Роль медиаобразовательных технологий в деятельности педагога

 
 

Андреева Дарья Сергеевна,

воспитатель логопедической группы МКДОУ д/с № 14 г. Новосибирска

 

Роль медиаобразовательных технологий в деятельности педагога

В настоящее время уровень усвоения и применение медиаобразовательныхтехнологий в обучении и воспитании детей является одним из показателей образовательной состоятельности дошкольного учреждения и фактически элементом его современного имиджа. Современные медиаобразовательные технологии при грамотном использовании выводят педагогический процесс дошкольного образования на принципиально новый уровень развития, прежде всего в вопросах наглядности, интерактивности и объективности. Умение использовать мультимедийные и интерактивные технологии в образовательно-воспитательном процессе дошкольного учреждения, умение создавать собственные медиатексты, а главное применять их в своей профессиональной деятельности являются основополагающими приоритетами нового медиаинформационного стиля педагогической деятельности. Медиакультура педагогического работника дошкольного учреждения подразумевает не только знания и умения работы на компьютере, но и умение работать с электронными устройствами: мультимедийным проектором, интерактивной доской, поисковыми системами Интернета, а также умение рационально организовывать работу по использованию этих технологий в учебно- воспитательном процессе.

Медиаобразование – это новая форма старого метода обучения через видение и восприятие на слух, так как эта технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: текст, цифры, графику, анимацию, видео и звук.

Работаю на группе с детьми, имеющими нарушения речи, поэтому учитывая данные преимущества,активно внедряю медиатехнологии в педагогический процесс.

Для этого в первую очередь создала условия, провела родительское собрание с использованием медиаоборудования, показала презентацию о нашей педагогической деятельности с воспитанниками, дала консультацию «Мультфильм, за или против?», предложила приобрести в группу экран. Теперь у нас есть возможность по необходимости пользоваться в группе данным оборудованием (не нарушая САН ПИН). Кроме этого, мы имеем возможность по расписанию посещать кабинет развивающих и компьютерных игр, где имеется интерактивная доска и 2 детских компьютера KidSmart.

В связи с этим на занятиях с дошкольниками, постоянно использую игры и игровые упражнения с применением интерактивной доски и медиаоборудованияпри объяснении нового материала, его повторении и закреплении.

С радостью отмечаю, что организация образовательной деятельности с детьми логопедических групп с использованием данных средств позволяет успешно решать коррекционно-образовательные и воспитательные задачи, а главное, значительно повысить познавательную мотивацию у воспитанников.

Так,в коррекционной работе успешно идёт:

1. Обогащение активного словаря.

2. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

3. Развитие речевого творчества.

4. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

5. Формирование звуковой аналитико-синтетической активностикак предпосылки обучения грамоте.

На занятиях познавательного цикла постоянно показываю детям презентации по логопедическим темам. Нахожу их не только в интернете, но чаще создаю сама, стараюсь, чтобы они сопровождались звуковым оформлением, игровыми заданиями.

Если говорить о воспитании, то Мухина В.С. пишет: «Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые – их поступки, взаимоотношения. Наиболее существенное воздействие оказывает на ребенка поведение непосредственно его окружающих близких людей. Он склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Однако дело не ограничивается близкими людьми. Образцом для ребенка может служить также и поведение сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детской группе. Наконец, немалое значение имеют образцы поведения, представленные в действияхсказочных персонажей, наделенных теми или другими чертами». Современные дошкольники сталкиваются со сказочными героями на страницах книг, на телевизионных экранах при просмотре художественных фильмов и, чаще всего, мультипликационных фильмов. Таким образом, мультфильм стал сегодня для ребенка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, об отношениях между людьми и нормах их поведения. Решила использовать мультфильмы в реализации воспитательных задач и социализации ребят.

Определила основные критерии при выборе мультфильмов – это доброта, позитивность, милосердие, мораль. Именно эти основы должны закладываться в раннем возрасте, и тогда любовь к хорошему будет сопутствовать ребенку всю жизнь. Дети с большим удовольствием обсуждают сюжеты мультфильмов, характеризуют героев, ставят себя на их место.После просмотра наблюдала огромное влияние мультипликационных фильмов на воспитанников, которое объясняю действием психологических механизмов: заражение, внушение и подражание.

В результате в нашей группе значительно возрос уровень нравственного воспитания и социальной компетентности воспитанников:они стали соблюдать общепринятые правила поведения, заметно повысилась культура внешнего вида, убирают книги и игрушки, чаще стали выражать отзывчивость и сопереживание, у них складываются хорошие отношения с окружающими,они проявляют дружелюбие и стремление к общению со сверстниками.Но хотелось бы отметить, что мультфильм сам по себе не плох и не хорош; то, что ребенок вынесет из просмотра мультфильма, какой опыт он получит, зависит от нас взрослых.

Таким образом, считаю, что использование медиаобразовательных технологий, является эффективным средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить ребенка. А также онопозволяет обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество дошкольного образования, соответствующее современным государственным стандартам образования.

Как пример, приведу конспект занятия по развитию связной речи по теме «Весна», с использованием интерактивной доски.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Тема: «Весна-красна в гости к нам пришла».

Цель: составление описательного рассказа о ранней весне.

Задачи:

1. Развивать связную речь при помощи составления описательных рассказов о ранней весне, мышление, память.

2. Совершенствовать грамматический строй речи.

3. Обогащение лексического словаря.

Ход занятия:

I. Мотивация.

Воспитатель: Ребята, какое время года у нас сейчас наступает, после долгой холодной зимы? Мы с вами знаем? что такое весна. Весна– это замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. А вот медвежонок Умка, который живет на Северном полюсе, где всегда холодно и царит вечная мерзлота, хотел бы узнать, что такое весна. Умка прислал нам по электронной почте видеописьмо. Давайте его посмотрим.

Просмотр видеоролика.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Умка. Я живу на Севере. Здесь очень холодно, все покрыто льдом и снегом. Однажды когда я лежал на льдине, мимо пролетали птицы. Они сказали, что летят очень далеко, где наступила весна. А что такое «весна», я не знаю. Очень прошу вас, ребята, расскажите, пожалуйста, мне о весне. Буду ждать ответа».

II. Подготовительный этап «Взаимосвязь природных явлений».

Ребята, на Северном полюсе много снега и льда. И Умка передал нам с вами вот такие замечательные льдинки. Давайте возьмем их в руки. Ребята, что же произошло с нашими льдинками? А почему они растаяли? Правильно, ребята, наши льдинки растаяли, потому что побывали в наших теплых руках, а почему у нас за окном начинает все таять?

III. Основной этап «Составление общей картины из отдельных взаимосвязанных картинок» (работа на интерактивной доске).

Ребята, а сейчас давайте поговорим о первых приметах весны в природе. (Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны.)

Первая картинка – солнышко.

Наводящие вопросы: Ребята, кто нам дарит тепло? Какая самая главная примета весны?

А какое солнышко у нас весной? (Ответы детей: большое, яркое, желтое, теплое. А что солнышко делает весной? (Греет, припекает, радует). И действительно, яркое, теплое лучистое солнышко греет, припекает и радует нас своим теплом.

Вторая картинка– капель.

Пригрело солнышко, тает снег, зазвенела капель и с крыш домов закапали сосульки. Сосульки какие? (Ответы детей: холодные, прозрачные, твердые, длинные, блестящие) А что происходит с сосульками?(Тают, капают, звенят). Пригрело солнышко, и с крыш домов закапали холодные, прозрачные, твердые, блестящие сосульки.

Третья картинка– побежали ручьи.

Тает снег, побежали и зажурчали ручьи. Ручей какой? (Быстрый, звонкий, прозрачный). Ручьи что делают? (Бегут, журчат, звенят). Тает снег, побежали быстрые, звонкие и прозрачные ручьи.

Четвертая картинка–появляются проталины.

Греет солнышко, тает снег, и появляются проталины. Проталины – это место, где растаял снег, появилась земля, а на земле вырастает зеленая травка и первые весенние цветы. Как называется первый весенний цветок? (Ответы детей.) Почему он так называется? (Потому что он появляется из-под снега). Ребята, отчего появляются проталинки? (Греет солнышко, тает снег). А какой это цветок? (Нежный, красивый, хрупкий, необыкновенный, ранний, весенний, душистый.) Греет весеннее, теплое солнышко, тает рыхлый снег и появляются первые проталины, а на проталинках распускаются нежные, ранние, весенние подснежники.

Пятая картинка– дерево с набухшими почками.

Теплее становятся деньки, оживает природа, и на деревьях набухают и лопаются почки, скоро появятся листочки. А почки какие? (Маленькие, липкие, пахучие).

Шестая картинка–прилетели птицы.

С теплых краев возвращаются перелетные птицы. Ребята, а птицы что делают? (Поют, щебечут, чирикают).

Седьмая картинка– медведь в берлоге.

Весной после зимней спячки просыпается медведь. Медведь какой? (Большой, бурый, косолапый)

Воспитатель: Молодцы ребята, вот какая красивая весенняя картина у нас с вами получилась и как много примет вы знаете о весне. Ребята, а весна и зима похожи друг на друга? Давайте про это расскажем, поиграем в игру «Скажи наоборот». Я вам говорю слово, а вы подбираете слово, противоположное по смыслу. (Игра с мячом)

Зима ушла, а весна …..( пришла)

Зима воздух холодный , а весной …(теплый)

Зимой солнце стоит низко , а весной …(высоко)

Зимой сугробы высокие, а весной….(низкие)

Зимой снег чистый, а весной…(грязный)

Зимой небо пасмурное, а весной …(ясное)

Зимой ветер холодный, а весной…(теплый)

Воспитатель: Молодцы ребята, все правильно рассказали.

IV. Завершающий этап. Составление рассказа.

Ребята, а сейчас мы вернемся к нашей картине, которая поможет нам рассказать мишке о таком прекрасном времени года, как весна. Мы с вами составили красивые предложения, а сейчас давайте из предложений составим интересный рассказ. А Наталья Владимировна запишет на камеру и отправит по электронной почте наш рассказ Умке на Северный полюс.

Давайте я начну, а вы продолжите. (Каждый ребенок составляет по предложению).

Воспитатель: Молодцы, послушайте, какой рассказ у нас с вами получился. (В итоге один ребенок составляет общий рассказ из составленных детьми предложений).

Наступила долгожданная весна. Светит яркое и теплое солнышко. С крыш домов капают и звенят длинные, прозрачные сосульки. Тает снег, бегут и журчат звонкие ручейки. Появляются первые проталинки. На проталинках распускаются ранние, весенние подснежники. Природа весной оживает, и на деревьях набухают маленькие, липкие почки. С теплых краев возвращаются перелетные птицы. Они поют, чирикают, щебечут. В берлоге после зимней спячки просыпается большой, бурый медведь. Как хорошо весной!

Воспитатель: Молодцы ребята, теперь Умка будет знать, почему мы так с нетерпением ждем весну.

Итог занятия: Ребята, сегодня мы с вами интересно рассказали Умке, что же такое весна, первые ее приметы. Ребята, а давайте Умке тоже сделаем подарок, нарисуем ему красивую весеннюю картину и отправим ее вместе с нашим рассказом.

Количество просмотров: 10616  

Добавить комментарий

Target Image
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы