«ПРЫЖОК ВО ВРЕМЕНИ»: программа лагеря с дневным пребыванием детей МАОУ гимназии № 7 «Сибирская»

 
 

Брынькина Елена Викторовна,

педагог-организатор, руководитель ДОО «ШОК»,

учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории

МАОУ гимназии № 7 «Сибирская» г. Новосибирска

 
 
 

Ваккер Инна Борисовна,

организатор летнего отдыха детей начального уровня образования,

учитель начальных классов

МАОУ гимназии № 7 «Сибирская» г. Новосибирска

 

«ПРЫЖОК ВО ВРЕМЕНИ»: программа лагеря с дневным пребыванием детей МАОУ гимназии № 7 «Сибирская»

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития творческого потенциала ребят, совершенствования личностного роста, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения своих планов, удовлетворения персональных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Лагерь – это особый образ жизни детей, определённый режим с его необыкновенным романтическим стилем и тоном, это разрядка накопившейся за время обучения в школе напряжённости, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала, свобода в выборе занятий. Цель летней кампании заключается в создании условий для обеспечения активного интеллектуального, эмоционально насыщенного летнего отдыха и всестороннего развития личности ребенка и подростка на основе его вовлечения в общественно-полезную, оздоровительную и досуговую деятельность.

В 2015 году наибольшее признание детей получила идея «Прыжок во времени». Её основная линия – это предоставление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для формирования социально-активной личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданского достоинства для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности.

«Прыжок во времени» – это не просто название лагерной смены, а средство включения детей в осознание истории нашей страны. В последние годы у россиян наблюдается подъём патриотического настроения. А что такое патриотизм? Патриотизм – это любовь к Родине, её культуре, истории. А чтобы любить Родину – нужно знать её прошлое и настоящее. В связи с последними событиями в мире мы видим искажение фактов и попытки переписать историю. Поэтому Правительство РФ приняло постановление о выпуске единого учебника по истории России. К 1 сентября 2015 года учебник планируется издать. Но история должна быть понятна и доступна не только профессорам, но и простым детям. Эти факты и легли в основу идеи смены, где ребятам в легкой игровой приключенческой форме помогают восстановить историю нашей страны. Смена предполагает динамичное движение по времени: прошлому, настоящему и будущему.

Цель программы: создание условий для организованного отдыха детей, обеспечивающих взаимодействие всех участников лагерной смены, способствующих приобретению детьми знаний и опыта социально значимого действия; знаний истории России; личностному развитию и сознательному стремлению к ведению здорового образа жизни.

Описание идеи программы:

Наша история произошла в самом обыкновенном городке Н. Жил да был мальчик Федя, который очень любил историю. На день рождения Феде подарили батут, а на упаковке было написано: «батут времени». Федя был уже взрослым мальчиком и только посмеялся над странным названием. Времени прыгать и дурачиться у мальчика не было, так как он все время учил свою любимую историю. Как-то утром, когда Федя собирал сумку в школу, он обнаружил, что учебника по истории нигде нет! Он подумал, что мама убрала его на полку, но и там его не оказалось. Федя искал везде, но убедившись, что книги нет в доме, он сел на диван и заплакал. Мальчик решил, что мультики немного успокоят его и включил телевизор. Но каково было его удивление, когда по всем каналам твердили: «Во всем городе пропали учебники истории! Злой волшебник решил похитить нашу историю! Полиция не справляется, и мы никак не можем его найти! Мы просим помощи! Пожалуйста, помогите стране вернуть свою историю!». Федя вскочил с дивана в ужасе и понял, что должен отыскать историю и помочь стране! Он пошел в свою комнату и его взгляд случайно остановился на коробке с надписью «Батут времени». Все это время мальчик не верил в действие батута и даже не прыгал на нем. Но сейчас, когда ситуация критическая, он готов пойти на все. Федя достал батут, встал на него и начал прыгать и кричать: «Я верну историю! Я должен вернуть историю! Я должен!» Вдруг все вокруг него закружилось, Федя почувствовал, что земля уходит у него из-под ног.

Темнота. Мальчик резко открыл глаза и не поверил тому, что увидел. Он вспомнил слова, которые слышал по телевизору: «Полиция не справляется…», и понял, что одному ему точно не справиться. В этом городе Н жили особенные люди-вожатые, которые называли себя «Спички». Они несли добро и помогали тем, кто оказался в беде. Федя позвал их на помощь, и они, не раздумывая, согласились ему помочь.

«Спички»:

– Но, как, же мы справимся одни? Ведь город большой, а нас не так много! Нам не справиться без помощи!

– Смотрите, смотрите, как много ребят, готовых нам помочь! Я уверен, что с ними мы точно спасем город и не дадим злодею лишить нас истории! Правда, ребята?

– Вы готовы отправиться в невероятные приключения? Вы готовы оставить след в истории? Тогда отправляйтесь вместе с нами в невероятный мир тайн и загадок. Вперед!

Ритм смены: каждый день в лагере – это поиск особенностей и воплощение атмосферы конкретного времени, создание его выразительного образа. Каждая неделя в лагере это выполнение модульной части смены:

-       Русь-матушка;

-       СССР;

-       Современная Россия;

-       Моя страна в будущем.

Ведущий символ смены: батут и учебник. Каждый день дарит возможность разместить на страницах учебника фотографии, информацию о делах в отрядах, названия интересных дел, событий и путешествий во времени – тем самым можно увидеть, как восстанавливается история. История, которую узнал, к которой прикоснулся. У каждого ребенка за время летней кампании появится чувство причастности к истории нашей страны, умение быть членом приключенческой команды, способной совершать собственные открытия.

Девиз смены: истории не повторяются, люди не меняются, добро и истина всегда встречаются.

В эмблеме отражается вся легенда смены – динамичное движение по времени: прошлому, настоящему и будущему, а также главные символы смены – батут и учебник истории, который ребята заполнят своими историями и приключениями. «Сибирячок» – симпатичный мальчуган, радостно шагающий на встречу с приключениями, приветствующий ребят, решивших провести отдых в его компании. Счастливый и неунывающий, несмотря на погодные сюрпризы нашего сибирского лета.

Реализуется «Прыжок во времени» силами вожатского отряда «Спички» – отряда учащихся 8-10 классов, готовых зажигать всегда и всех.

Реализация программы идет через целенаправленную совместную деятельность воспитателя, детей и обслуживающего персонала (поэтапно).

1.      Подготовительный этап осуществляется через следующие мероприятия:

-       проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

-       участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей, организованных Главным управлением образования мэрии города Новосибирска;

-       проведение родительских собраний на тему «Летняя занятость детей»;

-       проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей;

-       издание приказов по учреждению о проведении летней кампании;

-       разработка программы деятельности лагеря с дневным пребыванием детей;

-       подготовка методического материала для работников лагеря;

-       отбор кадров для работы в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей;

-       оформление и разработка нормативно-правовой, организационной документации для деятельности лагеря.

2.      Организационный этап проходит через проведение следующих видов деятельности:

-       встреча детей;

-       проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей и интересов;

-       запуск программы;

-       формирование органов самоуправления;

-       знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;

-       оформление информационных стендов.

3.      Основной этап включает в себя реализацию основной идеи смены через вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел.

4. Заключительный этап:

-       подведение итогов смены;

-       выработка перспектив последействия смены;

-       выработка рекомендаций по дальнейшей деятельности организации;

-       анализ предложений детей, родителей, воспитателей, внесенные по организации деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МАОУ гимназия № 7 «Сибирская» (таблица 10).

Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в возрастных отрядах по 25 человек. На уровне отряда развитие позитивных жизненных навыков происходит через реализацию программы отрядной работы. Программы формулируются воспитателями и вожатыми лагеря на основе диагностики особенностей и потребностей детей. Упор делается на развитие жизненных навыков, таких как: коммуникативность, способность к рефлексии, преодоление конфликтных ситуаций, организаторская деятельность, по сохранению здоровья и профилактике заболеваний и т. п. Каждый отряд имеет свои атрибуты в смене «Прыжок во времени»: дневник отряда, отрядный уголок.

В течение подготовки и всей смены в ЛДП организуются следующие мониторинговые мероприятия:

-       анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере;

-       анкетирование в основной период для выявления степени сформированности временного детского коллектива, установления коммуникативного потенциала отряда;

-       анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить личностный рост участников, оправдание ожиданий.

Содержание программы подразумевает создание единого информационного пространства оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей (таблица 11).

Таблица 10

Единое информационное пространство

Изменения, которые были выявлены

Основания, по которым выявляли изменения

Изменения, произошедшие с ребёнком

общее улучшение физического здоровья воспитанников, укрепление эмоционального состояния;

осведомлённость участников смены об активном отдыхе, приобретение умений организовывать и проводить разного вида игры;

расширение кругозора детей в области знаний о культуре мировой цивилизации;

получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной, творческой, социальной, активной и трудовой деятельности;

личностный рост каждого ребенка, проявляющийся в достижении определенных результатов в каком-либо виде деятельности.

Изменения в детском сообществе, развитие межличностных отношений, межвозрастных отношений и т.д.

успешное участие детей в творческих программах на разном уровне;

развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний,

развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;

развитие коммуникативных способностей и толерантности

Изменение статуса профессиональной позиции педагогов

рост количества старшеклассников – членов вожатского отряда гимназии;

увеличение числа детей, отдыхающих в ЛДП «Сибирячок»;

отсутствие детей, желающих покинуть лагерь;

устойчивый позитивный имидж гимназии в окружающем социуме;

положительные отзывы детей, родителей, воспитателей о работе ЛДП;

улучшенная разработка и качественная реализация программы ЛДП, сценариев, важных дел лагеря силами педагогического коллектива;

использование итогов работы смены в публичном отчете учреждения, в публикациях на сайте гимназиии ЕИС «Дневник.ру»;

обобщение опыта работы на общешкольной родительской конференции в сентябре следующего учебного года

Таблица 11

Ожидаемые результаты реализации программы

Средства и формы получения и передачи информации

Периодичность

 

Предоставляемая

информация

Целевая группа

Народный форум: линейка и общее собрание лагеря

Ежедневно

О внутренней жизни каждого отряда и лагеря в целом; о мнениях, отзывах, предложениях членов лагеря

Воспитанники лагеря; воспитатели

Экран дня: стенд

Ежедневно

Информация о жизни лагеря сегодня и то, что будет происходить в предстоящий период

Воспитанники лагеря; родители (законные представители); воспитатели

Рейтинг: Экран соревнований

По мере достижения результатов

Результат деятельности отрядов; индивидуальные достижения

Воспитанники лагеря; родители (законные представители); воспитатели

СМИ лагеря: стенд «Сибирячка»; газета лагерной смены «Яркие мечты»; сайт школы; мультимедийные презентации; фоторепортажи; тематические листовки

Ежедневно

Информация о событиях лагеря, достижениях и победах индивидуальных, отрядных, лагерных

Воспитанники лагеря; родители (законные представители); педагогические работники

Приложение. Презентация «Смена 2015 «Прыжок во времени»

Приложение. Видеоролик к смене

Количество просмотров: 7874  

Добавить комментарий

Target Image
1. Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный активный отдых, развитие и оздоровление детей в период летнего отдыха ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
2. Летний лагерь как пространство ранней профессиональной навигации подрастающего поколения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
3. «Городские линии. Линии судьбы»: краеведческий материал в основе построения тематической смены летнего лагеря ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
4. Лагерь дневного пребывания детей «Гармония» – территория веселья, отдыха, знаний ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
5. Лето – это маленькая жизнь ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022
6. Возможность применения зарубежного опыта в сфере детского отдыха и оздоровления ВЫПУСК №89, июнь 2020
7. Каникулы-мечта школьника! Выпуск №87, февраль 2020
8. Профильная смена как форма отдыха и оздоровления детей Выпуск №81, февраль 2019
9. Социальное воспитание в условиях профильной смены Выпуск №80, декабрь 2018
10. Организация летнего отдыха детей дошкольного возраста на базе ДОУ ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
11. Каникулярная смена в ДСОЛКД «Тимуровец» «Океан зовет!» Выпуск №70, апрель 2017
12. Проект каникулярной программы «Праздник творчества «Город мастеров» Выпуск №70, апрель 2017
13. Весна – это время «Красоты. Здоровья. Грации» Выпуск №70, апрель 2017
14. Методические рекомендации по содержанию и формам организации досуга детей в организациях отдыха детей и их оздоровления Выпуск №70, апрель 2017
15. Профильный день «Рождественское чудо» ВЫПУСК №69, февраль 2017
16. Путеводитель по зимней смене «Добро пожаловать в Зверополис» ВЫПУСК №69, февраль 2017
17. Профильный день «В поисках новогодних чудес…» ВЫПУСК №69, февраль 2017
18. Волшебные ключи игромастера ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Записка Шерлока Холмса Выпуск №68, декабрь 2016
20. День сказок Выпуск №68, декабрь 2016

Страницы