«Нет образования без мугалима». Сестры Зариповы о родительской семье и школьной жизни в Северном Казахстане 1960–1980-х годов

 
 

Зарипова Диана Менировна,

аспирантка 1 года обучения кафедры отечественной истории НГПУ

 
 
 

Зарипова Галия Мнауровна,

магистрантка 2 курса Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ

 

«Нет образования без мугалима». Сестры Зариповы о родительской семье и школьной жизни в Северном Казахстане 1960–1980-х годов

Опубликовано: Зарипова Д.М., Зарипова Г.М. «Нет образования без мугалима»: сестры Зариповы о родительской семье и школьной жизни в Северном Казахстане 1960–1980-х гг. // Образование в истории, история в образовании: материалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Новосибирск: НГПУ, 2011. С. 569–378.

Благодаря заданию нашего преподавателя профессора В.А. Зверева – записать воспоминания своих родственников или знакомых о школьных или институтских годах их жизни – мы многое узнали из истории своей семьи. Авторы настоящей публикации являются двоюродными сестрами, а наши мамы – сестры родные. Поэтому у них общая девичья фамилия – Ибрагимовы, и одно отчество – они Мукарамовны. И сейчас у них фамилия одна и та же – Зариповы. Старшую сестру зовут Динара, младшую – Акмарал. Родились они в татарской семье в 1960-х гг. в селе Жана-Курлус Качирского района Павлодарской области и детские годы провели в Северном Казахстане. Сейчас их (а значит, и наши) семьи живут в селе Троицком Карасукского района Новосибирской области.

Так как мы учимся в университете, редко удается приехать домой, но для записи воспоминаний наших родных мы не пожалели времени и сил. Записывала воспоминания своей мамы каждая из нас самостоятельно, в результате возникло два текста. Содержание двух рассказов иногда выглядит как повторение, но чаще оба текста дополняют друг друга. Поэтому в настоящей публикации мы последовательно чередуем фрагменты двух наших работ, а также двух созданных нами устно-мемуарных исторических источников, каждый раз обозначая авторство. Начнем своеобразную перекличку четырех сестер в историческом пространстве прямо сейчас и сначала несколько слов скажем об обстоятельствах записи воспоминаний.

Диана Зарипова. Когда мне удается приехать домой, меня стараются побаловать чем-нибудь вкусненьким. Особенно я люблю, когда мама готовит наши  национальные татарские блюда. И именно к любимой маме я обратилась за помощью, чтобы выполнить задание по записи воспоминаний о школе и образовании. Она очень красивая, добрая, внимательная и заботливая. Всегда готова прийти нам на помощь, мы можем обратиться к ней с любой проблемой.

Когда я приехала домой на выходные, приуроченные к 8 марта 2011 г., мы с мамой начали работу. Я записывала ее воспоминания под диктовку, некоторые моменты из своего рассказа она попросила не печатать, на что я согласилась. Работали все выходные, которые я была дома, что-то впоследствии пришлось уточнить по телефону. Некоторые сведения узнавали у маминой мамы – моей бабушки, которая живет в Павлодаре (Казахстан).

Галия Зарипова. Дома мама часто рассказывала нам с сестрой о своем детстве. Мне очень нравилось, когда она рассказывает про школу. Поэтому я сразу решила, что буду писать именно о школьных воспоминаниях моей мамы.

И на выходные, которые выпали на праздник 8 марта, я поехала домой. Заранее предупредив маму по телефону о теме своей работы, я попросила ее, чтобы она вспомнила интересные истории, которые случались с ней в школе. Также попросила, чтобы она вспомнила предметы, которые она больше всего любила, чтобы не забыла рассказать о своих любимых преподавателях.

Работу мы начали не сразу. Сначала мама рассказывала мне то, что она сразу вспомнила, были это в основном забавные ситуации, смешные истории. А потом, когда у мамы было свободное время, мы беседовали, я задавала интересующие меня вопросы. Внимательно слушая рассказ, я записывала всё в тетрадь. Некоторые моменты своих воспоминаний она просила не печатать. Какие-то подробности в дальнейшем пришлось уточнять по телефону.

Динара Зарипова. Я родилась 8 сентября 1962 г. в Казахстане. Семья у нас была большая, я – четвертая из 11 детей. Отец мой, Ибрагимов Мукарам Уразаевич, работал трактористом, мама Зафира Салемжановна работала сахманщицей (женщина, стригшая овец), а когда переехали в село Трофимовку, стала работать поваром, а потом – вахтером в интернате. Вместе с нами жили бабай (дедушка) Уразай Иксанович и аби (бабушка) Бадигульжамал Каримовна. Бабай, когда был молодой, участвовал в спортивных соревнованиях: он очень хорошо бегал, был хорошим рыболовом, стрелком. В Русско-Финской войне и Великой Отечественной войне был сапером (он участвовал в трех войнах, но мама так и не вспомнила, в какой еще). За хорошую службу был награжден медалями и орденами, но их у него украли. Я была самой любимой его внучкой, поэтому он всегда старался побаловать меня чем-нибудь вкусненьким: конфетами, пряниками.

Наш дом родители построили сами. В нем было две комнаты, кухня и сени. Мебели было немного: шкаф, кровати, большой круглый стол, за которым собиралась большая семья, комод и сундук, в котором хранились разные сладости. В нашем доме одна кровать была для родителей, другая – строго для гостей. Все дети, бабай и аби спали на полу. Они с детства привыкли так спать, на кровати им было неудобно. Зато у них никогда не болела спина, а ходили они всегда прямо, не горбились.

Дом украшали красивыми наволочками, занавесками, на пол стелили сырмак (ковер), который мама сшила сама. Мама много вышивала, шила одежду, одеяла, делала перины, вязала. Каждый день мама готовила пирожки, блины, куймак (оладьи), варила курт (блюдо из творога), коспу (творожный шербет), куйму (блины из ягод), айран (кефир). На праздники мама стряпала баурсаки – национальное блюдо на опарном тесте, бал баурсаки (с татарского – «медовая горка»), чак-чак – сдобу из пресного теста. Вечером с работы приходил папа, поэтому к ужину мама старалась приготовить что-нибудь особо вкусное. Например, мясной пирог с картошкой – балиш; токмач – домашнюю лапшу. Так как мы жили среди казахов, то мама готовила и казахские мясные блюда – курдак и бешбармак. Так как семья была большая, один раз в неделю мама стряпала девять булок хлеба. Я до сих пор помню запах свежего маминого хлеба.

В доме всегда была чистота и порядок. Ни одна крошка хлеба не должна была лежать на полу, поэтому после еды все тщательно убиралось. К этому приучили нас бабай и аби, так как они жили в тяжелые времена. Еды им часто не хватало, поэтому они берегли каждую крошку. Теперь бабай приучал и нас к этому. За столом было принято сидеть тихо, не разговаривая.

Мама очень уважала родителей мужа. Она всегда ходила с покрытой головой, и никогда не смотрела в глаза свекра, старалась прикрывать лицо рукой. По мере возможности нас старались баловать: покупали конфеты, мятные пряники, печенье «Звездочка», фруктовый чай, который можно было жевать. Фруктов тогда практически не привозили в магазины, поэтому их мы ели очень редко.

В 7 лет я пошла в казахскую школу, здесь я училась до 3-го класса. Моего первого учителя звали Аяшев Каергельды Тимайдинович. Но в школе было не принято называть учителя по имени и отчеству, поэтому мы называли его мугалим. Класс был небольшой, всего восемь человек.

Писали пером, макая его в чернила. В тетради обязательно была промокашка. Только в средних классах, когда я стала учиться в Трофимовской средней школе, у нас появились шариковые ручки. А поначалу – перо с чернилами или чернильные ручки, но они были не очень удобными и часто ломались.

Обязательными предметами были русский язык, казахский язык и любимый мой предмет – математика. У нас в классе была красивая красная парта, на которой было написано «Лучший ученик», на нее сажали тех, кто получал пятерки.

После смерти бабая, который умер от рака легких, в 70-е гг. мы переехали в село Трофимовку Павлодарской области. Переезд был связан с тем, что в Жана-Курлусе не было полной средней школы, а мой отец хотел, чтобы мы получили полное среднее образование и хорошо знали русский язык, чтобы потом можно было поступить в высшие учебные заведения. Мой отец был очень умным человеком, любил читать книги, но случалось это редко, так как он много работал, чтобы прокормить нашу большую семью. Он всегда нам говорил, чтобы мы учились, что он будет много работать, чтобы все дети получили хорошее образование.

Перевозил нас папа сам на большой телеге, прицепленной к трактору. В новый дом мама купила новый сервант, шкаф, высокий стол, стулья, которые мы очень берегли.

В новом доме, как и в старом, было две комнаты, кухня и сени, но через некоторое время отец пристроил еще одну комнату – детскую для девочек, так как нас было шестеро, и летнюю кухню. Рядом с домом был фруктовый сад, где росли грушевые деревья и яблони.

В Трофимовке я пошла в 3-й класс «А» в новую школу, которая носила имя Зои Космодемьянской. Обучение здесь велось на русском языке. Класс был большой – 36 человек. Моя новая школа была двухэтажная, на втором этаже располагались учительская, кабинет директора и старшие классы. Мы часто поднимались на второй этаж, чтобы смотреть на старшеклассников и брать с них пример.

Мне было очень тяжело учиться, так как я не знала русского языка, но очень хотела выучить его. Я всегда с удивлением смотрела на тех, кто разговаривал на русском языке, и недоумевала, как они друг друга понимают. В новой школе мою учительницу звали Нина Филипповна Лещенко, которую я очень любила: она была очень добрая, внимательная к ученикам. Она мне всегда старалась помочь, дополнительно со мной занималась. В 4-м классе я первый раз в новой школе получила «5» по русскому языку и литературе. Мама была очень рада за меня, похвалила меня и дала конфет.

В 4-5-х классах нашим классным руководителем стала Валентина Петровна Вербицкая, а потом – Михаил Афанасьевич Ягольник. По образованию он был скульптором и вел у нас рисование. Наш класс ему нравился тем, что мы были дружные и все делали вместе, и он нам тоже всегда старался помочь.

Хоть я и любила математику, но из всех учителей я боялась учителя алгебры и геометрии – Газизу Баукеновну Мукаметову. Она была очень строгая и требовательная к ученикам. Когда я на ее уроке выходила к доске, всегда тряслись колени. И эта боязнь осталась у меня на всю жизнь. Когда я уже стала работать в больнице, она пришла ко мне с просьбой проколоть ей уши, и я очень боялась, что проколю неправильно. Между собой мы называли ее Стрекоза, так как она была стройная и имела очень тонкую талию.

Из школьных учителей мне заполнилась и учительница немецкого языка Тамара Викторовна Рабе. Она была очень добрая, внимательная, терпеливая женщина. Она всегда всё понятно объясняла, а если что-то не получалось, была готова прийти на помощь, объясняла до тех пор, пока все не усвоят учебный материал. Может быть, поэтому я очень любила немецкий язык и старалась хорошо заниматься.

В школе еще я очень любила физкультуру, мы часто играли в баскетбол. Я очень любила эту игру, хорошо играла, хоть я и небольшого роста. Учителя звали Юрий Иванович Дементьев. Этот предмет мне настолько нравился, что я даже хотела стать учителем физкультуры, но потом передумала.

Галия Зарипова. В 1978 г. моя будущая мама Акмарал пошла в первый класс в школу имени Зои Космодемьянской. Она хорошо помнит свою первую учительницу, ее звали Шмидт Валентина Ивановна. «Валентина Ивановна была замечательным преподавателем, очень хорошо объясняла новые темы уроков, всегда занималась дополнительно с теми учениками, которые плохо усваивали материал. По своему характеру она была добрая женщина, мы ее очень любили. Даже когда мы перешли в старшие классы, мы все приходили к ней в гости, пили чай, разговаривали, обсуждали новости, и она всегда угощала нас чем-нибудь вкусненьким», – с улыбкой вспоминает мама.

На мой вопрос, какие предметы в школе она больше всего любила, а какие ей не нравились, мама ответила сразу. Самым любимым предметом в начальных классах было природоведение. Мама рассказывает, что учительница водила их иногда на экскурсии в лес, которые мама очень любила.

Как и большинство ребят, мама не любила математику. Говорит, что она ей очень трудно давалась. «Я ее просто не понимала, или, может быть, не хотела понимать», – с самоиронией рассказывает мама.

В старших классах алгебру и геометрию у них преподавала Мукаметова Газиза Баукеновна. Это была очень строгая и требовательная учительница, которую боялась не только моя мама, но и все ученики школы. «Газиза Баукеновна была высокого роста и очень худая. За ее тонкую талию все ребята в школе между собой называли ее Газиза-стрекоза». Мы с мамой посмеялись, и она вспомнила, что кто-то из ребят придумал небольшое стихотворение: «Газиза-стрекоза – тоненькие ножки, красные сапожки!». «У нее были красные туфли», – пояснила мама, смеясь.

Самым любимым предметом, который маме очень легко давался, был казахский язык. В Казахстане это обязательный предмет в школе, который изучают все, так как это родной язык большинства населения страны. С детства в семье разговаривали и на татарском языке, и на казахском, поэтому в школе этот предмет трудности у мамы не вызывал. Еще мама очень любила русский язык. Этот предмет преподавала ее любимая учительница – Тимофеева Любовь Викторовна.

В отличие от современного образования, у них в школе был такой предмет, как домоводство. На этих уроках девочки учились готовить различные блюда, учились шить, вязать.

«Очень любила ходить на физкультуру. Юрий Иванович Дементьев был одним из моих любимых преподавателей в школе. Я хорошо занималась и всегда показывала, как нужно правильно выполнять все физические упражнения другим ребятам. Юрий Иванович всегда ставил меня в пример», – с гордостью вспоминает мама.

Динара Зарипова. В нашей школе каждый год проходили новогодние вечера, к которым мне шили новогодние костюмы. В 6 классе я решила нарядиться снежинкой. Мама сшила мне красивое белое платье, а мы – дети – вырезали из бумаги много снежинок и нашили их на платье. Мой образ дополнила красивая корона с большой снежинкой. Мой костюм все оценили, и я на конкурсе костюмов заняла первое место. Поэтому, помимо кулька с конфетами, который давали всем детям, мне подарили игрушку. Я была счастлива!

В среднем звене меня приняли в пионеры. Для меня это было важным и значимым событием жизни. В школу все пришли красивые и нарядные, я была одета в праздничную форму, с белым, тщательно выглаженным фартуком, на голове мне завязали два больших белых банта.

Вся школа имени Зои Космодемьянской собралась в большом спортзале. В центре стояли виновники торжества – наш класс имени Олега Кошевого и параллельный – имени Дмитрия Карбышева. Мы дали клятвенное обещание служить делу Ленина, и старшеклассники повязали нам галстуки, которые мы держали в руках. После этого мы вернусь в класс, нас учили правильно завязывать галстуки. В нашем классе были и противники советской идеологии – баптисты. Они в этот день пришли ненарядные и не радовались вместе с нами.

Еще одним памятным событием в моей школе стало выступление на школьном вечере, посвященном празднику 8 марта. В нашем классе среди всех ребят было два мальчика – Юра и Вова, которые очень хорошо играли на гитаре. Когда нам дали слово, мы все вышли и стали в полукруг, а Юра с Вовой сели впереди нас с гитарами. Мы исполнили песню А. Пахмутовой «Яростный стройотряд», эта песня тогда только входила в моду. Наше выступление всем понравилось, мы заняли первое место, и нас наградили шоколадом. Нашей радости не было предела!

Во что мы любили играть в детстве? В наше время таких игрушек, как сейчас, не было, поэтому мы в основном играли в подвижные игры. Самая моя любимая игра – «Красные и белые». Все дети делились на две команды, каждая из которых договаривалась, кого она будет ловить в противоположной команде. Побеждает та команда, которая переловит всех ребят противоположной команды. Также мы играли в лапту, в «Дочки-матери».

Обязательным соревнованием в школе была игра «Зарница». Игра проходила каждый год в один из выходных дней. В школу надо было прийти рано утром в военизированной форме. Школа делилась на две команды, каждая из которых получала определенное задание. Всё мы старались сделать вместе и дружно. Очень много пели песен, на привале пекли картошку в костре. Это было здорово!

Галия Зарипова. В Трофимовской школе мамин класс был достаточно большой, здесь училось 27 человек – 11 девочек и 16 мальчиков. Все ребята были очень веселые и дружные. Рассказывая об одноклассниках, мама вспомнила про свои школьные фотографии, которые бережно хранила в зеленой шкатулке. Мы их очень долго рассматривали. Фотографии были черно-белые. Все мальчики были одеты в одинаковую школьную форму, девочки – в платья и белые фартуки. Мама говорила: «Белые фартуки мы носили только на праздники и еще – когда в школу приезжал фотограф. В обычные дни все девочки ходили на занятия в черных фартуках». Она показала мне своих лучших друзей и подруг, с которыми в школе сидела за одной партой. С одной из своих подруг мама до сих пор поддерживает связь.

«Во втором классе мы были октябрятами. С гордостью носили на груди значок в форме звездочки с образом Ленина в детстве. А уже с шестого класса старшеклассники принимали нас в ряды пионеров. Я хорошо помню момент, когда нам на шею повязывали красный галстук». Мама рассказывает, что в школу они всегда должны были приходить в галстуке. И если кто-либо забывал его дома, то классный руководитель отправлял ученика домой за ним. Галстук всегда должен быть чистым и выглаженным. Его ни в коем случае нельзя было класть в карман, за это учителя ругали мальчишек, которые иногда пренебрегали этим правилом.

В школе создавались отряды из пионеров, которые должны были помогать пожилым людям. Ребята выкапывали огороды, приносили воду в дом, кололи дрова и т. д.

Потом я попросила маму рассказать какой-нибудь интересный случай из жизни класса. Спросила, как проходили у них перемены, в какие игры они любили играть. Мама рассказала: как и все дети, они бегали на перемене по школьному коридору, играли в «Вороного коня», бегали по классу. «Часто были случаи, что мальчишки разбивали горшки с комнатными растениями, и учительница всегда их ругала. Как-то на перемене мы бегали в классе по партам, и одна девочка упала и очень сильно ударилась. А мы, вместо того, чтобы хоть как-то пожалеть ее, смеялись над ней», – с глубоким сочувствием и сожалением вспоминает об этом случае мама.

«Когда я училась в младших классах, занятия у нас проходили с обеда, первый урок начинался примерно в 14 часов. Последний урок заканчивался, когда на улице уже темнело. Нам с подружкой всегда было страшно идти одним по темноте домой, и нас обычно встречал мой старший брат Фарид. Он очень хорошо учился в школе и всегда помогал мне делать домашнее задание. Особенно по математике», – смеясь, добавила мама.

В классе у каждого из ребят были свои дела: староста следил за порядком в классе, кто-то ухаживал за цветами, кто-то отвечал за дежурство. Моя мама была санитаром. У нее была обязанность смотреть за внешним видом своих одноклассников. Она проверяла, чтобы ученики приходили в школу на занятия чистыми и опрятными.

Динара Зарипова. В школе я была санитаркой. Мне нужно было проверять, как мои одноклассники пришли в школу: чистые ли руки, лицо, одежда, обувь. Может быть, поэтому после окончания школы я решила поступить в медицинское училище. Но до этого были последний звонок и выпускной вечер.

Последний звонок состоялся 25 мая. Я долго готовилась к этому важному дню. Подготовила одежду, все тщательно выгладила, накрахмалила фартук, в первый раз накрутила волосы. Косметикой в школе пользоваться было нельзя. Тех, кто пренебрегал этим правилом, строго наказывали – заставляли умываться, могли даже со школы выгнать.

Когда я пришла в школу, все обратили на меня внимание и сказали, что сегодня я особенно хорошо выгляжу. На выпускной вечер мне купили красивое вечернее платье розового цвета, сделали красивую прическу. Торжественная часть прошла в школе, а праздничный ужин – в столовой. Как и сегодняшние выпускники, мы гуляли до утра – встречали рассвет. Потом я сдала экзамены и поступила в медицинское училище по специальности «Медицинская сестра». Ну, это уже другая история.

Галия Зарипова. В школе мама доучилась до восьмого класса. В то время было десятилетнее образование. После окончания 8-го класса в 1986 г. мама уехала в город Павлодар. Там она поступила в химическое училище на лаборанта.

Мама говорит, что ей было приятно вспомнить вновь о школьных годах, ведь школьные годы – самые чудесные…

Научный руководитель – д-р ист. наук, профессор В.А. Зверев

Количество просмотров: 7060  

Добавить комментарий

Target Image
1. Приобщение школьников к научно-исследовательской работе через систему дополнительного образования
2. Неудачинский опыт организации краеведческой работы в условиях сельской школы
3. Книжная культура сельского населения Западной Сибири в конце имперского периода: основные итоги исследования
4. Ещё сто тридцать заговоров из Причулымья: к вопросу о витальном поведении русского населения Сибири
5. Управление территорией. Стратегические решения
6. Грабитель Ульянов, жандарм Балаганов и другие
7. Пешком ходить – здоровым быть
8. «Опубликуйте после моей смерти…». Правнук декабриста В.Н. Гомбоев о «прощальном поцелуе» Сталина и своих лагерных стихах
9. «Нет образования без мугалима». Сестры Зариповы о родительской семье и школьной жизни в Северном Казахстане 1960–1980-х годов
10. Развитие села Кривощековского во второй половине XIX – начале XX века
1. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
5. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Воспоминания Л. В. Чердынцевой о школьной жизни ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Меня перевели в третий отряд». Воспоминания мамы о поездке в пионерский лагерь ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Гутово: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Мукомолы Луканины ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. «Два капитана», Арктика и… Новосибирск? ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. От Закаменки к Центру: о проектировании и строительстве железобетонного моста через р. Каменку в Ново-Николаевске ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. «Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Казачий Мыс: развитие поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. «Последняя поездка, завтра точно уволюсь», или короткая история о том, как работали кондукторы товарных поездов в Сибири 1940-х годов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. Развитие села Сосновка Новокузнецкого района во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023

Страницы