Проект «Разные дети – на одной планете»

 
 

Лозовая Лариса Викторовна,

учитель-дефектолог высшей квалификационной категории

МБДОУ № 16 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово

 

Проект «Разные дети – на одной планете»

Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том,

что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним.

Л.Н. Толстой

В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на предоставление равных возможностей в разных областях жизни, включая образование.

Основные тенденции образования связаны с установкой на создание полноценного образовательного пространства и комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка.

Все активнее заявляет о себе возникший из идей интеграции современный образовательный подход – инклюзия. При инклюзивном подходе выигрывают все дети, польку он делает образование индивидуализированным для всех участников образовательного процесса. Инклюзия означает полое включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в жизнь группы. Инклюзивное образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в дошкольной жизни, обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия детей с особыми образовательными потребностями и их участия во всех делах детского коллектива. Цель инклюзии – организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной программы ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

При организации инклюзивной практики система обучения и воспитания подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. В самом инклюзивном подходе заложены необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей.

В настоящее время открытие образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное образование, вызывает определенные трудности (материально-технические, кадровые и другие).

В современных условиях возникает потребность в специальных образовательных технологиях, формах и средствах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Одним из ресурсов по созданию в дошкольном образовательном учреждении условий, необходимых для внедрения интегрированных форм образования для детей с ограниченными возможностями здоровья является создание группы комбинированной направленности, реализующей инклюзивную практику.

В данном проекте представлена модель комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, посещающего группу комбинированной направленности, реализующей инклюзивную практику дошкольного учреждения комбинированного вида.

Цель проекта:

Обеспечить ребенку с ограниченными возможностями здоровья комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение в группе комбинированной направленности с применением инклюзивного образовательного процесса.

Задачи проекта:

– создание общности детей и взрослых, основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;

– формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми), друг с другом;

– развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;

– активизация способностей ребенка (выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности);

– развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности;

– формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.

Партнеры проекта:

– МОУ «Центр диагностики и консультирования»;

– «Центр охраны зрения детей, Детская клиническая больница № 7»;

– Кемеровский областной психолого-валеологический центр.

Целевая группа проекта: дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития) от 3 до 7 лет.

Механизм реализации проекта:

Организация совместной жизнедеятельности детей в группе комбинированной направленности с применением инклюзивного образовательного процесса учитывает возможности и потребности в развитии всех детей и решает задачи их социального взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзивная практика осуществляется как в процессе реализации образовательных программ, так и в ходе режимных моментов:

– индивидуальные занятия со специалистами;

– активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);

– совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми;

– прием пищи;

– дневной сон;

– организация взаимодействия в детско-родительских группах;

– праздники, конкурсы, экскурсии.

Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений ребенка и определении зоны его ближайшего развития. Каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком. Например, работу учителя-логопеда по развитию речи дополняют работа педагога-психолога над установлением контакта и работа учителя-дефектолога над развитием моторной сферы.

Родителям выдается подробное описание того, что и насколько успешно сделал ребенок, а также рекомендации по отработке навыков и включению их игровую и бытовую деятельность.

Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности, обеспечивающей разным детям доступ к развитию их возможностей. Организация образовательной среды под особые потребности ребенка решает проблему его дефицитов, предоставляет возможности для развития.

Среда планируется и выстраивается совместно с педагогами и специалистами при участии родителей в процессе выявления потребностей, особенностей развития и наблюдения за самостоятельными действиями, интересами детей. Там, где специалисты отмечают сложности и препятствия, возникающие у ребенка в освоении окружающего мира, они предлагают ему способы, позволяющие преодолеть эти препятствия.

Принципы организации предметно-развивающей среды:

– среда должна быть безопасной;

– среда должна быть комфортной и уютной;

– среда организуется в соответствии с возрастными закономерностями развития детей и их интересами таким образом, чтобы дать им возможность проявлять активность, работать как в сотрудничестве со взрослым, с другими детьми, так и самостоятельно;

– развивающая среда должна быть вариативной, чтобы у каждого ребенка в соответствии с его интересами и возможностями был выбор и возможность реализовать свою инициативу (выбор игрушек, материалов, видов деятельности);

– среда должна быть информативной.

Среда должна постоянно обновляться вслед за изменением интересов и образовательных потребностей детей.

Обязательным условием развития дошкольников является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Для этого можно использовать дополнительные развивающие программы. Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.

Детско-родительские группы. Это комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия. Группы ведут специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель. Основными факторами взаимодействия специалистов с родителями являются позитивное отношение ко всем детям, демонстрация конструктивных способов поведения, позитивное подкрепление эффективных взаимодействий и информационная поддержка родителей. Родители включаются в игры, упражнения, песни, которыми наполнено занятие, и этим, с одной стороны, помогают детям включиться, с другой – сами получают эмоциональную разрядку, отдыхают и получают новый опыт общения с ребенком. После занятия родители могут задать специалистам вопросы, обсудить волнующие их проблемы, получить информационную и психологическую поддержку. Присутствие на занятиях нормально развивающихся детей дает детям с ограниченными возможностями здоровья следовать за своими сверстниками и учиться у них, а те, в свою очередь, получают позитивный опыт общения.

Праздники, экскурсии, конкурсы – важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада. Атмосфера при подготовке этих мероприятий творческая. Они могут быть подготовлены взрослыми – тогда это будет сюрпризом для детей, создаст положительную атмосферу.

Из всех перечисленных форм складывается соотношение самостоятельной активности детей и деятельности, организованной взрослыми.

Ресурсное обеспечение:

Кадровое обеспечение. Важное место в развитии инклюзивных процессов занимает кадровое обеспечение. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья включает воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление, а также коррекцию недостатков физического и психического развития воспитанников. Для комплексного сопровождение необходимо введение специалистов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, медицинских работников.

Материально-техническое обеспечение. Специально организованная предметно-развивающая среда в группах и кабинетах специалистов, стимулирующая развитие самостоятельности, инициативы и активности, обеспечивающая разным детям доступ к развитию их возможностей.

Методическое обеспечение. Методическое обеспечение образовательного процесса группы комбинированной направленности определяется с учетом психофизических особенностей всех детей.

Оно включает в себя:

– семинары, мастер-классы, практические встречи по вопросам проведения диагностики, деятельности специалистов и групп комбинированной направленности с применением инклюзивного образовательного процесса;

– методические пособия для педагогов, памятки для родителей;

– выпуск специальных пособий с играми и упражнениями по проведению занятий с ребенком дома, информационных листов, буклетов для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сроки реализации проекта:

Максимальный период пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в группе комбинированной направленности – 4 года. Пребывание ребенка может также зависеть от времени включения в инклюзивно-образовательный процесс.

Мероприятия по реализации проекта

Наименование мероприятия

Дата, проведения и время

Краткое описание мероприятия

Участники

Ответственные

1 этап – подготовительный

1

Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка

1 месяц

Обследование особенностей и уровня развития ребенка

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья

Медицинские работники, специалисты

2

Разработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы и плана включения ребенка в инклюзивно-образовательный процесс.

2 недели

Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы и плана включения ребенка в инклюзивно-образовательный процесс.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья;

родители

(законные представители)

Медицинские работники, специалисты

3

Первичная социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья

От 1 до 3 месяцев

Изучение особенностей группы, в которую предполагается включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (режим, программы и методики, социальная ситуация, эмоциональная атмосфера)

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья

 

Воспитатели группы, специалисты

4

Начальная подготовка участников педагогического процесса к включению ребенка с ограниченными возможностями здоровья в группу нормально развивающихся сверстников

1 месяц

Консультирование персонала группы, рекомендации родителям, определение направления работы с воспитанником, диагностическое включение и координация работы участников реализации индивидуально-коррекционно-развивающей программы

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья;

родители

(законные представители)

Воспитатели группы, специалисты

2 этап – частичного включения

1

Корректировка индивидуальной коррекционно-развивающей программы и плана включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

От 1 до 3 месяцев.

Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья во время нахождения в группе на период адаптации

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья

Педагог-психолог, учитель-дефектолог.

2

Кратковременное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников.

От 1 до 3 месяцев.

Работа с семьей; коррекционно-развивающая работа на основании индивидуальной программы сопровождения.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья;

родители

(законные представители

Воспитатели группы, специалисты

3

Дальнейшая социализация, развитие коммуникативных умений и навыков

От 1 до 3 месяцев.

Координация работы участников реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья

Воспитатели группы, специалисты

4

Работа с участниками педагогического процесса

От 1 до 3 месяцев.

Консультация участников педагогического процесса, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитатели группы

Специалисты, медицинские работники

3 этап – полного включения

1

Полное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников.

До перехода в школу

Корректировка индивидуальной коррекционно-развивающей программы

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья

Учитель-дефектолог

2

Социально-бытовая ориентировка

До перехода в школу

Координация работы участников реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

Сопровождение ситуации с точки зрения эмоционального благополучия всех воспитанников группы.

Проведение мероприятий на взаимное принятие и сплочение всех участников группы (дети, родители)

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья

Учитель-дефектолог

 

 

 

 

 

 

 

Педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

Воспитатели группы

3

Преодоление проблем речевого и познавательного развития

До перехода в школу

Коррекционно-развивающие занятия

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья

Учитель-дефектолог, учитель-логопед

4

Работа с участниками педагогического процесса

Постоянно, в течение всего образовательного процесса

Консультирование участников педагогического процесса.

Включение в план методической работы необходимых мероприятий для сотрудников (тренинги, повышение квалификации.

Воспитатели группы

Специалисты, медицинские работники, старший воспитатель

4 этап – полного включения

 

Подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.

В течение года, предшествующего школьному обучению

Работа, направленная на формирование навыков(стереотипов) продуктивной, в том числе учебной деятельности.

 

 

 

Корректировка индивидуальной коррекционно-развивающей программы в зависимости от варианта продолжения образования, выбранного семьёй

 

Координация работы участников реализации

индивидуальной коррекционно-развивающей программы

 

Организационное

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья;

 

Родители

(законные представители)

Все специалисты

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-дефектолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специалисты

 

 

2

Определение дальнейшего образовательного маршрута

За год до выхода в школу

Определение оптимального продолжения образовательного маршрута.

 

Согласование с родителями вариантов дальнейшего образовательного маршрута.

 

Заключение трехстороннего договора с образовательными учреждениями по организации преемственности

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

 

Родители

(законные представители)

Учитель-дефектолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заведующая, старший воспитатель.

                           

Ожидаемые результаты:

Максимальная степень социализации детей с особыми образовательными потребностями, обеспечивающая адаптивное и успешное включение воспитанников данной социальной группы в процесс школьного обучения; формирования толерантного отношения нормально развивающихся детей к детям с особыми возможностями здоровья.

Оценка результатов:

Эффективность реализации проекта оценивается мониторинговой группой поэтапно и в целом, в зависимости от уровня продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья по этапам инклюзивного процесса, уровня реализации права семьи на участие в образовательном процессе по соответствующим критериям эффективности инклюзивного образовательного процесса.

Они представлены в таблице.

Критерий

Показатели

Индикаторы

Реализация индивидуального подхода

Составление индивидуальной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом данных диагностики

Наличие индивидуальных образовательных программ с оценкой хода их выполнения.

Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка

Организация развивающей среды.

Наличие в режиме дня времени и форм для самостоятельной активности ребенка

Планирование времени в режиме дня для самостоятельной активности детей. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с разными образовательными потребностями в процессе самостоятельной активности

Междисциплинарный подход

Междисциплинарное проведение и обсуждение диагностики, составление и реализации индивидуальных образовательных программ

Наличие специалистов.

Циклограмма проведения междисциплинарных консилиумов, формы фиксации результатов междисциплинарного обследования и рекомендаций

Активное включение в образовательный процесс всех его участников

Командные формы выработки и принятия организационных решений: междисциплинарные команды, собрания, командные тренинги, координационный совет, проектные группы, родительские комитеты, учет пожеланий детей при организации групповой жизнедеятельности

Функционирование разнообразных командных форм работы, представленные в циклограмме

Вариативность в организации процессов обучения и воспитания

Вариативные образовательные программы, приемы, методы образования, вариативная образовательная среда

Квалификация специалистов владение разными методами и технологиями обучения и воспитания, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья; наличие методических, дидактических пособий, обеспечивающих образовательный процесс

Партнерское взаимодействие с семьей

Организация партнерских форм взаимодействия с семьей, участие родителей в жизни сада, консультации родителей по волнующим их вопросам

Наличие договора с родителями с приложением о конкретной программе действий. План мероприятий с включением родителей.

Динамическое развитие модели сада

Выстраивание образовательного процесса в соответствии с потребностями детского контингента, изменение образовательных условий в связи с диагностикой образовательных потребностей

Соответствие качественного состава контингента детей, штатного расписания, методической базы и предметно-развивающей среды. Применение новых технологий в соответствии с выявленными потребностями детей.

Результативность деятельности образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику, можно оценить по следующим показателям:

– успешность реализации индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья;

– удовлетворенность инклюзивным процессом у всех его участников;

– повышение числа выпускников с ограниченными возможностями здоровья, продолживших индивидуальный образовательный маршрут в общеобразовательной или специальной (коррекционной) школе;

– повышение квалификации сотрудников по программам дополнительного образования, содержание которых отражает методы, приемы, формы работы с детьми в условиях инклюзивной практики.

Дальнейшее развитие проекта:

Организационная модель данного проекта предполагает сохранение и расширение системы включения в специально созданный образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья, при активном участии родителей (законных представителей).

Количество просмотров: 12677  

Комментарии

классный проект

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы