Научно-методическое сопровождение непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в деятельности ММО учителей ОБЖ Новосибирской области

 
 

Габер Ирина Владимировна,

заведующий кафедрой охраны здоровья,

основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры и спорта

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, к.м.н., доцент

 
 
 

Цветкова Нина Ивановна,

старший преподаватель кафедры охраны здоровья,

основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры и спорта

ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

 

Научно-методическое сопровождение непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в деятельности ММО учителей ОБЖ Новосибирской области

Целевые ориентиры непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников определены в федеральном проекте «Учитель будущего», являющегося одним из 10 федеральных проектов, реализуемых в рамках национального проекта «Образование». В глоссарии паспорта федерального проекта «Учитель будущего» понятие «профессиональное мастерство» содержит следующее определение: «комплекс профессиональных качеств, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности в соответствии с профессиональным стандартом». Таким образом, профессиональный стандарт «Педагог» [9] задает набор профессиональных качеств специалиста, в структуру которых включены знания, умения, навыки, а также способы деятельности. Вместе с тем реализация приоритетных направлений государственной политики в сфере образования потребует у педагога формирования целого ряда новых компетенций, которых нет в профессиональном стандарте «Педагог», например [2]:

– цифровая грамотность;

– умение разрабатывать и реализовывать образовательные программы цифрового профиля;

– «мягкие» («гибкие») навыки, умение формировать «мягкие» («гибкие») навыки у обучающихся [4; 12];

– способность разрабатывать и реализовывать образовательные программы в сетевой форме (в т.ч. межпредметные);

– умение организовывать онлайн-обучение, разрабатывать контент интересных кейсовых заданий, реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий;

– способность осуществлять наставничество, в том числе подготовка рекомендаций учащимся по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями [10].

Поскольку обеспечение профессионального развития членов ММО – одно из основных направлений его деятельности [5], то представленный перечень новых профессиональных компетенций поможет руководителю ММО прогнозировать вероятность выявления профессиональных дефицитов и определить, в каком направлении проектировать профессиональное развитие учителей – членов ММО.

В федеральном проекте «Учитель будущего» представлено три возможных пути непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников: 1) введение национальной системы учительского роста (далее – НСУР), 2) осуществление непрерывного образования, 3) прохождение независимой оценки профессиональной квалификации (далее – НОПК).

Модель НСУР включает в себя не только профессиональное развитие (горизонтальный рост учителя), но и карьерное продвижение (вертикальный рост учителя). Так, в соответствии с основными принципами национальной системы профессионального роста педагогических работников, включая национальную систему учительского роста (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р), установлены новые квалификационные категории «педагог-методист» и «педагог-наставник». Ожидается, что введение новых квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник» в дополнение к первой и высшей квалификационным категориям может стать хорошим стимулом в плане профессионального роста для учителей, имеющих большой опыт работы, которые способны осуществлять методическое сопровождение и оказывать методическую помощь педагогам, имеющим недостаточный опыт работы (молодым педагогам), а также педагогам, имеющим большой перерыв в профессиональной деятельности. Порядок присвоения новых квалификационных категорий будет утверждён 30 декабря 2022 года после того, как пройдёт общественное обсуждение проекта приказа.

Понятие непрерывного образования, которое обеспечивает возможность реализации права граждан на образование в течение всей жизни, впервые нормативно закреплено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 10). В «Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года» [3] говорится о том, что непрерывное образование может осуществляться через:

– освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность «школа – колледж – вуз» («формальное образование»);

– обучение по программам дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки), а также участие специалиста в конкурсах профессионального мастерства, конференциях и семинарах, образовательных стажировках и других формах обучения на предприятии (наставничество, инструктаж, тренинг, программы обмена опытом и т.д.), просвещение в рамках деятельности общественных некоммерческих организаций («неформальное образование»);

– индивидуальная познавательная деятельность в целях личностного и профессионального развития («самообразование» или «информальное образование»).

Наиболее часто реализуемыми программами непрерывного образования являются профессиональные конференции, семинары, тренинги; единовременные (разовые) семинары, тренинги, конференции; обучение на рабочем месте в форме наставничества [7].

Необходимо отметить, что непрерывное и планомерное повышение квалификации педагогических работников, а также повышение уровня профессионального мастерства в форматах непрерывного образования должно осуществляться на основе выявленных профессиональных дефицитов у педагогических работников. При этом профессиональными дефицитами считается отсутствие или недостаточное развитие профессиональных компетенций педагогических работников, вызывающих типичные затруднения в реализации определенных направлений педагогической деятельности.

Существенное значение в федеральном проекте «Учитель будущего» по снятию профессиональных дефицитов отводится такой технологии, как «горизонтальное обучение» педагогических работников или иначе системе P2P (англ. peer-to-peer – «равный равному»), которая предполагает обучение внутри профессиональных сообществ педагогов и руководителей образовательных организаций.

Независимая оценка профессиональной квалификации (НОПК), также как и аттестация, проверяет степень соответствия квалификации педагога профессиональному стандарту. Однако НОПК отличает от аттестации ряд условий:

1) является добровольной процедурой;

2) проводится профессиональным сообществом с привлечением квалифицированных экспертов (в том числе работодателей);

3) включает такие проверочные задания, которые способны проверить степень владения навыками и умениями (практико-ориентированный подход).

Предполагается, что в будущем прохождение независимой оценки профессиональной квалификации позволит педагогу иметь конкурентное преимущество при приеме на новое место работы перед другими соискателями, а также предоставит руководителю образовательной организации объективную информацию для начисления оправданных стимулирующих выплат согласно результатам НОПК.

Таким образом, краткий обзор новых профессиональных компетенций и путей непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников позволит руководителю ММО комплексно и системно моделировать непрерывное повышение профессионального мастерства членов возглавляемого им методического объединения.

В целях обеспечения условий для продуктивного профессионального взаимодействия, совершенствования профессионального мастерства, профилактики профессионального выгорания педагогов кафедра охраны здоровья, основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры и спорта ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО осуществляет научно-методическое сопровождение ММО учителей ОБЖ Новосибирской области. Задачи состоят в: 1) активизации продуктивного взаимодействия в ММО, в том числе для мотивации развития профессионализма педагогических работников, распространения передового педагогического опыта и профилактики профессионального выгорания; 2) стимулировании профессионального роста педагогических работников на основе выявления их профессиональных дефицитов и кадровых потребностей региона; 3) обеспечении условий для эффективного повышения квалификации и непрерывного профессионального развития педагогов (включая горизонтальное обучение, сетевую форму, использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения) [6].

В результате этой работы муниципалитеты активно включились в процесс совершенствования методической работы, активизировалось профессиональное развитие учителей ОБЖ, реализованы конкретные шаги: инициированы процессы педагогической диагностики, стратегического и тактического планирования дальнейшего развития ММО в рамках единой региональной методической темы «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся в контексте требований ФГОС ОО».

Реализуются новые форматы организации методических событий и системного повышения квалификации. Например, в соответствии с этапами управленческого цикла [14] разработана «дорожная карта», согласно которой проводятся единые сессии (Режим доступа: https://www.nipkipro.ru/download/2359-4-2493/).

Так, в рамках весенней стратегической сессии (2022 г.) по единой методической теме проведено согласование стратегических ориентиров методической работы в муниципалитетах, направленной на формирование функциональной грамотности обучающихся в рамках компетенций и особенностей профессиональной деятельности каждым учителем ОБЖ с учётом требований ФГОС ОО. Решались задачи: 1) Организовать деятельность в соответствии с Приказом № 1918 от 07.12.2021 г. и «дорожной картой» (педагогическая диагностика, самоанализ деятельности ММО, информационное сопровождение деятельности ММО, устойчивое взаимодействие на основе обратной связи); 2) Актуализировать требования обновлённых ФГОС ООО; 3) Организовать участие педагогов в конкурсном движении; 4) Обратить внимание кураторов ММС на необходимость обеспечения информационно-методических условий представления результатов деятельности ММО учителей ОБЖ через официальный сайт ММС.

Методическая сессия в рамках августовского регионального съезда работников образования (2022 г.) была нацелена на распространение лучших практик методической работы. Ключевыми вопросами для обсуждения стали: 1) анализ качества обратной связи с руководителями ММО учителей ОБЖ; 2) анализ результатов педагогической диагностики функциональной грамотности, формируемой средствами предмета ОБЖ; 3) обзор итогов самообследования результатов методической работы; 4) вклад специалистов ММС в организацию НМС ММО и взаимодействие с курирующей кафедрой. Общим контекстом методической сессии стала тема патриотического воспитания детей как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий семьи и школы.

При подготовке к проектировочной сессии (2022 г.) осуществлялось планирование системной работы ММО учителей ОБЖ в рамках единой методической темы в муниципалитетах на текущий 2022/2023 учебный год. Встреча в очном формате на проектировочной сессии позволила руководителям ММО учителей ОБЖ осознанно, опираясь на собственную практику, подойти к тем затруднениям, которые возникали в процессе подведения итогов за предыдущий и планирования работы ММО на текущий учебный год. В связи с необходимостью преодолевать выявленные затруднения были актуализированы задачи руководителя ММО и критерии оценки методической работы в муниципалитете.

Задачи руководителя ММО:

1. Изучить вопрос: что такое функциональная грамотность обучающихся, какие применяются методы её формирования и оценки.

2. Проектировать методическую работу ММО (выявить проблемы, поставить цели, определить средства, способы, ресурсы, какими силами, в какой последовательности решать проблемы, как предъявлять результат, какие критерии его оценки, рефлексия, коррекция, перспектива).

3. Организовать работу в образовательных организациях (развивать горизонтальные связи).

4. Инициировать создание банка заданий на формирование и оценку сформированности ФГ.

5. Организовать обмен опытом.

6. Осуществлять профилактику профессионального выгорания учителей, оказывать поддержку в ситуациях преодоления жизненных и профессиональных затруднений.

7. Стимулировать профессиональный рост и развитие.

Критерии оценки эффективности методической работы в муниципалитете (необходимы для самоанализа методической работы):

– участие в методических событиях разного уровня (ОО, муниципалитет, регион);

– трансляция результатов инновационной педагогической деятельности на разных уровнях;

– участие в экспертной деятельности на разных уровнях (жюри, отзывы и др.), проведение педагогической диагностики;

– участие в горизонтальном методическом взаимодействии на разных уровнях;

– освоение технологий горизонтального взаимодействия: «исследование урока», кураторская методика, методика «P2P», наставничество и др.;

– участие в диагностике профессиональных дефицитов;

– повышение квалификации на курирующей кафедре (курсы, стажировки, индивидуальные образовательные маршруты);

– участие в педагогических олимпиадах;

– участие в конкурсах профессионального мастерства;

– информационное сопровождение деятельности ММО на сайте ММС.

Затем руководители ММО приступили к проектированию муниципальных проектировочных сессий, опираясь на следующую структуру:

1. Определение актуальности предстоящей деятельности по формированию функциональной грамотности обучающихся средствами предмета ОБЖ. Выявление дефицитов в знании нормативного обеспечения и методических затруднений в реализации данной деятельности. Анализ прошедшего периода деятельности, результатов педагогической диагностики, полученных выводов и предложений.

2. Формулирование цели и задач решения проблем, озвученных в п.1.

3. Определение повестки заседания ММО «Проектировочная сессия».

4. Определение и подготовка выступающих. Роль руководителя ММО на этапе подготовки проектировочной сессии: определить, кто из членов ММО и какой вопрос будет готовить. Как мотивировать выступающего? Обсудить структуру выступления: что изучаем, зачем и как действовать? Как организовать работу творческих групп (горизонтальное взаимодействие) при разработке условий на уроке и внеурочном занятии, необходимых для формирования функциональной грамотности обучающихся?

5. Определить, какие решения поставленных задач будут предложены для голосования. Определить границы выполнения решений: сроки, ответственные лица, методы/способы действий.

Перед руководителями ММО поставлена задача в рамках муниципальной проектировочной сессии организовать разработку сценариев образовательных событий (урок, внеурочное занятие, внеклассное мероприятие, мероприятие с родителями), на которых будут создаваться условия для формирования функциональной грамотности обучающихся. Руководители ММО пришли к необходимости запуска нового цикла педагогической диагностики функциональной грамотности обучающихся для выявления образовательных дефицитов и проектирования профессионального развития учителей ОБЖ в части освоения эффективных технологий формирования и оценки ФГ обучающихся.

Кафедра охраны здоровья, основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры и спорта ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО установила персональную связь с руководителями ММО учителей ОБЖ и их кураторами из числа специалистов ММС, взаимодействует с ними на основе обратной связи через специальный ресурс на сайте НИПКиПРО в форме Google-таблицы, организует непрерывное повышение квалификации, реализуя ДПП ПК в форме курсов и стажировок, интерактивные события, научно-практические семинары, вебинары, конференции, конкурсы профессионального мастерства. Приведём несколько примеров.

В целях совершенствования профессиональной компетентности учителей и преподавателей-организаторов ОБЖ в аспекте единой методической темы на кафедре охраны здоровья, основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры и спорта ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО реализуются дополнительные профессиональные программы повышения квалификации по темам:

– Обновление технологий и содержания обучения по ОБЖ на основе предметной Концепции с учётом изменений ФГОС и АОП для обучающихся с ОВЗ (2021 г.);

– Современные подходы к организации и проведению мероприятий для оценки качества обучения по основам безопасности жизнедеятельности (2021 г.);

– Нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в условиях введения обновлённых ФГОС (2022 г.);

– Оказание первой помощи при несчастных случаях и неотложных состояниях, угрожающих жизни и здоровью пострадавшим в образовательной организации (2022 г.);

– Военно-патриотическое воспитание обучающихся через урочную и внеурочную деятельность по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (2022 г.).

Специально для руководителей ММО ОБЖ в системе дистанционного обучения Moodle создан информационный ресурс, в котором представлена вся необходимая информация для организации работы ММО, организована обратная связь, позволяющая учителям и руководителям ММО, специалистам ММС получить консультацию по актуальным вопросам. Доступ к ресурсу осуществляется через регистрацию по ссылке: https://sdo.nipkipro.ru/newreg/?a=682 Через этот ресурс происходит обмен опытом работы, создаются шаблоны документов ММО: планы работы, дорожные карты, алгоритмы (чек-листы) проведения методических мероприятий, организации событий, проведения педагогической диагностики, самоанализа и представления результатов методической работы в муниципалитете и другое.

Проведены научно-практические вебинары и семинары:

– Интеграция содержания образования в области экологии, здоровья и ОБЖ как условие перехода к образованию для устойчивого развития (2019 г.), где было проведено обсуждение содержательных и деятельностных аспектов глобальных компетенций;

– Актуальные вопросы реализации Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (2020 г.);

– Обновление содержания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с учетом результатов Национального исследования качества образования (НИКО) (2020 г.);

– Интеграция учебной, внеурочной и повседневной деятельности обучающихся и воспитанников по основам безопасности жизнедеятельности, в области физической культуры и спорта, охраны здоровья и экологии (2021 г.);

– Особенности реализации требований обновлённых ФГОС общего образования в части достижения образовательных результатов по учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура» (2022 г.).

Кафедра разрабатывает положения и организует конкурсы профессионального мастерства: конкурс лучших региональных практик по реализации предметных Концепций по ОБЖ и физкультуре; региональный конкурс «Моя экологическая культура и здоровый стиль жизни»; конкурс социальной рекламы «Стиль жизни – здоровье!».

Руководители ММО имеют возможность представить опыт и результаты методической работы в рамках организуемых кафедрой межрегиональных научно-практических конференций: «Эффективные практики реализации предметных концепций по ОБЖ и физкультуре: опыт, проблемы и решения» (2021); «Модернизация содержания и технологий преподавания учебных предметов «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации» (2022 г.).

Специалисты кафедры оказывают методическую помощь учителям ОБЖ и руководителям ММО этой категории педагогических работников с учётом профессиональных дефицитов, выявленных в процессе целевых опросов, различных видов контроля (текущего, промежуточного, итогового) на курсах повышения квалификации. Так, например, в результате целевого опроса во 2-м квартале 2022 г. учителей ОБЖ (n=51 человек) об их методической готовности к формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся мы зафиксировали, что к 5 наиболее эффективным технологиям формирования ФГ респонденты относят технологию проектного обучения, информационно-коммуникативные технологии, технологию учебного исследования, технологию обучения в сотрудничестве, технологию развития критического мышления  (таблица 1). Из них чаще всего учителя ОБЖ применяют ИКТ-технологии и технологию обучения в сотрудничестве, но в этот список не вошли технологии проектного обучения, учебного исследования, развития критического мышления. Этот факт является основанием для включения в содержание различных форм повышения квалификации и развития профессионального мастерства учителей ОБЖ теоретические и практические вопросы применения данных педагогических технологий.

Таблица 1.

Рейтинг эффективности технологий в аспекте формирования функциональной грамотности по мнению учителей ОБЖ

(% от максимальной оценки, n = 51, 2022 г.)

Наименование педагогической технологии

%

Технология проектного обучения (учебного проектирования)

83

Информационно-коммуникативные технологии, которые вовлекают учащихся

в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию способностей,

активизации умственной деятельности

82

Технология учебного исследования

82

Технология обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа)

81

Технология развития критического мышления

78

Исследование силы влияния организационных и методических барьеров, которые возникают при использовании педагогических технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и достижение требований обновлённых ФГОС общего образования, показало, что организационные барьеры в два раза сильнее влияют на учителя ОБЖ. 

В таблице 2 представлены данные о наиболее выраженных организационных и методических барьерах использования педагогических технологий в деятельности учителей ОБЖ. Применены относительные показатели, указывающие на силу влияния фактора в процентах от максимального значения (таблица 2).

Таблица 2.

Влияние организационных и методических барьеров использования педагогических технологий в деятельности учителей ОБЖ

(СВ - сила влияния в % от максимального значения показателя, n = 51)

Организационные барьеры

СВ

Методические барьеры

СВ

1) много времени уходит на подготовку инновационных уроков, внеурочных занятий 

44

1) недостаточное владение методикой педагогического проектирования и моделирования 

21

2) недостаточная учебно-материальная база

44

2) незнание и невладение технологией экспериментально-исследовательской педагогической деятельности

20

3) недостаточность (отсутствие) методических материалов, отражающих особенности реализации педагогических технологий 

41

3) неумение прогнозировать результаты педагогической деятельности при использовании новых технологий обучения

20

4) отсутствие (недостаток) дидактических и наглядных материалов и пособий 

40

4) незнание способов оценки сформированности функциональной грамотности

19

5) отсутствие (недостаток) компьютерной и прочей цифровой техники и оборудования

40

5) невладение технологиями педагогической диагностики и психолого-педагогической коррекции или снятия стрессов и тревожности у учащихся

18

Среднее значение

42

Среднее значение

19

Необходимость повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников делает актуальным изучение барьеров профессионального развития, их влияния на переживания педагогов в профессиональной деятельности и поиска инструментов развития способности противостоять многочисленным препятствиям, встающим перед педагогом. Многие исследования указывают на необходимость учёта психологических барьеров профессионального развития педагогов [1; 8; 13; 15]. В литературе выделяют три вида барьеров профессионального развития педагогов [11].

1. Спровоцированные внешними объективными причинами – социальные барьеры (низкий уровень оплаты труда, невнимание общественности к образованию и др.).

2. Профессиональные барьеры (отсутствие условий для профессионального роста, профессиональные затруднения, равнодушие руководства и др.).

3. Вызванные внутренними субъективными причинами – эмоционально-личностные барьеры (низкая мотивация достижений, низкий уровень притязаний, неуверенность в себе, разочарование, равнодушие, тревожность, нестабильность психоэмоционального состояния, потеря чувства нового и др.).

Наиболее значимым видом барьеров профессионального развития педагогов является эмоционально-личностный барьер. Среди профессиональных барьеров педагоги на всех стадиях профессионального становления выделяют морально-психологический климат в коллективе, отсутствие условий для профессионального роста, безразличие руководства, профессиональные затруднения, в меньшей степени – потеря идентичности с профессией. Социальные барьеры (уровень оплаты труда, отсутствие свободного времени, невнимание общественности к образованию и др.) по степени выраженности менее значимы для профессионального развития педагогов [11].

Таким образом, психологические барьеры профессионального развития педагогов инициируются объективными внешними причинами (социальные, профессиональные барьеры) и субъективными внутренними факторами (эмоционально-личностные барьеры), возникают в результате неудовлетворенности собой, деятельностью в целом, усугубляются с увеличением возраста и стажа, сопровождают педагога на протяжении всего периода профессиональной деятельности, следовательно, существует необходимость применения психологических технологий преодоления барьеров профессионального развития педагогов на всех стадиях профессионального становления [11]. Это ещё один механизм достижения цели научно-методического сопровождения ММО – совершенствования профессионального мастерства (через ликвидацию или ослабление барьеров) и профилактики профессионального выгорания педагогических работников.

Полученные теоретические и эмпирические данные о барьерах профессионального развития педагогов являются основанием для дальнейшей разработки методических рекомендаций по снижению их влияния: планирование, реализация и самоанализ методической работы в муниципалитете; совершенствование деятельности ММО и повышение эффективности его руководителя; проведение педагогической диагностики с помощью специально разработанных компетентностно-ориентированных заданий, отбор и освоение современных образовательных технологий деятельностного типа, проектирование и реализация образовательного процесса, предоставляющего необходимые условия для формирования функциональной грамотности обучающихся, и другое. Перечисленные вопросы являются предметами научно-методического сопровождения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в деятельности ММО учителей ОБЖ Новосибирской области.

Литература:

1. Алиева Э. П. Влияние барьеров профессионального развития на переживания педагогов в профессиональной деятельности // Актуальные исследования. 2021. №42 (69). С. 95-97. URL: https://apni.ru/article/3065-vliyanie-barerov-professionalnogo-razvitiya (дата обращения: 04.09.2022).

2. Вейдт В.П. Ключевые понятия федерального проекта «Учитель будущего»: постижение смыслов // Педагогика и психология образования. 2019. № 4. С. 9–21.

3. Золотарева, Н. М., Рябко, Т. В. О приоритетах государственной политики в развитии непрерывного образования взрослых в Российской Федерации // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-prioritetah-gosudarstvennoy-politiki... (дата обращения: 03.09.2022).

4. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. — М.:  Корпорация «Российский учебник», 2019. — 76, [4] с. Режим доступа: https://vbudushee.ru/upload/iblock/Компетенции%204К.%20Практические%20рекомендации.pdf.

5. Методические рекомендации об организации деятельности ММО в сфере образования НСО, утвержденные Приказом ректора ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО от 07 декабря 2021 г. № 1918 «О научно-методическом сопровождении муниципальных методических объединений в сфере образования Новосибирской области».

6. Молокова, А. В. Единая региональная система научно-методического сопровождения муниципальных методических объединений / А. В. Молокова, И. Л. Беленок, Т. А. Поцукова // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. – 2022. – № 1 (55). – С. 14-21. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48968822 (дата обращения: 01.09.2022).

7. Непрерывное образование взрослого населения / В. Г. Смоленцева, В. А. Шахова, Ю. В. Кожухова, Б. Шеффлер // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2018. – № 4(44). – С. 124-138.

8. Подымов Н.А. Особенности возникновения психологических барьеров в профессиональной деятельности педагога // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. №4 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vozniknoveniya-psihologich... (дата обращения: 04.09.2022).

9. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

10. Распоряжение Минпросвещения России от 25 декабря 2019 года N Р-145 «Методические рекомендации по внедрению (реализации) целевой модели наставничества в образовательных организациях». Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/564232795.

11. Симонова, Е. Г. Исследование психологических барьеров профессионального развития педагогов образовательных организаций // Педагогическое образование в России. 2015. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-psihologicheskih-barierov... (дата обращения: 03.09.2022).

12. Сорокопуд, Ю.В., Амчиславская, Е.Ю., Ярославцева, А.В. SOFT SKILLS («МЯГКИЕ НАВЫКИ») И ИХ РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ // МНКО. 2021. №1 (86). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soft-skills-myagkie-navyki-i-ih-rol-v-... (дата обращения: 02.09.2022).

13. Сыманюк, Э. Э. Девятовская И.В. Непрерывное образование как ресурс преодоления психологических барьеров в процессе профессионального развития личности // Образование и наука. 2015. №1 (120). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-obrazovanie-kak-resurs-pre... (дата обращения: 03.09.2022).

14. ФИОКО: Методические рекомендации по развитию механизмов управления качеством образования Режим доступа: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/Методические%20рекомендации%20РУМ-2022.pdf#page=2.

15. Щербаков, А.В., Семиздралова, О. А. Психологические барьеры профессионального становления педагога // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-bariery-professionaln... (дата обращения: 03.09.2022).

Количество просмотров: 2023  

Добавить комментарий

Target Image
1. Научно-методическое сопровождение непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в деятельности ММО учителей ОБЖ Новосибирской области
2. Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников
3. О первых результатах работы городского методического объединения ответственных за формирование культуры здорового питания
4. Влияние совместной творческой деятельности на стимуляцию речевой активности детей с общим недоразвитием речи
5. Преодоление нарушений, связанных с употреблением предложно-падежных конструкций у детей с нарушениями зрения и речи в системе работы по формированию функционального базиса письма
6. Использование пособий практической направленности при воспитании у дошкольников ответственного отношения к своему здоровью
7. Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС
8. Формирование регулирующей функции речи с применением визуальной поддержки у детей с ОВЗ
9. Физическая культура как средство формирования здорового образа жизни школьников
10. Использование нейропсихологических игр и упражнений в развитии пальцевого праксиса у детей дошкольного возраста с ОВЗ
1. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Создание мини-музея в группе как эффективное средство формирования культуры питания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Приемы нейрокоррекции для стимуляции речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные способы взаимодействия с родителями по формированию правильного питания у дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Формирование связной речи детей в ходе образовательной деятельности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в условиях сельской школы ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы