«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»: программа Дома детского творчества «Романтика» МБОУ ДОД Центра «Юность»

 
 

Дорохина Наталья Анатольевна,

педагог дополнительного образования

ДДТ «Романтика» МБУДО Центра «Юность» г. Новосибирска

 

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»: программа Дома детского творчества «Романтика» МБОУ ДОД Центра «Юность»

Любите и изучайте великое искусство музыки.

Оно откроет вам мир высоких чувств, страстей, мыслей.

Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке

вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы.

Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.

Д. Шостакович

Программа «Путешествие в страну музыкальных инструментов» разработана в рамках комплексной программы организации деятельности МБОУ ДОД Центр «Юность» в летний период 2015 года. Программа реализуется на базе Дома детского творчества «Романтика» – структурного подразделения МБОУ ДОД Центр «Юность».

В летний период образовательные учреждения города Новосибирска формируют деятельность по организации досуга детей и подростков, выполняя социальный заказ занятости школьников в это время года.

Когда начинаются летние, самые длительные каникулы, перед школьниками и их родственниками возникает вопрос, как же их провести. Надо сказать, что в наши дни выбор многих максимально прост: они проводят июнь, июль и август за компьютером. Другой распространённый вариант – детский летний лагерь. Ещё один вариант, актуальный для детей старшего школьного возраста – временное трудоустройство. А мы предлагаем детям возможность заняться музыкой. Сегодня каждый ребёнок нуждается не только в социальной защите, педагогической поддержке, оздоровлении, но и в духовно-нравственном обогащении и личностном развитии.

«В воспитании нет каникул» – эта педагогическая формула является главным правилом для педагогического коллектива ДДК «Романтика». Организация каникулярного времени детей – важный аспект образовательной деятельности нашего учреждения. Организованная деятельность детей в период каникул позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего календарного года. Основная цель в этот период – организация отдыха и оздоровления детей. Эта цель может быть выполнена при наличии необходимых социальных, педагогических, экономических и материально-технических условий. Поэтому при разработке программы мы учитывали возможность максимального использования условий нашего учреждения, как целесообразно устроенной среды для организации жизнедеятельности детей. При реализации данной программы дети приобретают дополнительный социальный опыт, учатся самостоятельности, реализуют себя в творческой деятельности. Педагогическое содержание программы отвечает потребностям детей и их родителям. Программа соответствует всем требованиям федерального государственного стандарта, так как в ее основе лежит:

1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся;

2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

3) воспитание эстетического отношения к миру, восприятие музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой; живописью;

4) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своей области.

Важнейшей задачей государства в сфере образования является формирование духовной культуры и развитие эмоциональной сферы человека. Значение музыкального искусства в развитии эмоциональной сферы человека общепризнанно кроется в самой природе музыкального искусства, содержанием которого являются чувства, настроения, эмоциональные переживания. Влияние музыки на интеллектуальное развитие предстает в более скрытом виде, что не давало оценить это влияние на протяжении многих веков существования человеческой цивилизации. Особенностью влияния музыки, как и искусства вообще, на развитие личности человека является некоторая отсроченность в получении результата, необходимость продолжительного общения с искусством, превращающего человека цивилизации в человека культуры. Сложность переходного периода в развитии нашего государства, масштабность и острота его социальных, культурных и экономических проблем обусловливают актуальность поиска путей подготовки детей и подростков к современной жизни. Мы осознаем необходимость усиления роли художественно-эстетического направления в решении проблемы повышения культурного уровня детей и подростков. Поскольку на практике именно в свободное от обучения в образовательном учреждении время появляется возможность формирования здорового и культурного образа жизни.

На микрорайонах «Снегири» и «Родники» Калининского района проживают порядка 2500 семей с детьми в возрасте от 6 до 18 лет, в количестве 1500 человек. Микрорайоны – «спальные», прогрессивно развивающиеся, на которых, к сожалению, отсутствуют учреждения культуры, в том числе, такие как музыкальные школы, школы искусств. Поэтому наше учреждение дополнительного образования детей является одновременно центром и сосредоточением культуры, и, с другой стороны, уникальной площадкой, позволяющей детям реализовать эстетические, культурные, эмоциональные, творческие аспекты деятельности.

Главным в работе Дома детского творчества «Романтика» является качественное предоставление разнообразных по форме культурно-массовых мероприятий, занятость детей и подростков, бережное отношение к традициям культурной жизни микрорайона и внедрение новых форм, в том числе и в летний период работы.

Цель и задачи программы.

Цель: создание, условий для формирования основ эстетической культуры личности средствами музыкального искусства, используя ресурсы педагогики каникул.

Данная цель ориентирует на постановку следующих задач:

образовательные:

– знакомство с разными музыкальными инструментами;

– формирование умения дифференцировать звучание каждого из них, определения характерных особенностей;

– умение визуально различать инструменты.

развивающие:

– развитие тембрового слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;

– развитие мышления, воображения, восприятия, самостоятельности, активности.

воспитательные:

– воспитание интереса к музыкальному искусству;

– расширение музыкального кругозора, знакомство с разными жанрами, формами, стилями музыкального искусства;

– воспитание музыкального вкуса, самостоятельности суждений, личностной активности.

здоровьесберегающие:

– снятие гиперактивности, раздражительности, апатии;

– активизация эмоциональной активности обучающихся;

– проявление уважительного отношения к индивидуальным особенностям личности ребенка.

Деятельность программы построена на следующих принципах:

1. Гуманизации – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.

2. Сотрудничества – результатом деятельности воспитательного характера является сотрудничество ребёнка и взрослого.

3. Демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.

4. Дифференциации воспитания – отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Содержание программы:

1. Цикл занятий, каждое из которых посвящено знакомству с определенным музыкальным инструментом (арфа, скрипка, клавесин, фортепиано, гармонь, флейта, труба, барабан). В начале занятия беседа предваряется показом того инструмента, о котором пойдет речь далее, причем ребенку приводятся примеры того, как выглядит музыкант, играющий на нем, каким образом извлекается звук. Таким образом, обучающийся получает визуальное представление об инструменте.

Дальше рассказывается сказка или история, где содержится информация о том, что предшествовало появлению инструмента, когда и кем он был создан. Также подчёркиваются какие-либо характерные особенности игры на нем. В некоторых рассказах раскрываются вопросы о том, какую роль играл инструмент в жизни людей, в разные периоды времени. Например, в рассказе, посвященном гармони, затрагивается тема Великой Отечественной Войны и о том, как простая гармошка спасла жизни многих людей! В любом случае, сказка это или рассказ – это живая, интересная история, которая эмоционально должна затронуть ребёнка, захватить, увлечь...

Считаю необходимым и важным рассказывать детям о тех музыкантах и исполнителях, которые родились и выросли в Сибири. Например: братья Александр и Геннадий Заволокины, заслуженные артисты России, создатели телевизионной передачи о русской народной музыкальной и песенной культуре «Играй, гармонь любимая!», объездившие всю нашу огромную страну и которые всю жизнь пропагандировали русское народное творчество. Или Вадим Репин, скрипач с мировым именем, который каждый год организует и проводит международный «Транссибирский Арт-Фестиваль» в память о городе, в котором родился и вырос.

2. Все темы сопровождаются прослушиванием музыкальных отрывков, которые содержат яркий музыкальный материал и относятся к сокровищнице мировой музыкальной культуры. Помимо классических произведений включены и произведения популярной музыки, многие из которых дети слышат с экранов телевизоров, знают по фильмам, такие как, например, музыка к фильму «Титаник», где главную тему «поет» флейта или бессмертная мелодия трубы из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». Такие отступления от классического репертуара не только возможны, но и полезны.

3. Все занятия сопровождаются показом слайд-шоу с изображением музыкальных инструментов и видео-просмотром музыкальных отрывков.

4. После изложения основного материала по теме, ребёнку предлагается ответить на вопросы касательно текста, порассуждать, подумать, составить свое представление об услышанном и увиденном, высказать свою точку зрения. Эта часть занятия позволяет взглянуть на ребенка с другой стороны, узнать, что он думает, понять ход его мыслей, рассуждений, сделать соответствующие выводы.

5. Также ребенку предлагается просмотр мультфильмов, темы, которых связаны с темой программы, например такие, как «Петя и волк», «Сказка о царе Салтане», «Веселые нотки» и другие; спектаклей: «Бременские музыканты», «Летучий корабль» (Театр музыкальной комедии); фильмов: «Садко», «Мэри Поппинс, до свидания», «Финист – ясный сокол», «Камилла», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Усатый нянь».

6. После того, как обучающиеся ознакомились со всеми темами, им предлагаются загадки о музыкальных инструментах, викторины на определение звучания того или иного инструмента. В конце занятия ребенка ждет компьютерная игра «Музыкальный класс», в которой часть заданий посвящена музыкальным инструментам.

7. Рекомендуем детям совместно с родителями посетить концерты Новосибирской государственной филармонии, Новосибирской государственной консерватории им. И. М. Глинки, на которых они увидят и услышат музыкальные инструменты, с которыми познакомились на занятиях «вживую».

Каждое занятие реализуется через интерактивные формы:

– слайд-шоу;

– сказка-рассказ;

– вопросы по тексту сказки-рассказа;

– прослушивание музыкального отрывка;

– загадки про музыкальные инструменты;

– викторина на определения звучания инструментов;

– компьютерная игра «Музыкальный класс»;

– просмотр видео, мультфильмов, фильма.

Предполагаемые результаты:

1. По завершению программы у обучающихся сложилось позитивное отношение к музыкальному исполнительству.

2. Обучающиеся обогатили свои знания в области инструментальной музыки.

3. Активизировались исполнительские навыки детей (появилось желание разучить и исполнить услышанные произведения).

4. Появился интерес к прослушиванию музыкальных произведений «вживую» (посещение концертов, спектаклей и др.)

5. Создание диска (фото, музыка, видео) и методических материалов для организации занятий по данной тематике.

6. Специально подобранная музыка благотворно влияет на эмоциональный мир ребёнка, снимает раздражительность, гиперактивность, апатию.

Учебно-тематический план занятий

Тема (музыкальный инструмент)

Сказка-история

Музыкальные произведения

Интерактивные формы работы

Кол-во часов

1.

Флейта

«Волшебная флейта»

И. Бах «Шутка» (видео),

Д. Хорнер Музыка к фильму «Титаник»

Викторина «Инструменталька»; загадки «Музыкальные моменты»; компьютерная игра

«Музыкальный класс»; мультфильм «Крот и флейта»

3

2.

Скрипка

«Настоящая музыка»

П. Чайковский «Адажио из балета «Щелкунчик»,

В. Баландин

«Мелодия в таинственном саду» (видео), Вадим Репин «Вариации на тему Паганини» (видео), Данил Бессонов (8 лет), Ф. Шуберт «Пчелка» (видео)

Викторина «Инструменталька»; загадки

«Музыкальные моменты»; компьютерная игра

«Музыкальный класс»; мультфильм «Как Кржемелик и Вахмурка нашли под сосной скрипку»

3

3.

Арфа

«Душа арфы»

С. Рахманинов

«Итальянская полька»,

Э. Шухари «Мелодия тающего снега» (видео), М. Глинка «Вальс» (видео).

Викторина «Инструменталька»; загадки «Музыкальные моменты»; компьютерная игра «Музыкальный класс»; мультфильм «Веселые нотки»

3

4.

Фортепиано

«Подвиг музыкального мастера»

Л. Бетховен «К Элизе» (видео), Э. Григ «Шествие гномов».

Викторина «Инструменталька»; загадки «Музыкальные моменты»; компьютерная игра «Музыкальный класс»; мультфильм «Сказки старого пианино. Моцарт»

3

5.

Барабан

«Легенда о барабане»

А. Хачатурян «Танец с саблями», М. Равель «Болеро»

Викторина «Инструменталька»; загадки «Музыкальные моменты»; компьютерная игра «Музыкальный класс»; мультфильмы: «Богданчик и барабан», «Фиксики. Барабан»

3

6.

Гармонь

«Когда играет гармошка»

«Веселая гармошка» в переложении Т. Григорьевой, русская народная песня «Барыня», Г. Заволокин «Я деревня, я село» (видео)

Викторина «Инструменталька»; загадки «Музыкальные моменты»; компьютерная игра «Музыкальный класс»

3

7.

Труба

«Король-олень и золотой рог»

Т. Альбинони «Адажио для органа и трубы», Э. Артемьев - музыка к фильму «Свой среди чужих, чужой среди своих», Д. Хаммел «Концерт для трубы» (видео)

Викторина «Инструменталька»; загадки «Музыкальные моменты»; Компьютерная игра «Музыкальный класс»; мультфильм «Незнайка учится играть на трубе»

3

8.

Клавесин

«Как появился монохорд»

Ф. Куперен «Курица»,

Г. Гендель «Пассакалия», Ж. Рамо «Жига» (видео).

Викторина «Инструменталька»; загадки «Музыкальные моменты»; компьютерная игра «Музыкальный класс»; фильм для детей: «Музыка 24. Клавесин. Клавикорд. Спинет – Академия занимательных наук»

3

ИТОГО:

24

Приложение. Презентация к программе

Количество просмотров: 4650  

Добавить комментарий

Target Image
1. Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный активный отдых, развитие и оздоровление детей в период летнего отдыха ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Летний лагерь как пространство ранней профессиональной навигации подрастающего поколения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. «Городские линии. Линии судьбы»: краеведческий материал в основе построения тематической смены летнего лагеря ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Лагерь дневного пребывания детей «Гармония» – территория веселья, отдыха, знаний ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
5. Лето – это маленькая жизнь ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
6. Возможность применения зарубежного опыта в сфере детского отдыха и оздоровления ВЫПУСК №89, июнь 2020
7. Каникулы-мечта школьника! Выпуск №87, февраль 2020
8. Профильная смена как форма отдыха и оздоровления детей Выпуск №81, февраль 2019
9. Социальное воспитание в условиях профильной смены Выпуск №80, декабрь 2018
10. Организация летнего отдыха детей дошкольного возраста на базе ДОУ ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
11. Каникулярная смена в ДСОЛКД «Тимуровец» «Океан зовет!» Выпуск №70, апрель 2017
12. Проект каникулярной программы «Праздник творчества «Город мастеров» Выпуск №70, апрель 2017
13. Весна – это время «Красоты. Здоровья. Грации» Выпуск №70, апрель 2017
14. Методические рекомендации по содержанию и формам организации досуга детей в организациях отдыха детей и их оздоровления Выпуск №70, апрель 2017
15. Профильный день «Рождественское чудо» ВЫПУСК №69, февраль 2017
16. Путеводитель по зимней смене «Добро пожаловать в Зверополис» ВЫПУСК №69, февраль 2017
17. Профильный день «В поисках новогодних чудес…» ВЫПУСК №69, февраль 2017
18. Волшебные ключи игромастера ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Записка Шерлока Холмса Выпуск №68, декабрь 2016
20. День сказок Выпуск №68, декабрь 2016

Страницы