосфера была добродушно-положительная.

Перейдем к более стандартным офлайн-занятиям с родителями. Не все техники можно изучать с нуля в формате онлайн-занятий. Это связано не только со сложностью техники, но и с материалами и инструментами, необходимыми для ее выполнения. В художественной мастерской «Сирин» дети изучают различные направления ИЗО и ДПТ, такие, как живопись (гуашевая, акварельная, темперная), графика, бумагопластика, лепка (глина, пластилин, специальные массы для лепки) и т.д. Так как онлайн-занятия показали заинтересованность родителей в своей творческой реализации, через изучение различных направлений ИЗО и ДПТ, им были предложены темы для изучения с учетом имеющихся материалов, которыми пользуются их дети. В выходной день желающие были приглашены в ЦДО «Алые паруса» и под руководством педагога выполнили гуашевыми красками небольшую работу.

В конце хочется отметить, что через занятия в художественной мастерской в онлайн и офлайн форматах родители получили уникальную возможность не только понять, более адекватно воспринять и оценить творчество своего ребенка, но и приобрели общий со своим ребенком интерес, еще один мостик для совместного общения, времяпрепровождения и понимания его. И отдельно скажем, они получили возможность своей творческой реализации! Под неусыпным вниманием их собственного маленького творца и соратника.

Количество просмотров: 3723  

Добавить комментарий

Target Image
1. Концерты для родителей как форма продуктивного взаимодействия
2. Важные аспекты подготовки и проведения интеллектуального конкурса для дошкольников «Хочу всё знать!»
3. Методические рекомендации «Применение гимнастических блоков на занятиях партерной гимнастикой»
4. Концертируем вместе (из опыта организации проекта «Городской фестиваль семейного музицирования «Музыка в кругу семьи»)
5. 10 лет модельной студии «Все звезды»: от взаимодействия с семьей до сотворчества и взаимопонимания
6. Формирование семейных ценностей через взаимодействие с семьей в рамках реализации социального проекта «Семейный альбом»
7. Особенности музыкального воспитания обучающихся дошкольного возраста через проектную деятельность
8. Проектная деятельность в учреждении дополнительного образования как одна из эффективных форм сотрудничества с семьей
9. Развитие исследовательских компетенций учащихся на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств
10. Неделя безопасности как форма профилактической работы в центре «Точка роста»
11. Возможности взаимодействия общего и дополнительного образования в современных условиях
12. Воспитательный потенциал со-бытийных традиций ШРТК «Терем»
13. Вовлечение через увлечение: от ребенка к родителю
14. Патриотизм – он не на словах, он в наших делах
15. Семья и образовательная организация: пути эффективного сотрудничества в современных условиях
16. Данс фитнес как средство обновления содержания и технологий физкультурно-спортивной направленности ДОД
17. Ментальная арифметика – партнерская программа
18. Индивидуальная образовательная траектория и возможности её реализации в процессе дополнительного образования детей
19. Организация педагогического взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся «Центра дополнительного образования «Лад»
20. Проблема взаимодействия «родитель-учреждение образования» в современных условиях

Страницы

1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы