Урок литературы по технологии французских мастерских. Тема – Мотивы лирики М.Ю. Лермонтова «Он даром славы не берет…»

 
 

Дубовцева Юлия Васильевна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
МБОУ «Лицей № 81» г. Новосибирска

 

Урок литературы по технологии французских мастерских. Тема – Мотивы лирики М.Ю. Лермонтова «Он даром славы не берет…»

В современной педагогике существует огромное количество педагогических технологий, как и какую лучше использовать в своей работе? Думаю, этот вопрос волнует большинство учителей при планировании и реализации ими творческой деятельности.

В своей педагогической деятельности я руководствуюсь девизом: «Каждое дело творчески, иначе зачем?». Именно поэтому одной из приоритетных в своей работе технологий я выбрала технологию французских мастерских. Данная технология позволяет мне обратиться к внутреннему «я» каждого ребенка, помогаем открыть детям мир литературы с иной, близкой ребенку стороны. Технология помогает выстраивать свою работу согласно требованиям ФГОС, формирую личность школьника, готового самообразовываться, самореализовываться и всегда ищущего свои собственные ответы на поставленные вопросы.

Боюсь не смерти я. О нет!

Боюсь исчезнуть совершенно,

Хочу, чтоб труд мой вдохновенный

Когда-нибудь увидел свет…

М.Ю. Лермонтов

Цели:

1. Развитие навыков работы с текстом и его анализа, развитие речи учащихся, навыков выразительного чтения.

2. Обучение выражению собственной позиции, её аргументации, работе в группах, умению сопоставления точек зрения.

3. Воспитание чувства патриотизма и любви к литературе.

Методы работы: метод ключевых слов; метод сравнений версий.

Ход урока:

1. Индукция (звучит музыка – «Вальс Свиридова»)

Свет.… Как важно для поэта, чтоб его вдохновенный труд был замечен светом!

Учитель: Важно?

Учащиеся: Конечно, да!

Учитель: Почему? .....

Дети размышляют над вопросом, высказывают свои мнения.

Учитель: Поэт, в поэтический мир которого мы погрузимся в мастерской, чей гений пролетел через века, сияет яркой звездой на небосклоне русской поэзии. Имя его Михаил…..

Учащиеся: …Юрьевич Лермонтов

2. Самоконструкция.

Учитель: Какие слова вы подберете, чтобы охарактеризовать поэта? Какие ассоциации возникают? Запишите три на листочке. Подчеркните самое главное и запишите его на большой лист бумаги на вашем столе.

Открытый, юный, одинокий, печальный, романтичный, влюбленный, военный, Кавказ

Учитель: Такой образ сформировался у вас на протяжении нескольких лет, когда вы занимались изучением творчества поэта. Может быть, работа в нашей мастерской позволит вам расширить образ М.Ю. Лермонтова в своем сознании, открыть для себя поэта с новой, еще не известной вам стороны…

Учитель: Сегодня нам предстоит работа в мастерской тема, которой «Он даром славы не берет…»

Учитель: Как вы думаете, о ком может идти речь? Почему?

Анненков критически подошел к творчеству поэта и писал о нем следующее:

– поэт не внимателен к русской истории, отсутствует интерес к ней;

– что тема патриотизма в творчестве поэта узкая, в ней … выразил себя, отразил интересы ограниченного круга людей (аристократии);

– тема Родины не находит проявления в создании народного характера.

Учащиеся озвучивают, что эти утверждения Анненкова адресованы творчеству М.Ю. Лермонтова.

3. Социоконструкция.

Сегодня нам предстоит интересная работа, сегодня, спустя более века со дня смерти поэта мы посмотрим на его творчество глазами современного молодого поколения. Давайте попробуем выстроить свое собственное мнение «за» или «против» каждого утверждения Анненкова. Материалом для построения знания, согласно выдвинутым утверждениям в нашей работе будут, конечно же, произведения поэта.

Работу свою будем проводить в группах. Вам необходимо ответить на предложенные вопросы, обсудить их с товарищами в группе и выписать пять ключевых слов, которые помогут вам в создании своего утверждения по заданному вопросу.

1 группа: Будет работать над утверждением о невнимании поэта к русской истории. Думаю, вы догадались с каким произведением вам предстоит работать?

Учащиеся: стихотворение «Бородино»

2 группа: Работает над утверждением об узкой теме патриотизма в лирике поэта, о его самовыражении. Стихотворения «Прощай, немытая Россия», «И скучно и грустно».

3 группа: Работает над утверждением о том, что тема Родины не находит проявления в создании народного характера. Стихотворение «Родина».

Работа в группе по карточкам (на данную работу вам отводится 5 минут)

В карточках размещены вопросы для каждой группы

1 группа

1. Почему поэт называет свою любовь к Родине странной? Какие чувства испытывает?

2. Знаком и близок ли поэту народный характер? Прокомментируйте, как это отражено в произведении?

3. Какие образы возникают у вас при чтении стихотворения?

4. Сам поэт писал о себе:

«Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой».

Чувствуется ли русская душа в лирике поэта? В чем?

2 группа

1. Находит ли отечественная история отражение в стихотворении поэта? Какое?

2. В чем своеобразие поэзии М.Ю. Лермонтова в данном произведении?

3. Как вы думаете, какую цель ставил поэт при написании данного произведения?

4. Какие чувства вызвало у вас «Бородино? Что вы можете сказать о человеке, написавшем произведение?

3 группа

1. Какой мотив звучит в стихотворении «Прощай, немытая Россия…»?

2. Интересовали ли поэта вопросы о судьбе личности в обществе?

3.Каково отношение поэта со светским кругом, какие чувства он испытывает? Равнодушен ли к обществу?

4. Какие чувства вызывают у вас стихотворение поэта «И скучно и грустно…»?

4. Социализация.

Учащиеся представляют свою работу. Учитель выслушивает, ребята вывешивают свои ключевые слова на доску.

5. Реконструкция.

Учитель: Сейчас мне очень хочется, чтобы вы усилиями группы в 4-5 предложениях сформулировали мысль, согласно выдвинутому утверждению, используя при этом выделенные вами ключевые слова.

Учащиеся зачитывают свои творческие работы.

Лирика М.Ю. Лермонтова проникновенна, душевные переживания поэта задевают струны человеческой души неравнодушного читателя.

Историческое прошлое Родины, её беды и победы искренне волнуют творца, который выступает в своих произведениях как человек, знающий историю России, характер её народа и, конечно же, обладающий русской душой.

Лермонтов не разделяет себя с обществом, судьба которого его волнует и тревожит, место личности и её роль в котором не минуют творчество поэта.

6. Разрыв. Ученики делают открытие.

Анненков обвинял Лермонтова в отсутствии патриотизма. Оказывается, не все смогли увидеть в поэте патриота своей Родины.

Ребята опровергают данные утверждения и подтверждают обратное, поработав с произведениями М.Ю. Лермонтова.

Учитель: Что нового для себя вы увидели в лирике М.Ю.Лермонтова?

7. Рефлексия.

Учитель:

Какие чувства вы испытали сегодня в мастерской?

Можете ли вы назвать М.Ю.Лермонтова поэтом – патриотом?

Как вы думаете, какое место должна занимать тема патриотизма в лирике поэта?

Что для вас значит патриотизм? Есть ли необходимость воспитания подрастающего поколения на произведениях Лермонтова, почему?

Сегодня вы душой творили,

За это Вас благодарю.

В мир Лермонтова дверь открыли,

Обогатили жизнь свою.

Я буду рада, если кто-то

С поэзией продолжит путь,

И важно, если мастерская

Смогла Вам сердце всколыхнуть!

Друзья, поэзию любите –

В ней мудрость, жизнь и красота!

Ей смело сердце отворите –

Ей неподвластна пустота!

Количество просмотров: 9503  

Добавить комментарий

Target Image
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы