Неудачинский опыт организации краеведческой работы в условиях сельской школы

 
 

Полинская Ольга Васильевна,

учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Неудачинской средней общеобразовательной школы Татарского района Новосибирской области

 

Неудачинский опыт организации краеведческой работы в условиях сельской школы

Опубликовано: Полинская О.В. Опыт организации краеведческой работы в условиях сельской школы: неудачинский опыт // Образование в истории, история в образовании: материалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Новосибирск: НГПУ, 2011. С. 171–175.

105-летняя история села Неудачино восходит к временам Cтолыпинской аграрной реформы начала XX в. и переселения в Сибирь немцев-меннонитов. Здесь, в Каинском уезде Томской губернии, они покупали землю вдоль железной дороги у офицера Неудачина, который получил землю за службу. Первые поселения – хутора – на территории будущего села были основаны в 1905–1907 гг. немецкими добровольными переселенцами, приехавшими из Западной Украины. За селом, сформированным из бывших хуторов, закрепилось название Неудачино, хотя люди здесь жили всегда удачливо.

С 1997 г. в Неудачинской средней школе мы занимаемся организацией поисковой работы по истории нашего села. Интерес к краеведению первым проявил ученик 11 класса Виктор Шелленберг, подготовивший реферат по теме «Неудачино вчера и сегодня». Виктору удалось многое: перевел с немецкого на русский язык воспоминания старожилов села, собрал данные об отъезде жителей в Германию в период с 1989 по 1997 г.

В 1998 г. ученики 5–11 классов получили от меня поисковые задания по сбору материалов из истории села. Результаты были представлены к творческой защите, и каждый класс смог поделиться собранными материалами с другими детьми. Расширению круга собранных сведений, уточнению фактов способствовали встречи с жителями села, пострадавшими от политических репрессий, рассказы старожилов – очевидцев событий. В 2000 г. к 90-летию школы поисковая работа была направлена на сбор материалов по истории возникновения школы в селе. В 2001 г. коллектив учащихся успешно работал над путеводителем «Моя малая родина – село Неудачино». С 2003 г. мы начали сбор документов, фотоматериалов, мебели, утвари, предметов быта и других вещей, которые предлагали жители. На уроках по истории Сибири выполняли творческую работу «Родословная моей семьи».

К созданию музея шли мы не один год. Музей был торжественно открыт 20 февраля 2004 г. На открытие были приглашены самые почетные гости: жители села, дарители и школьники. В 2005 и 2010 гг. музей был паспортизирован и лицензирован.

Сегодня музей Неудачинской школы является центром краеведческой работы в селе и становится поистине народным. Более 500 экспонатов комплексного краеведческого музея располагаются в двух залах. В первом зале собраны предметы быта: традиционная мебель, утварь, картины. Во втором зале размещаются документы, редкие книги, фотоматериалы и тематические экспозиции: «Пионерия», Школьная жизнь», «Люди моего села», «Почетные граждане Татарского района», «Достопримечательности села», «Учителя разных лет», «Вести с юбилея» и многое другое. В музее собраны вещи, принадлежавшие нашим односельчанам и отражающие национальный колорит Неудачино, в котором до 1989 г. компактно проживало немецкое население. После отъезда 879 человек в Германию изменился национальный состав, село стало многоконфессиональным, но «неудачинский» дух и традиции бережно сохраняются коренными жителями и школьным музеем.

Музей открыт для всех детей, для гостей и жителей села. Много добрых слов в книге отзывов и предложений. Трижды у нас побывали иностранные делегации, в состав которых входили бывшие односельчане, уехавшие на постоянное место жительство в Германию. Музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Ребята имеют возможность не только интересоваться историей села и школы, но и быть участниками процесса создания и пропаганды этой истории. Они гости и хозяева музея, многое делают своими руками.

Значение музея для села трудно переоценить. Это важный воспитательный  объект, где процесс воспитания происходит ненавязчиво, незаметно. Дети, находясь в музее, ощущают прикосновение к родному краю, к его истории, бережно осматривают экспозиции и экспонаты и с удовольствием рассказывают дома о нашем музее. Наш школьный музей является хранилищем памяти народа.

Восемь лет я руковожу туристско-краеведческим объединением «Истоки». В нем занимаются стабильно от 10 до 15 учащихся 4–11 классов. Коллектив разновозрастный. Есть учащиеся, которые посещают его по четыре года. Поисковая работа в объединении организована по 17 направлениям, согласно модифицированной программе «Отчий дом». Одним из результатов работы объединения является участие детей в научно-исследовательской и поисковой работе. В процессе самостоятельной работы по отысканию материала, организации научно-исследовательской, поисковой работы ребята постигают навыки систематизации, дифференциации материала, написания докладов, рефератов, эссе, путеводителей. Помимо поисковой работы у ребят много организационных дел. Нужно поддерживать порядок в музее: менять экспозиции, заполнять карточки и другие документы, подклеивать новые газетные материалы в альбом, проводить экскурсии.

Некоторые ребята проявляют интерес к исследовательской работе. Прежде чем написать работу по избранной теме, учащиеся знакомятся с исследовательской методикой и правилами написания научного текста на примере выполненных ранее, на уроках истории и в объединении, работ учебно-исследовательского типа. Только после усвоения теоретических знаний приступаем к работе, действуя по принципу «От простого к сложному». После изучения имеющейся по теме литературы начинаем заниматься отбором, прочтением и анализом найденных или созданных нами источников. Главное – всё должно быть без искажения фактов.

Разумное руководство учителя необходимо на всех этапах работы. Однако написать введение и заключение к своему сочинению, подготовить тезисы для выступления ребенок пробует сам, получая не готовые тексты, а лишь рекомендации или памятки по их написанию.

Таким образом, в ходе исследования происходит теоретическое осмысление сути работы, уяснение алгоритма исследовательских операций, правил написания доклада. Формируются умения пользоваться библиотечными каталогами, справочными и информационными источниками, оформлять список литературы, делать сноски. Совершенствуются техника работы на компьютере и оформительские навыки, во время защиты работы повышается уровень развития речи, появляется выдержка, исчезает страх перед публичным выступлением. Как результат – к школьникам приходят призовые места на конференциях различного уровня.

Специфика работы учителя истории во многих селах такова: в школе имеется по одному классу-комплекту с разным количеством детей (от 3 до 16 человек). В день необходимо не менее шести подготовок по разным дисциплинам: истории, обществознанию, экономике, праву, основам религиозных культур и светской этики, по элективным курсам. Необходимо быть компетентным по всем дисциплинам и в совершенстве владеть технологией интегрированного обучения. В таких условиях собранные в нашем музее материалы являются для меня хорошим подспорьем в работе.

Материалы школьного музея я применяю на отдельных уроках истории в 9 и 11 классах при изучении курса истории России XX в. Краеведческий материал по истории школы и села, собранный в нашем музее, помогает наглядно прикоснуться к событиям почти 100-летней давности. Основными критериями отбора краеведческого материала для включения в урок считаю следующие: научная достоверность, идейная выдержанность, типичность для данной местности, соответствие программе и основному содержанию темы урока, доступность, выразительность и убедительность материала. Чаще всего материал необходим для конкретизации, дополнения к основному вопросу урока. Бывают и музейные уроки: ознакомительные, уроки-практикумы, уроки-презентации.

На уроках, проводимых в музее, учащиеся используют документы, фотоматериалы. Одним из самых сложных предметных вопросов является умение детей работать с документальными источниками. Однако все мои ученики, занятые краеведческой работой, самостоятельно готовят сообщения, умеют анализировать и использовать документальные источники на уроках истории и при изучении других учебных предметов. Например, при изучении темы «Коллективизация в СССР» в 11 классе опережающее задание получила правнучка одного из основателей села Екатерина Регер. Она выступила на уроке с сообщением о том, как коллективизация затронула ее родных – семью Тевсов.

История Неудачино может рассматриваться как серия ярких иллюстраций к истории всей России. Чтобы лучше понять суть важных исторических событий в стране, мы используем местный материал. Например, при изучении темы «Столыпинская аграрная реформа» знакомимся в музее с такими экспонатами: список первых хуторян, фотографии первопоселенцев, подлинная купчая на землю, макет «Хутор Тевса», карта расселения на хуторах. Помогает нам также текст исследовательского доклада «Семья Тевсов».

Другой пример. Тема: «Период репрессий в СССР». Мы используем материалы музея: доклад «Период репрессий в нашем селе», копии справок о реабилитации, письменные источники по истории религии (журналы «Христианин» 1920-х гг., рукописные книги, воспоминания очевидцев о притеснениях верующих и др.), фотографии, экспозиция «Мы помним о вас». Совершаем экскурсию к памятнику жертвам  репрессий, просматриваем фильм, снятый на вечере встречи с бывшими репрессированными.

Основными формами поисковой работы на наших уроках являются: 1) творческие задания «Родословная моей семьи», «Моя усадьба» (рисунки и описания своего дома и подворья); 2) эссе на темы «Почему важно знать историю малой родины?», «Восприятие хрущевского времени моими близкими», «Жизнь в селе в середине 1950-х – середине 1960-х гг.»; 3) поисковые задания: «Улицы моего села» – с целью обхода всех подворий для выяснения фамилий жильцов, времени постройки домов, их архитектурных особенностей; «Достопримечательные родные места» – с целью описания объектов, их назначения, способов использования, значимости для села.

Таким образом, уроки-практикумы с использованием местного материала позволяют более качественно уяснить историю России XX столетия. Включение местного материала способствует также решению педагогических задач и ведет к улучшению качества образования, позволяет формировать у наших детей устойчивый познавательный интерес к истории и творческие способности.

Количество просмотров: 8245  

Добавить комментарий

Target Image
1. Приобщение школьников к научно-исследовательской работе через систему дополнительного образования
2. Неудачинский опыт организации краеведческой работы в условиях сельской школы
3. Книжная культура сельского населения Западной Сибири в конце имперского периода: основные итоги исследования
4. Ещё сто тридцать заговоров из Причулымья: к вопросу о витальном поведении русского населения Сибири
5. Управление территорией. Стратегические решения
6. Грабитель Ульянов, жандарм Балаганов и другие
7. Пешком ходить – здоровым быть
8. «Опубликуйте после моей смерти…». Правнук декабриста В.Н. Гомбоев о «прощальном поцелуе» Сталина и своих лагерных стихах
9. «Нет образования без мугалима». Сестры Зариповы о родительской семье и школьной жизни в Северном Казахстане 1960–1980-х годов
10. Развитие села Кривощековского во второй половине XIX – начале XX века
1. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
5. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Воспоминания Л. В. Чердынцевой о школьной жизни ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. «Меня перевели в третий отряд». Воспоминания мамы о поездке в пионерский лагерь ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Гутово: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Мукомолы Луканины ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. «Два капитана», Арктика и… Новосибирск? ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. От Закаменки к Центру: о проектировании и строительстве железобетонного моста через р. Каменку в Ново-Николаевске ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. «Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
18. Казачий Мыс: развитие поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. «Последняя поездка, завтра точно уволюсь», или короткая история о том, как работали кондукторы товарных поездов в Сибири 1940-х годов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. Развитие села Сосновка Новокузнецкого района во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023

Страницы