Интеллектуальная игра как пространство для развития общей культуры обучающихся

 
 

Галактионов Никита Владимирович,

педагог-организатор

МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 

Интеллектуальная игра как пространство для развития общей культуры обучающихся

В последнее время в образовании повышается роль игровых методов обучения. Широко используются и интеллектуальные. Они подразделяются на субъект-объектные игры, в которых вопрос или задание исходит от объекта – например кроссворд, шарада, и субъект-субъектные, где соревнование идет между равнозначными субъектами: игроки – игроки, игроки – ведущий. В интеллектуальных играх часто используются такие известные модели, как «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Поле чудес».

Интеллектуальная игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только творческо-поисковую работу ребёнка, но и будничные шаги по изучению того или иного предмета. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, закреплению и усвоению информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребёнка: внимание, память, восприятие, мышление. Игра – это вид деятельности, где ребёнок может проявить себя в самых разных социальных ролях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор и т.д. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это деятельность, которая противостоит пассивному слушанию или чтению. Таким образом, в игровой деятельности ребёнок приобретает новый жизненный опыт, необходимый для его дальнейшей социализации.

Вот почему возникает необходимость во внедрении интеллектуальных игр в воспитательном пространстве школ, в то же время, будучи замкнутыми внутри себя, подобные кружки и объединения по мере взросления ребенка начинают терять участников. С целью повышения интереса детей к участию в интеллектуальных играх последние несколько лет в Новосибирске проводятся интеллектуальные игры для младших и старших школьников, ориентированные на расширение кругозора, получение знаний, развитие интеллектуального потенциала, а также на создание ситуации успешности в социуме города. Принять участие в данных играх, к сожалению, могут не все школы: в силу слабой подготовленности команды или в связи с ограниченным количеством команд, особенно это касается учащихся начальных классов. Решением данной проблемы, на наш взгляд, является организация и проведение окружных и районных игр, которые позволяют вовлечь в соревновательно-познавательный процесс большее количество учащихся. Кроме того, наличие районных интеллектуальных игр позволяет обеспечить более высокую подготовку участников к городским играм.

Для среднего школьного возраста сегодня игр ещё меньше. А ведь это как раз тот возраст, когда формируются увлечения и будущая профессия ребенка! Кроме того, в этом возрасте дети меньше всего расположены к традиционной, школьной системе обучения, и потому особенно возрастает роль нестандартных методов обучения, в том числе и игровых. Отсюда вытекает необходимость создания системы интеллектуальных игр для школьников как начальных, так и средних классов. Первоначально интеллектуальные игры для учащихся начальных и средних классов в Центре дополнительного образования «Алые паруса» появились в ответ на социальный запрос, и первые игры ещё не были систематическими. Сегодня в учреждении разработаны программы отдельно для начальных и средних классов. Для учащихся начальных классов какая-либо постоянная тематическая специализация нецелесообразна, т.к. в этом возрасте для детей более актуальна разнонаправленная познавательная деятельность. Для учащихся средних классов уже желательна специализация, в силу формирования в этом возрасте увлечений и интересов.

Годовой цикл состоит из трех игр, итоги которых подводятся независимо, по каждой игре отдельно. Количество команд-участников каждой игры неограниченно. В каждой команде 7 человек. В играх могут принимать участие, как мальчики, так и девочки. Отбор и подготовка участников игр происходит непосредственно в самих школах ответственными за это педагогами.

Тематика интеллектуальных игр разнообразна и часто привязана к юбилейным датам. Например, игра «В стране Муми-Троллей» была посвящена 100-летнему юбилею Туве Янссон, а игра «Чиполлино», как понятно из названия, посвящена 65-летнему юбилею сказки «Приключения Чиполлино», а также 55-летнему юбилею создания полнометражного мультипликационного фильма «Чиполлино».

Интеллектуальные игры «Колесо истории» для среднего школьного возраста в прошлом учебном году были посвящены 70-летию Великой Победы: «Вставай, страна огромная…», «Битва за родину», «Великая Победа».

Игры предполагают, как реализацию интеллектуального, так и творческого потенциала детей путем включения в игры творческого задания по теме игры. Вот примеры таких творческих заданий: «прочитать сказку, нарисовать рисунок любимого героя (формат бумаги А3), представить его. Или – «Инсценировка эпизода из любой сказки Шарля Перро. Длительность выполнения не более 3 минут, задание выполняют только участники команд».

Творческое задание может быть реализовано в форме театрализованной инсценировки, краткого музыкального выступления или в любой другой свободной форме, в зависимости от выбора руководителя и участников команды. Повышению эмоциональной окраски игры способствует наличие костюмов, соответствующих теме игры, как у участников, так и у ведущего.

Мы уверены, что интеллектуальная игра является одним из наиболее эффективных средств пробуждения познавательной активности школьников, источником ярких эмоций, формой содержательно ёмкого, педагогически целесообразного общения. А интеллектуальные игры, объединенные в систему с учетом содержательного или возрастного подхода, позволяют сформировать в рамках района, округа, города особое культурно-воспитательное пространство для развития общей культуры обучающихся.

Количество просмотров: 11517  

Комментарии

Спасибо за интересный материал!

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Вариативная модель организации внеурочной деятельности: из опыта работы ЦВР «Галактика»
2. Традиции и инновации в организации внеурочной деятельности
3. Развитие познавательных способностей школьников в рамках внеурочной деятельности
4. Методическая разработка практического занятия на местности по туризму для школьников 8-9 классов
5. Интеллектуальная игра как пространство для развития общей культуры обучающихся
6. Семья как фактор развития и воспитания личности ребенка
7. Интеграция как одна из важнейших составляющих образовательного процесса в системе дополнительного образования
8. Проектная деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания в ЦДО «Алые паруса»
9. Обитаемый остров
10. «Семейная мастерская» как форма партнёрских отношений участников образовательных отношений в системе основного и дополнительного образования
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы