Пешком ходить – здоровым быть

 
 

Кузменкина Людмила Анатольевна,

редактор МКУДПО ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

 

Пешком ходить – здоровым быть

80 лет назад путешественники своим ногам доверяли больше, чем любому виду транспорта.

Авантюристов хватало во все времена. Страсть к путешествиям, желание увидеть новое, неизведанное всегда звало в дорогу людей смелых, рискованных, любящих преодолевать препятствия и добиваться цели. И неважно, в какое время живёшь, какая правящая партия у власти, главное — ты идёшь вперед… В 20-е годы прошлого века через наш город прошло много таких смельчаков. Именно прошло, потому что путешествовать пешком лучше всего — считали они.

Вокруг света за четыре года

Питер Брейгель Старший. «Притча о слепых». Природный инстинкт зовёт в путь даже незрячих…

В августе 1926 года в краевом административном отделе Новосибирска зарегистрировался необычный человек. Это был немецкий путешественник Ксавер Зайдлер, который пришёл в наш город из Германии пешком. Случай был, конечно, не единственный, но довольно интересный. Он называл себя старым физкультурником, который вот уже 28 лет является членом соединённого общества немецких ходоков.

Кстати, это было не первое путешествие Зайдлера. В первый раз он прогулялся по Аляске и Канаде. Во второй — по Шпицбергену и Скандинавским странам. А в 1926 году решил совершить кругосветное путешествие. Вышел он из Дортмунда (провинция Вестфалия) 5 октября 1924 года. За год и десять месяцев добрался до Новосибирска, пройдя 33 тысячи километров. Позади остались Германия, Австрия, Венгрия, Румыния, Болгария, Турция, Персия (до Тегерана).

Через Ленкорань и Баку вышел на Астрахань, поднялся по Волге до Самары и через Оренбург, Троицк, Петропавловск, Омск добрался до Новосибирска. Вокруг света Ксавер Зайдлер планировал пройти за четыре года, преодолев расстояние в 75 тысяч километров. Во Владивостоке как раз будет половина пути. Дальше его маршрут лежал в Японию и Америку. Домой Ксавер хотел вернуться через Испанию и Францию. Несмотря на такие странствия, путешественник, как тогда писали, «выглядел бодро и, не задерживаясь в Новосибирске, направился дальше».

Однако всё же местным журналистам удалось побеседовать с ним о его приключениях. Их тоже хватало во время пути. Довольно прилично владея русским языком, Зайдлер рассказал, что в Персии ему пришлось выдержать борьбу с молодым тигром, который напал на него. А чего стоил переход через Арабскую пустыню и пленение бедуинами! В дороге Ксавер Зайдлер два раза сильно отравлялся рыбой и болел целых два месяца. Это выбило его из графика. Но к Новосибирску он уже сумел «нагнать» потерянное время и двигался дальше по «расписанию». Летом ему больше нравилось идти ночью, проходил он за сутки от 60 до 100 километров. Зимой лучше передвигаться днем. Скорость в это время года значительно падает. Если повезёт с погодой, то можно одолеть в редких случаях и 60 километров, если нет, то 16 кое-как. Во время пути его избрали «почётным членом турецкой и советской физкультуры».

Кстати сказать, немецкого путешественника очень тепло и радушно приняли в Новосибирске и представители власти, и физкультурники. Он даже выступал перед горожанами в клубе молодых ленинцев. Зайдлер был в восторге от нашей страны:

— В России я себя чувствую как дома. Я никогда не думал, что русские так отзывчивы. В СССР я встречал самый лучший приём и поддержку. Ни в одном государстве не оказывали мне такой помощи, как здесь. И я очень рад тому, что вижу в СССР такое быстрое развитие физкультуры.

Пешком из Владивостока в Москву

 Рене Магритт. «Красная модель»

Осенью того же года в Новосибирск прибыл ещё один путешественник. На этот раз русский – Евдоким Семёнович Коляков. Он пришёл к нам пешочком из Владивостока. По пути встретил и Зайдлера, и других путешественников-пешеходов, которые, наоборот, двигались на восток. Родом Евдоким был из Пензенской губернии. Та всегда славилась пешеходами, которые ещё в древние времена с точилом в руках преодолевали путь от Пензы до Камчатки. До 17 лет Коляков жил в людях, занимался хлебопашеством. Потом волею судьбы попал на Дальний Восток — вначале был в партизанском отряде, затем в Красной армии. После гражданской войны работал чернорабочим на железной дороге. Получив тяжёлое увечье и потеряв работу, Евдоким подумал: «А не сходить ли мне пешком в Москву? Чем мы хуже иностранцев, которые вокруг света пешком ходят… Одиннадцать тысяч верст — разве это много?»

Сказано — сделано. 10 марта 1926 года Евдоким Семёнович отправился в дорогу. Путь был весь просчитан. Если проходить в день по 41 версте, то в Москве он должен быть 26 ноября в 7 часов вечера. В Новосибирск путешественник-пешеход прибыл в сентябре. Первая часть пути прошла довольно успешно. Лишь только из-за дождей, по его расчётам, он запоздал на 700 верст. Нужно было «нагонять» время и расстояние. Решил прибавить шагу до 50 верст в день. Осталось всего ничего — 3318 верст. В каждом населенном пункте он задерживался ненадолго — лишь два часа на обед и 20 минут на регистрацию.

В день Коляков затрачивал на ходьбу шесть с половиной часов. Хлебом его снабжали крестьяне селений, через которые он проходил. Одежда и обувь Евдокима за время пути так износились, что неизвестно было, в чём он дойдёт до Москвы. Как и всякого путешественника, в пути его подстерегали опасности, раз в тайге встретил медведя, но, к счастью, отделался лёгким испугом. А перебираясь через Хинганский хребет, Евдоким заблудился и вынужден был, спасаясь от диких зверей, ночевать в дупле кедра.

В Москву он решил идти через Челябинск и Самару. Этот путь был длиннее, но очень уж хотелось побывать в Самарской губернии, где он раньше работал.

На мотоцикле быстрее

Таким же маршрутом: Владивосток — Москва и в том же году отправился в странствия Кирилл Студнев. Только решил он передвигаться не на своих двоих, а на мотоцикле с коляской. Согласитесь, роскошь для того времени. В дальний путь отчаянный водитель прихватил с собой жену и маленького ребёнка. До Новосибирска пришлось добираться два с половиной месяца. Получилось гораздо быстрее, чем пешком.

За время пути поломок не случилось, и чудо-машина была в исправном состоянии. Студневу в Новосибирске даже разрешили давать её напрокат всем желающим покататься. Но конечным пунктом путешествия был не Новосибирск, а Москва. Туда любитель-мотоциклист ехал с семьёй на заработки.

За пенсией шёл три года старик

Ещё один пешеход несказанно удивил новосибирцев в 1926 году. Пришёл он в наш город с Ленских приисков. И было ему 74 года. А шёл он не ради жажды странствий и приключений, а по нужде великой. Нёс горнорабочий Лубин заявление в отдел социального обеспечения, чтобы ему выдали пенсию. Часть пути он проехал на пароходе, а более трёх тысяч вёрст — пешком. И длилось это путешествие три года, ибо вынужден был старичок останавливаться на заработки, иначе бы не дошёл…

Следующий виток пешеходного движения по России начался в начале 30-х годов. Это было уже массовое явление. Тогда в путь отправлялись в основном комсомольцы. Время внесло свои коррективы. Иногда использовали лыжи и велосипеды. Часто они двигались в противогазах…

Количество просмотров: 10052  

Добавить комментарий

Target Image
1. Приобщение школьников к научно-исследовательской работе через систему дополнительного образования
2. Неудачинский опыт организации краеведческой работы в условиях сельской школы
3. Книжная культура сельского населения Западной Сибири в конце имперского периода: основные итоги исследования
4. Ещё сто тридцать заговоров из Причулымья: к вопросу о витальном поведении русского населения Сибири
5. Управление территорией. Стратегические решения
6. Грабитель Ульянов, жандарм Балаганов и другие
7. Пешком ходить – здоровым быть
8. «Опубликуйте после моей смерти…». Правнук декабриста В.Н. Гомбоев о «прощальном поцелуе» Сталина и своих лагерных стихах
9. «Нет образования без мугалима». Сестры Зариповы о родительской семье и школьной жизни в Северном Казахстане 1960–1980-х годов
10. Развитие села Кривощековского во второй половине XIX – начале XX века
1. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
5. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Воспоминания Л. В. Чердынцевой о школьной жизни ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Меня перевели в третий отряд». Воспоминания мамы о поездке в пионерский лагерь ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Гутово: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Мукомолы Луканины ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. «Два капитана», Арктика и… Новосибирск? ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. От Закаменки к Центру: о проектировании и строительстве железобетонного моста через р. Каменку в Ново-Николаевске ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. «Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Казачий Мыс: развитие поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. «Последняя поездка, завтра точно уволюсь», или короткая история о том, как работали кондукторы товарных поездов в Сибири 1940-х годов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. Развитие села Сосновка Новокузнецкого района во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023

Страницы