«Экология и МЫ!»

 
 

Аулова Оксана Викторовна,

воспитатель МБДОУ детский сад № 72
Калининского района г. Новосибирска

 

«Экология и МЫ!»

Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика,

журчание весеннего ручья извон серебристых колокольчиков

в бездонном летнем небе,шорох снежинок и завывание вьюги за окном,

ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи,

услышал и затаив дыхание слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни

В.А. Сухомлинский

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на новый уровень. Всё более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников.

Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.

Целью экологического воспитания дошкольников является:

– воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Задачи:

– формирование основ экологической культуры детей, родителей, педагогов;

– использование дополнительных возможностей интеграции воспитателей, детей, родителей в работе по формированию экологической культуры;

– создание условий в ДОУ для экологического воспитания дошкольников;

– интеграция различных видов деятельности в экологическую работу.

Интеграция различных видов деятельности в экологической работе ДОУ включает в себя: физкультурно-оздоровительное направление, художественно эстетическое, речевое, социально личностное.

Физкультурно-оздоровительное направление

Физкультурно-экологическая работа предусматривает комплексное использование средств физического развития. Проводим закаливающие мероприятия с целью оздоровления детей «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», упражнения дыхательной гимнастики, ходьба по дорожкам двигательной активности, обливание ног в летний период и т.д. На физкультурных занятиях также активно вводим интеграции: занятия со сквозным сюжетом, занятия «сюжетно-игровые», «двигательные рассказы», занятия-походы, занятия-экскурсии в среде природы, вводим игры на развитие творческого воображения, оформляем их через образный строй природы и сопровождаем аудиозаписями звуков природы. Во время проведения физкультурно-экологических досугов включаем специальные экологические задания, вопросы, проблемные ситуации, карты-схемы, которые предлагают сказочные герои.

Речевое направление

Экологическое воспитание интегрируется в познавательно-речевое развитие. Используем образы животных природы в демонстрационном и раздаточном материале во время занимательных упражнений, решения логических задач. Вводим сквозные сюжеты на занятиях(путешествия в лес, в сад, на огород, в бездну океана и т.д.).Экспериментируем, исследуем, выдвигаем гипотезы, ищем пути решения, делаем выводы, организуем игровую детскую деятельность с песком и водой.

Наблюдаем за природными объектами в тесном взаимодействии с природой. Ни рассматривание картинок и гербариев, ни чтение и рассказывание детям не заменят прогулки.

Художественно-эстетическое направление

Самые яркие впечатления ребенок получает при непосредственном контакте с природой, при созерцании ее многообразия форм, красок и т.д.

Музыка занимает большое место в формировании духовного и эмоционального мира ребенка. Она помогает увидеть ранее незамеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное.

Фольклорно-экологические праздники и развлечения занимают большое место в работе ДОУ по экологическому воспитанию детей. Летом мы проводим праздник «Русская березка», где приобщаем детей к духовным ценностям народной культуры. Праздники «Осенины», «Весна-красна», «Масленица» стали нашими традиционными. Дети исполняют народные песни, вспоминают народные приметы, заклички, потешки, играют в народные игры и узнают много нового об истории родного края – земли Нижегородской. В процессе театральной деятельности дети перевоплощаются в персонажей сказок, рассказов(это и животные, и растения, и сказочные герои), передают эмоциональное состояние героев выразительными движениями, мимикой, речью, анализируют их характеры. У детей развивается воображение, коммуникабельность, креативность.

Социально-личностное направление

«Маленькая Родина» ребенка – это то, что его окружает. Это и природа, и памятные места города, его музеи, это и известные люди, живущие в городе, это и проблемы того места, где живет ребенок. Наш город уникален по своему местоположению, природному окружению, истории и современной жизни. Дети рисуют город, его природу. Организуем экскурсии к памятникам природы города, встречи с интересными людьми.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация и экологизация предметно развивающей среды.

Формы работы, использованные в экологическом образованииДОУ

Экологические знания дети нашего МКДОУ получают не только на специально отведенных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, работы на огороде, проведении опытов в экологической лаборатории, на занятии по изо, в играх и при решении логических задач, во время ухода за животными, живущими в детском саду.

Педагоги стремятся воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Наш детский сад построен на месте нетронутого ландшафта, в окрестностях ДОУ расположен обширный парк, что создаёт благоприятные условия для организации экологического воспитания детей.

В каждой группе детского сада имеется экологический уголок, где на видном месте вывешен план экологической тропы, краткое описание маршрута, необходимые мероприятия, указано время, отведённое для экскурсии по экологической тропе.

Также в нашем детском саду имеется огород, где каждая группа имеет свои грядки, на которых дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом. Так же есть уголок леса, сада, цветники.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА проложена на территории детского сада.

Создание экологической тропы мы начали с организационной работы по изготовлению карты-схемы прохождения маршрута, подготовки стендов и указателей.

Видовые точки нашей экологической тропы:

«Березовая роща». Объекты для наблюдений: березы разного возраста и разной толщины со светлой и более темной корой; водоросли, лишайники на стволах деревьев; пень со мхом; маленькие дубки и рябинки.

«Елочки». Объекты для наблюдений: группа молодых елочек на полянке, разного возраста и высоты, есть срубленные. Среди елей растут молодые тополя (длинные побеги без ветвей, растут в тени, тянутся к свету, крупные листья — хорошо видно влияние ограниченного количества света). Есть также молодые осинки, дубы (высотой до 3 метров). Травянистые растения: мышиный горошек (пример вьющегося растения), манжетка, зверобой продырявленный, буквица лекарственная. На земле — мох. Недалеко от группы елей — большая яблоня.

«Дуб». Объекты для наблюдений: большой красивый дуб (листья опадают и распускаются позже, чем у других деревьев), рядом — осины.

«Точка рябина». Биологические особенности. Дерево высотой до 10 м. Ствол со светло-серой корой. Кора гладкая. Крона ажурная, развесистая, поэтому говорят «кудрявая рябина». Листья ажурные, крупные, с зубчатыми краями, вначале опушенные, затем голые. Листья появляются обычно одновременно с листьями березы.

«Деревенское подворье»– игровая площадка, организованная в деревенском стиле и включающая:

– Русская изба (макет);

– Колодец;

– Ферма с домашними животными.

«Тихий уголок в лесу» – зона отдыха с созданными атрибутами уединения для восстановления психологического комфорта.

«Лесная поляна» – зона для экологического познания дикой природы (знакомство с животными, птицами, насекомыми).

«Во саду ли, в огороде»– мини-огород с овощными культурами для получения достоверных знаний и практических навыков по уходу за растениями.

Эта зона помогает детям уже в дошкольном возрасте получать достоверные знания о природе и приобретать практические навыки ухода за растениями. Работа на участке помогает развить такие качества, как наблюдательность и трудолюбие.

«Мини-стадион» – спортивная площадка для физического развития и оздоровления детей.

«Метео-станция» – площадка для организациинаблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра).

«Цветник» это ограниченная территория (клумба, вазон), на котором выращиваются различные декоративные растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории ДОУ.

«Полянка» (лужайка с насекомыми) – эта зона может стать основой для организации природоведческого аспекта в воспитании дошкольников, дает возможность для организации наблюдений за растениями и животными родного края (леса), их узнавания.

«Озеро с лебедями» – искусственный водоём даётвозможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности.

Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.

В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические программы.

В нашем детском саду имеется опытническо-экспериментальная лаборатория, где есть всё необходимое для проведения различных опытов. В итоге этой работы ребёнок проводит настоящие исследования и опыты с помощью системы очистки воды, занимается самостоятельной экспериментальной работой, получая первые навыки её проведения, учится ставить себе исследовательские задачи и успешно их решает. И вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем давно известно.

Экологическое воспитание детей в нашем детском саду красной нитью проходит через все виды деятельности.

Формы работы с родителями. Родители – надежные помощники детского сада. Нам удалось сделать родителей участниками воспитательно-образовательного процесса.

Одной из форм экологической работы с детьми и родителями являются проекты. Во время работы над проектами мы тесно взаимодействуем с семьями детей. Проводятся родительские собрания по темам проекта. Родителями оказывается посильная помощь в наполнении центров активности различными атрибутами, материалами и предметами по теме. Совместное (дети и родители) оформление стендов, изготовление поделок, аппликаций. Во время реализации проектов информация на стендах постоянно обновляется. Она всегда красочна и привлекательна и родители активно откликаются на неё. Все родители, участвовавшие в проектной деятельности, обязательно поощряются грамотами и благодарностями.

Во время реализации проектов было замечено, что экологическая культура дошкольников поднялась на более высокий уровень, повысилась активность родителей в образовательном процессе и экологическом воспитании детей, сплочённость детского и родительского коллективов.

Наши достижения. Работая в данном направлении, выступаем с опытом работы на семинарах, принимаем участие в городских и всероссийских конкурсах.

Принимаем активное участие в городских мероприятиях «Осень в ладошках», в том числе и в конкурсах «Экобеби». Тесная работа ведется с библиотекой им. Волкова, им. Лихачева.

Дети и родители активно участвуют в различных конкурсах и проектах на экологическую тему, с нетерпением ждут подведения итогов, испытывают гордость за свой детский сад и удовлетворение в том, что и они вложили частицу своего труда в эту победу.

Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводится она не зря! Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше они даже не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту. Мы обязательно будем продолжать работу в данном направлении!

Количество просмотров: 14638  

Добавить комментарий

Target Image
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы