Воспитание музыкой

 
 

Кувалдина Елена Ивановна,

учитель музыки высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 57 г. Новосибирска

 

Воспитание музыкой

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта,

а прежде всего воспитание человека.

В. Сухомлинский

В современном обществе, переживающем преобразования в политической, экономической, социальной и культурной сферах, существенное обновление претерпевает система среднего образования. При этом одной из актуальных задач в школе становится развитие музыкальной культуры учащегося, являющейся частью общей культуры и залогом формирования и самосовершенствования личности.

Каждый учитель, безусловно, считает свой предмет самым важным, нужным. Но именно предмет музыка в вопросе воспитания является незаменимым, поскольку возрастание роли искусства, музыкальной культуры в жизни общества и конкретного человека факт очевидный. Я, как учитель музыки, чувствую себя ответственной за музыкальное воспитание учащихся – очень важного элемента их гармоничного развития. Не знаю, как на уроках физики или математики, но на уроках музыки достучаться до самого сердца, затронуть самые тонкие струны детской души можно и нужно.

На свете найдется мало людей, равнодушных к музыке. Музыка будет жить столько, сколько будет существовать человек. С древнейших времен люди чувствовали и понимали, что воздействие музыки может быть как созидательным, так и разрушительным. Обладая огромной эмоциональной силой, музыка является средством самопознания, самовыражения, самосовершенствования. А ещё музыка способна воспитывать. И чем чаще и глубже восхищение ребёнка красотой (в данном случае музыкой), тем больше места в его душе будет занято добром и любовью, тем меньше места останется в душе, куда всё труднее будет войти злу и жестокости.

Однако зло и жестокость распространяются в наше время значительно быстрее по причине бурного развития информационных технологий. На современное детство обрушен поток информации, с которой не способно самостоятельно справиться юное сознание. Не секрет, что ребёнок, придя домой из школы, садится к телевизору и смотрит всё подряд без разбору, часто то, что и смотреть-то вредно.

Интернет – гениальное изобретение, наш помощник, колоссальный источник информации, давно превратившийся в предмет первой необходимости для многих. Но!.. Современные дети многие часы проводят в интернет-пространстве, нет, не добывая добротную информацию, а играя в глобальной сети, переписываясь, смотря не лучшие, мягко говоря, фильмы (здоровья это тоже не прибавляет). Большая часть молодёжи живёт сегодня «лицом в мониторе». Грустно… «Сетевые форумы стёрли умственную грань между человеком и Чебурашкой», – иронично заметил М. Веллер. Чего проще – взять в руки пульт от телевизора или, открыв ноутбук, погрузиться в виртуальную реальность компьютерных игр. Установлено, что в связи с ранней компьютеризацией школьники утрачивают образное мышление, творческие способности, предпочитая времяпрепровождение с компьютером элементарному живому общению с другими людьми, тогда как без него невозможно формирование адекватной личности. А между тем люди, которые фактически являются основателями этой информационной интернет-империи, своих детей защищают от переизбытка медийного пространства. Они осознанно ограничивают либо вовсе исключают доступ к пользованию смартфонами, айпадами и прочими гаждетами. То есть те, кто создал империю, во благо будущего своих детей, изолируют их от того, что создали сами.

Современные дети катастрофически мало читают. Сам вид длинного текста наводит тоску. А ведь для сохранения ясности ума на протяжении всей жизни нужно постоянно развивать свой мозг, а этому способствует именно чтение. Оно же увеличивает словарный запас, что так актуально сегодня, повышает элементарную общую грамотность, расширяет кругозор, развивает память, мышление.

Трагедия наших детей (и родителей, конечно) состоит в том, что на воспитание, на то, чтобы просто побыть с детьми, большинство родителей не находят времени. Однако все нормальные родители хотят, чтобы их дети росли добрыми, радостными, позитивными, хорошо относились к родителям. Вопрос: как всё-таки воспитывать детей, когда вокруг столько негатива?

В человеке – и в детях, естественно, – есть и хорошее, и плохое, и то, и другое выявляется в зависимости от влияния. Так вот и нужно воздействовать на позитивное, доброе посредством, к примеру, хорошей музыки.

В аспекте вышеизложенных проблем очевидна значимость учителя музыки, чьей задачей является не сводить само музыкальное воспитание и образование к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать. Чтобы у детей развивался не только интеллект, но и душа, чтобы они умели оценивать явления в жизни и в искусстве на основе духовно-нравственных критериев.

Один из видов деятельности школьников на уроках предполагает слушание музыки (слушать мелодичную, красивую музыку, к тому же, очень полезно для здоровья). Это самый простой и доступный способ воспитания. Отмечая вкусовое падение, разрушительность современной массовой музыкальной культуры, прекрасно понимая, что школьникам ближе различные современные направления, тем не менее, на своих уроках стараюсь рассказать о музыке другой.

Конечно, отношение к музыке субъективно, на наши музыкальные предпочтения оказывают влияние множество факторов, как по отдельности, так и вместе взятые. И то, что для одного – совершенство, для другого – набор звуков. Но честное слово, я не видела ни разу проявления неадекватной реакции на музыку «Лунной сонаты» Бетховена, выразившему через неё состояние своей души. История безответной, несчастной любви глохнущего композитора к Джульетте Гвиччарди, которая предпочла  графа, так понятна. Именно в школьном возрасте случаются первые влюблённости, первые переживания и, возможно, безответное чувство… И девочки, и мальчики (как ни удивительно, ведь они взрослеют несколько позже своих сверстниц) слушают очень серьёзно и внимательно. Ничто не мешает восприятию музыки. Я очень люблю такие минутки, они дорогого стоят.

Есть, есть непреходящие ценности! Как нелепо, неправдоподобно было бы сказать «мода на Бетховена», «мода на Чайковского», «мода на Шопена». То, что отвечает требованиям высокого искусства, то лучшее, что создало человечество в области музыки – классика – если и не вечно, то, во всяком случае, долговечно, и моде не подвержено. Классическая музыка звучит чаще, чем может кому-то показаться – она в современных фильмах, мультфильмах, пресловутой рекламе… Дети удивляются тому, что написана она, оказывается, не в наши дни, а много лет назад, но по сей день остаётся эталоном, образцом. И пусть некоторые вещи «доходят» не сразу. Альберт Эйнштейн сказал: «Тот, кто хочет видеть результаты своего труда немедленно, должен идти в сапожники». Пройдёт время, повзрослевшие дети оценят по достоинству прелесть этой музыки, результат нашего, учительского труда будет обязательно (есть и сейчас). Нам ведь в школьные годы тоже не очень-то хотелось читать произведения писателей-классиков, зато с каким удовольствием делаем это теперь.

Стараюсь давать музыку, заведомо зная, что точно понравится, не может не понравиться, наиболее доступную детскому восприятию, составляющую «сердцевину» творчества. Легко увлечь тем, что любишь сама. Знакомлю с бардовской песней, здесь всегда есть мысль, ибо, как справедливо заметил Б. Окуджава, «поэзия под аккомпанемент гитары писалась думающими людьми для думающих людей».

Я не ставлю перед собой сверхзадач – заставить, навязать, обязать слушать только классику. Мы все понимаем, что это невозможно и не нужно (прекрасной современной музыки тоже предостаточно). Моя задача – рассказать о ней просто, ненавязчиво, научить её если не любить, то хотя бы уважать, знать хоть в какой-то мере. Чтобы по незнанию не пропустить поистине ценное, прекрасное, что может пройти мимо ребячьей души, и тогда что-то другое, отнюдь не лучшее и не способствующее развитию гармоничной личности, окажет воздействие на ещё несформировавшуюся детскую душу.

Воспитать маленького человека может взрослый человек высокой культуры. Поэтому надо быть требовательным в первую очередь к себе. Быть компетентной в своей профессии – моя обязанность и необходимость. На меня смотрят дети! Но самая главная сторона учительского труда, как правило, остаётся скрытой от ученика, а между тем она составляет предмет особой науки педагогики – науки о воспитании. Профессия наша связана не только с большими трудностями, но и с большой радостью – с радостью творчества, требуется постоянное напряжение всех душевных сил, глубокие знания, умение передать свои знания молодому поколению. Учителя не заменить никакими книгами, учебниками, новейшими средствами обучения, т. к. помимо знаний, он передаёт детям частицу своей души, направляет их духовное развитие.

Немногие из ребят занимаются в музыкальной школе, единицы станут профессиональными музыкантами – не в этом дело. Кем бы ни стал человек в жизни, каждый с чувством благодарности вспоминает любимых учителей, родную школу и, смею надеяться, уроки музыки тоже…

По точному определению В. Сухомлинского, «музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». И когда всей школой, в одном порыве, искренне, с одухотворёнными лицами, ребята поют военные песни – это воспитание. И когда мы, учителя, поём плечом к плечу с нашими детьми – это воспитание. И когда ни один знаменательный праздник в школе не обходится без ветеранов – это воспитание.

Поскольку именно мы, взрослые, ответственны за воспитание наших детей, сегодня вывод один – всё, что можем для воспитания и образования подрастающего поколения, мы должны делать. Чтобы не наблюдать в будущем потерянного поколения. Чтобы не стать свидетелями безвозвратного разрушения человеческой сущности. Чтобы не сожалеть о том, что мы могли сделать, но не сделали.

Количество просмотров: 11777  

Комментарии

Спасибо вам за статью. Всё правильно написано. Просто, с душой, без пафоса. Ещё раз спасибо.

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Консолидация усилий профессионалов – условие эффективности образовательного и коррекционно-развивающего процессов
2. Магия личности педагога как практический ориентир в формировании и становлении подрастающего поколения
3. Проблемы вхождения в лицейское сообщество вновь поступивших детей и их родителей
4. Профессиональная компетентность и личность педагога как основа успешного развития, социализации и адаптации учащихся с проблемами слуха
5. Внедрение метода проектного обучения
6. О системе внеурочной деятельности «Бараба – моя малая родина»
7. Использование технологии критического мышления на уроках английского языка (из опыта работы по УМК «Spotlight» в среднем звене)
8. С любовью к Отчему миру (из опыта работы библиотеки ДТД УМ «Юниор» по краеведению)
9. Воспитание музыкой
10. Сотрудничество детей в разновозрастных группах в условиях реализации учебного проекта «Музей сказок»
11. Развитие мотивации к учению у младших школьников как условие успешной реализации ФГОС в начальном образовании
12. Организация исследовательской деятельности младших школьников на основе программы спецкурса «Я – исследователь»
13. Гендерный подход как один из способов реализации личностно-ориентированной технологии при внедрении ФГОС НОО
14. Возрождение идеи добровольчества: реализация добровольческого проекта «Письмо победителям»
15. То, чего нам так не хватает...
16. Личность и профессиональная компетентность педагога как ресурс развития современного образования
17. Познание окружающего мира через занятия во внеурочной деятельности
18. Личность и профессиональная компетентность педагога как ресурс развития современного образования
19. Как разнообразить работу на уроках английского языка в младших классах
1. Инновации и эксперимент в образовании ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Формирование функциональной грамотности у детей с РАС в начальной школе в условиях общеобразовательной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли через предпрофильное и профильное обучение ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Семейное чтение для детей начального школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Развитие креативного мышления на уроках музыки через инструментальное музицирование ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Опыт организации обучения населения города Новосибирска и Новосибирской области навыкам оказания первой помощи в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Особенности УМК «Английский в фокусе», способствующие реализации воспитательного компонента на уроках английского языка в начальной школе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Как научить ребёнка мыслить нестандартно ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Формирование критического мышления школьников на занятиях в центре «Точка роста» МКОУ «Устьянцевская СОШ» Барабинского района ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. День открытых дверей для родителей ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Я прикасаюсь к будущему. Я учу ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование сингапурской технологии в логопедической практике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Развитие физических качеств с помощью игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Универсальные методы мотивации на уроках иностранного языка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование инфографики на занятиях истории как способ формирования современных компетенций ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Особенности обучения физике в условиях вечерней школы при исправительном учреждении ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности: культурно безбарьерная среда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Развитие навыков работы с информацией на уроках физики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Роль движения «Абилимпикс» в социализации и профессиональном становлении старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы