«ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»: программа лагеря с дневным пребыванием детей МБОУ СОШ № 85 «Журавушка»

 
 

Шенгилевич Светлана Геннадьевна,

заместитель директора по воспитательной работе,

учитель музыки МБОУ гимназии № 9 г. Новосибирска

 

«ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»: программа лагеря с дневным пребыванием детей МБОУ СОШ № 85 «Журавушка»

Проблема организации для детей школы № 85 «Журавушка» летнего школьного отдыха не стоит так остро, как, быть может, в других учреждениях. Причина: в школе обучаются дети из семей со средним и выше среднего уровня достатком; родители имеют возможность отправить детей оздоравливаться в летние лагеря за пределами города, в другие города и даже страны. Но, тем не менее, летний лагерь при школе стал уже традиционным. Основной целью его работы является организация и проведение разносторонних занятий, которые способствуют развитию творческих, интеллектуальных и физических навыков. Контингент летнего пришкольного лагеря состоит из обучающихся начальной школы, а также, частично, обучающихся 5-6 классов.

Кроме того, в летнем пришкольном лагере широко используются формы активного отдыха, происходит развитие физических сил обучающихся, укрепление их здоровья. Возможности летнего пришкольного лагеря и неформальность обстановки позволяют развивать самостоятельность учеников, их активность и творчество, а также развитию коммуникативных навыков детей способствует работа международных стажеров. Программа 18-дневного пребывания обучающихся в лагере насыщена разными спортивно-познавательными, развивающими мероприятиями и играми, которые способствуют активному отдыху воспитанников, а главное, формируют духовно-нравственную творческую личность.

Цели и задачи программы:

1. Создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровление детей в условиях лагеря.

2. Создание условий для развития самостоятельности, активности и творчества обучающихся.

3. Создание пространства, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

Для достижения этой цели программа должна обеспечить решение следующих принципов:

– принцип природосообразности, воспитание детей с учетом интересов и возрастных особенностей детей, формирование у них ответственности за результаты собственного развития, за последствия своих действий;

– принцип единства воспитательной и оздоровительной работы, создание в коллективе атмосферы радости, доверия, стремления к познанию и развитию;

– принцип индивидуально - личностной ориентации, взрослый не навязывает формы и виды деятельности, а лишь направляет, создает условия для самостоятельного выбора ребенка, за который он несет ответственность, помогает самореализоваться;

– принцип эффективности межличностного общения, социального взаимодействия, способствуя межличностному общению в группе, включая детей и подростков в социально-значимую деятельность, педагог тем самым позволяет получить навык социальной адаптации, самореализации;

– принцип преемственности общешкольной воспитательной работы.

Содержание программы. В основу лагерной смены положена ролевая игра, которая называется «Планета детства». В игре можно «примерить» на себя разные социальные роли. Форма игры учит и развивает ребёнка незаметно для него самого. В этом году заключен договор о сотрудничестве с Новосибирской городской молодёжной общественной организацией «Локальный комитет Международной Ассоциации Айсек НГТУ». Для занятий с детьми второго и третьего отрядов будут организованы мастер-классы, игры на английском языке. А также планируется изучение культур разных стран. Для этого были организованы такие формы работы, как: фестиваль культур; игра «Орел и решка»; ролевая игра «Межконтинентальная дружба»; творческие мастер-классы с международными стажёрами; интерактивные игры, викторины («Сказки народов мира», «Межконтинентальный конкурс экологической моды», «День кулинарных изысков» и т.д.).

Лагерный день начинается зарядкой и перекличкой. Дежурные по столовой помогают организовывать завтрак. После завтрака – общий сбор, просмотр «Планетарных новостей»; планы на день. Далее – воспитательные мероприятия по теме дня; творческие занятия по интересам, спортивные, музыкальные, тренинговые и интеллектуальные часы. В течение дня дети обеспечиваются двухразовым питанием (завтрак, обед), участвуют в трудовой деятельности и культурно-массовых мероприятиях.

Особое внимание уделяется созданию благоприятного климата в детском коллективе. В этом направлении помогают такие формы работы, как разделение детей на разновозрастные отряды. Ролевой игрой «Планета детства» создаются большие возможности для неформального общения. В неформальной обстановке больше развивается самостоятельность ребят, воспитываются личностные качества, дети быстрее и с интересом обучаются разнообразным умениям и навыкам.

В основе концепции игры лежат три этапа:

– первый этап «Это я», в котором происходит определение себя (жители (дети) придумывают свои континенты, входят в роль жителей этого континента, распределяют должности);

– второй этап «Это мы» – проводятся мероприятия, где участвуют все отряды, представляя своё творчество, достижения друг другу, на этом этапе много соревновательных и показательных моментов, посещение других отрядов производится через «Таможню» с заграничными паспортами и визами;

– третий этап «Мы вместе» – проводятся мероприятия на сплочение всех отрядов, это и фестиваль культур народов мира (встречаем гостей из диаспор Новосибирска), различные тренинги на сплочение; совместные ярмарки творчества; изучение блюд разных стран («День кулинарных изысков»); спартакиада народов мира (с участием международных стажёров из Индии); дни стран (День Китая, День России); день сказок народов мира (гастроли по континентам); день Рекордов (оформление книги рекордов жителей планеты) и т.д.

Этапы реализации программы.

1. Подготовительный этап. В рамках этого этапа проходят совещания, разработка программы, формирование вожатского состава, составление необходимой документации для деятельности лагеря. Установление партнерских отношений с некоммерческими организациями. Вступление в отношения партнерства и сотрудничества с общественными организациями, такими как: Межнациональный городской центр, МЧС России по Новосибирской области, Центральная районная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, ГАУК НСО «Новосибирская филармония», Новосибирский театр музыкальной комедии, бассейн МБОУ СОШ № 17, Спортивный комплекс «Водник», ГАУК НСО НГХМ, МКУК Музей города Новосибирска, филиал музея им. Ю. В. Кондратюка, Авиационный музей им. Покрышкина, ГАУК НСО НДТ «Старый дом», с целью получения помощи в организации лагеря. Разработка ролевой игры «Планета детства».

2. Организационный этап «Кто мы такие?». Создание условий «вхождения в игру» детей. Завязка игрового сюжета смены, распределение ролей, постановка игровых задач, определение условий и смысла игровых действий. Организация и оформление отрядов, как континентов, освоение ролевых отношений, знакомство с правилами игры и жизни в лагере. Определение конечной цели игры. Итогом этого этапа является представление отрядов-континентов.

Основные дела: общелагерная игра по станциям «Знакомство с планетой», торжественная линейка «Планета Детства – это мы!», формирование законов, знакомство с Советом Планеты (дети старшего отряда), распределение ролей-обязанностей по отрядам.

3. Основной этап «Мы и мир вокруг». Этот этап занимает большую часть времени и реализует основные индивидуально - личностные и коллективные цели развития. Происходит развитие игрового сюжета, выполнение участниками заданий, направленных на достижение основной цели. Отряды начинают благоустраивать свой континент и зарабатывать валюту Планеты (планет), а также зарабатывать поощрительные цветы Планеты с целью сделать цветущим континент к концу смены. Каждый день проходит ряд мероприятий, в рамках тематики смены и дня. Преодолевая на своем пути трудности, ребята приходят к пониманию о совместном взаимодействии, дружбе и коллективизму в отряде.

Основные дела: спортивная общелагерная игра «Выручи друга или полоса препятствий», День Рекордов (Гинесс-шоу), День Китая, фестиваль экологической моды «Свежий ветер», фестиваль культур народов мира, игра «Найди знамя», совместный флеш-моб, день кулинарных изысков, знакомство с Азербайджанской культурой (экскурсия в Азербайджанский центр), с Индийской культурой (мастер-классы с международными стажёрами), ярмарка творчества и т.д. Возможна корректировка отдельных частей программы в случае необходимости. Этап имеет соревновательный характер. Континенты набирают баллы, которые фиксируются Советом планеты. Выпускаются «Планетарные новости» и видеоновости от Совета Планеты.

4. Итоговый этап «Мы разные, но мы вместе». Развязка игрового сюжета, чествование участников, празднование по поводу достижения цели, понимания, что мы разные, но мы все вместе. А также создание и просмотр видеофильма, обобщающего всю творческую и игровую деятельность детей лагеря. Участниками подводится итог совместной деятельности – игры. Представляется экран настроения, который велся в каждом континенте в процессе игры-смены. По количеству цветков и баллов оценивается работа всех отрядов-континентов, определяется отряд-лидер и награждаются активные участники игры-смены. Проводится анкетирование и составление шкалы впечатлений. Основным мероприятием этого этапа является День дружбы с торжественной линейкой – закрытием лагеря.

Предполагаемые результаты реализации программы:

– улучшение знаний английского языка через общение с международным волонтёром – носителем языка, изучение культур разных стран;

– объединение разновозрастных обучающихся, сплочение, нравственная ориентация на социально значимые ценности: наличие норм и правил поведения в общественных местах, правил общения со сверстниками и взрослыми, а также способность наладить дружеские отношения со сверстниками в детском коллективе;

– мобилизация творческой активности детей;

– выявление заинтересованных обучающихся для ведения последующей успешной воспитательной работы в школе, заложение основ для будущего школьного самоуправления;

– духовное совершенствование детей;

– проявление заинтересованности обучающихся, в бережном отношении, к собственному здоровью.

Приложение. Видеоролик о смене

Количество просмотров: 3485  

Добавить комментарий

Target Image
1. Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный активный отдых, развитие и оздоровление детей в период летнего отдыха ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Летний лагерь как пространство ранней профессиональной навигации подрастающего поколения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. «Городские линии. Линии судьбы»: краеведческий материал в основе построения тематической смены летнего лагеря ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Лагерь дневного пребывания детей «Гармония» – территория веселья, отдыха, знаний ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
5. Лето – это маленькая жизнь ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
6. Возможность применения зарубежного опыта в сфере детского отдыха и оздоровления ВЫПУСК №89, июнь 2020
7. Каникулы-мечта школьника! Выпуск №87, февраль 2020
8. Профильная смена как форма отдыха и оздоровления детей Выпуск №81, февраль 2019
9. Социальное воспитание в условиях профильной смены Выпуск №80, декабрь 2018
10. Организация летнего отдыха детей дошкольного возраста на базе ДОУ ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
11. Каникулярная смена в ДСОЛКД «Тимуровец» «Океан зовет!» Выпуск №70, апрель 2017
12. Проект каникулярной программы «Праздник творчества «Город мастеров» Выпуск №70, апрель 2017
13. Весна – это время «Красоты. Здоровья. Грации» Выпуск №70, апрель 2017
14. Методические рекомендации по содержанию и формам организации досуга детей в организациях отдыха детей и их оздоровления Выпуск №70, апрель 2017
15. Профильный день «Рождественское чудо» ВЫПУСК №69, февраль 2017
16. Путеводитель по зимней смене «Добро пожаловать в Зверополис» ВЫПУСК №69, февраль 2017
17. Профильный день «В поисках новогодних чудес…» ВЫПУСК №69, февраль 2017
18. Волшебные ключи игромастера ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Записка Шерлока Холмса Выпуск №68, декабрь 2016
20. День сказок Выпуск №68, декабрь 2016

Страницы