Методическая разработка практического занятия на местности по туризму для школьников 8-9 классов

 
 

Суняева Анна Владимировна,

педагог дополнительного образования первой квалификационной категории

отдела Туризма, краеведения и экологии МАУ ДО ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска

 

Методическая разработка практического занятия на местности по туризму для школьников 8-9 классов

Современный школьник – это ребёнок, который прекрасно разбирается в компьютерах, телефонах и прочих гаджетах, наполняющих нашу жизнь. Он в социальных сетях чувствует себя лучше, чем рыба в воде. А вот в реальной жизни детям порой очень сложно. Некоторые подростки с трудом общаются со сверстниками, не знают, как себя вести в большой компании и не представляют, сколько прекрасного и интересного окружает их в реальной жизни.

Я работаю по программе дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности. Средствами туризма можно сделать очень многое. Это и разнообразная творческая и научная деятельность, досуг, способствующие самореализации личности обучаемых; и совершенствование практического мышления; и физическое совершенствование обучаемых; и обучение безопасной жизнедеятельности не только в условиях дикой природы, но и в рамках повседневной жизни; и разработка индивидуального стиля здорового образа жизни для каждого обучаемого; и социализация подростка в различных условиях и многое другое.

Предлагаю вам методическую разработку практического занятия на местности по туризму для школьников 8-9-х классов, которая направлена на социализацию наших детей в обществе.

Содержание данных методических рекомендаций структурировано таким образом, что они могут быть использованы при проведении выездных занятий на местности по темам, предусмотренным предметами общеобразовательной школы – география, ОБЖ, биология, физкультура и другие.

Данное практическое занятие на местности предполагает обязательный выезд детского коллектива за пределы образовательного учреждения и привычной обстановки. Поэтому на подготовительном этапе руководителю важно определиться с местом проведения практического занятия. Территория должна отвечать требованиям безопасности; соответствовать цели и задачам, поставленным руководителем практического занятия; быть доступной как для участников мероприятия, так и для служб экстренного реагирования; иметь помещение для обогрева (зимой) или защиты от дождя (весной, осенью) и приёма пищи. Замечательно, если территория, выбранная вами, позволяет безопасно развести костёр и приготовить горячий чай. Этот элемент туристского быта, независимо от цели занятия и его содержания, позволит ребятам расслабиться, раскрыться и почувствовать себя причастными ко всему происходящему; добавит теоретическим и практическим заданиям романтическую составляющую, присущую полевым исследованиям.

Также на подготовительном этапе чётко определитесь со специальным, общественным и личным снаряжением и оборудованием, которое необходимо для проведения полноценного занятия. В целях развития ответственного отношения к порученному делу, создания чувства причастности, необходимо заранее распределить работу по подготовке занятия между его участниками. Однако вся подготовительная работа должна быть чётко организована и проверена педагогом. К тому же, как показывает мой опыт, приготовиться к ситуации «а я забыл» никогда не помешает.

Примерный перечень одежды, личного и общественного снаряжения выглядит следующим образом:

1. Аптечка.

2. Верёвка основная альпинистская 10мм.

3. Верёвка бельевая.

4. Колышки деревянные или металлические.

5. Лента оградительная красно-белая (полосатая).

6. Карабин с муфтой.

7. Запасные рукавицы и носки.

8. Посуда (кружка, тарелка, ложка).

9. Фотоаппарат.

10. Продукты питания (бутерброды и другая еда, не требующая специального приготовления).

11. Вода.

12. Заварка, сахар.

13. Спички и растопка для разведения костра (может быть электрическая плитка для приготовления чая, т.к. того, что берут в термосах, не хватает).

14. Костровые принадлежности (тренога или тросик, топор, пила туристская), котёл (кастрюля для электрической плитки).

15. Нож, разделочная доска.

16. Полотенце, салфетки, туалетная бумага.

17. Пакеты для мусора.

Данный перечень является условным и может быть как сокращён, так и расширен исходя из конкретных тем занятия, его продолжительности, погодно-климатических условий.

На подготовительной стадии важно, чтобы каждый ребёнок понимал значимость и необходимость любого взятого с собой предмета, его назначение.

При подготовке и организации некоторых этапов вам понадобится консультация, а лучше помощь опытного инструктора. Также при проведении занятия вы не сможете обойтись без помощников. Это могут быть приглашённые инструктора, ваши коллеги, родители.

В любом случае педагоги дополнительного образования отдела Туризма, краеведения и экологии ДТД УМ «Юниор» готовы оказать как теоретическую, методическую, так и практическую помощь.

Выездные занятия по туризму, как правило, проходят в виде преодоления полосы препятствий.

Порядок прохождения ребятами препятствий может быть любым. От простого к сложному – самый распространённый принцип построения такой полосы препятствий. Но можно всё перемешать, чтобы после сложного этапа была возможность отдохнуть при преодолении лёгкого. Количество попыток преодоления препятствия для каждого члена группы необходимо ограничить – 2-3.

На каждом этапе обязательна взаимопомощь внутри группы детей. Руководитель может помогать советами.

С педагогической точки зрения важно, чтобы дети понимали, какое именно природное препятствие моделирует тот или иной этап полосы. Основной акцент при этом делается не на скорость прохождения, а на правильность выполнения тех или иных приёмов, взаимопомощь.

Для школьников, проходящих начальную туристскую подготовку, полоса препятствий может выглядеть следующим образом:

Маятник.

Между двумя деревьями на высоте 3-5 метров натянута верёвка. К ней по центру прикреплена другая, спускающаяся вниз до земли.

Задача: с помощью вертикальной верёвки переправиться через условную реку (овраг) на другой берег. Сложность выполнения зависит от ширины условного препятствия. Но в любом случае задание должно быть выполни́мым. Количество попыток каждого члена группы лучше ограничить.

Первому «маятник» подаёт руководитель, последующим – уже переправившийся. Перебравшиеся через условное препятствия могут помогать (ловить) переправляющихся.

 

Треугольник.

Между тремя деревьями на уровне груди в виде треугольника натягивается ограждающая лента или бельевая верёвка. Размер треугольника должен позволять поместиться внутри всей группе относительно свободно.

Задача: попасть всей группе внутрь треугольника только с одной стороны (определяет руководитель) через верх, не задевая ленту (верёвку). В случае задевания вся группа «штурм» треугольника начинает сначала. Можно определить лимит таких «задеваний», например 3, и только после этого группа начинает всё сначала.

Способы попадания внутрь треугольника ребята оговаривают и выбирают самостоятельно. После того, как возникает необходимость начать всё заново второй – третий раз, они определяются с порядком попадания в треугольник, адекватнее оценивают возможности свои и своих товарищей.

Можно усложнить задачу – выход из треугольника может происходить по такому же принципу.

 

Решётка.

Между деревьями на уровне колен с помощью ограждающей ленты или бельевой верёвки натягивается решётка с ячейками разной формы. Размер может быть также произвольным, но подобран так, чтобы в самой маленькой ячейке мог стоять ребёнок, не задевая границ. Количество ячеек должно быть не менее количества ребят в группе.

Задача: заполнить ячейки. Заходить можно только с одной стороны – определяет руководитель. В одну ячейку может попасть только один участник и только единожды. Ленту (верёвку) задевать нельзя. В случае задевания границ ячеек, вся группа начинает сначала. Можно определить лимит таких «задеваний».

Задание становится более сложным и интересным при постановке следующей задачи: соблюдая вышеозначенные правила пройти насквозь решётку. Сторону входа и выхода указывает руководитель.

  

Параллельные перила.

Между деревьями натянуты одна над другой параллельно две верёвки. Нижняя на высоте 1 – 1,5 метров. Расстояние от нижней до верхней зависит от среднего роста ребят. Обычно между верёвками около 2-х метров. Лучше предусмотреть петли сверху и снизу, которые помогут ребёнку подняться на перила. Протяжённость перил рекомендую сделать около 15 метров.

Задача: по верёвкам перебраться на другую сторону. По нижней верёвке двигаемся приставным шагом, за верхнюю держимся руками. На верёвке может находиться только один участник, обязательно внизу его страхуют.

Усложнить этап можно, превратив параллельные перила в «бабочку»: в центре верхнюю и нижнюю верёвки соединяют карабином.

Можно «бабочку» вынести как отдельный этап.

 

«Забор».

Между двумя деревьями с помощью оградительной ленты или бельевой верёвки вертикально в рост ребёнка натянута решётка (см. этап «решётка») с ячейками разной величины так, чтобы в них мог пролезть ребёнок. Ячеек, доступных для использования, в «заборе» делаем раза в 2-3 меньше количества ребят. Если группа небольшая, то может равняться.

Задача: «пройти» сквозь «забор» на другую сторону. Вводится ограничение по количеству использований одной ячейки (может пройти через неё, например, 2 человека или 3). Ленту (верёвку) задевать нельзя. В случае задевания границ ячеек, вся группа начинает сначала. Можно определить некий лимит таких «задеваний».

  

Паутинка. (рекомендуем в зимнее время года)

Над землёй на уровне колена с помощью бельевой верёвки и колышков делается коридор. Он может быть прямым, а может быть и любой другой формы. Ширина коридора зависит от комплекции детей.

Задача: проползти по коридору не задевая верёвочку сверху. Усложнить прохождение этапа можно с помощью колокольчиков, подвешенных на верёвочку. Зазвенели колокольчики – начинается прохождение препятствия заново.

 

Между этапами рекомендую делать большие и запутанные переходы (даже если сами этапы находятся на одной площадке близко друг от друга). Вся группа встаёт друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящему. Ведущий (первый) идёт за руководителем, который показывает дорогу. У остальных закрыты глаза (можно завязать платками, можно просто натянуть на лица шапки). Ребёнок-ведущий оказывается в достаточно сложной ситуации. На пути следования группы могут оказаться самые неожиданные препятствия – лавочка, деревья, ветки, сугробы, склон. Задача: провести группу так, чтобы никто не потерялся – выбрать правильный темп, никто не поранился – вовремя и полноценно предупредить об опасности.

На каждом таком переходе роль ведущего выполняют разные дети. Помощники руководителя при этом обеспечивают безопасность участников.

  

Рекомендую набором предложенных этапов пользоваться как кубиками или конструктором, который можно собирать как угодно в зависимости от предмета, темы практического занятия, цели и задач. Такой конструктор позволяет моделировать более сложную или простую психологическую и физическую ситуацию, в которую мы погружаем ребёнка и можем контролировать и, при необходимости, корректировать его действия и решения.

Очень важной частью любого мероприятия является подведение итогов. Не всегда это возможно сделать в этот же день. В нашем коллективе принято проводить обсуждение и разбор проведённого практического занятия на местности на следующей встрече. Тем не менее разбор «по горячим следам» обязательно проведите сразу. При подведении кратких итогов остановитесь на успехах группы в целом и каждого участника в отдельности. В подведении мини итогов обязательно должны участвовать дети. Необходим конструктивный выход свежим эмоциям.

При детальном разборе идёт рассмотрение всех успехов и недостатков. Обязательно делается акцент на практическое применение в повседневной жизни и природной среде отработанных навыков, обсуждаются возможные последствия принятия неправильных тактических решений, безопасность. Одним из результатов подведения итогов в нашем коллективе является появление фотофильма, который ребята делают самостоятельно (http://junior-nsk.ru/2016/01/17/зимняя-тренировка-в-доол-звездный-бри-2/).

В соответствии с нормами СанПиН практические занятия на местности туристско-краеведческой направленности проводятся не чаще 2-х раз в месяц не более 8 часов. Обычно мы проводим практические выезды, рассчитывая на 5-6 часов, распределяя время следующим образом:

Вводная часть: постановка цели, разъяснение учебных задач. Инструктаж по технике безопасности. 30 минут.

Основная часть: в первой половине используются задания, требующие максимальной сосредоточенности. На эту же часть занятия приходится до 70% физической нагрузки. 2,5 часа.

Обед. 45 минут.

Во второй половине занятия продолжается работа. 1,5 часа.

Итоговая часть: подведение кратких итогов занятия. 30 минут.

При проведении практических занятий на местности по другим предметам используемые нами элементы туристской техники могут применяться для заполнения досуга, психологической разгрузки. Могут включаться в теоретическое занятие в виде элемента физподготовки.

Количество просмотров: 8893  

Добавить комментарий

Target Image
1. Вариативная модель организации внеурочной деятельности: из опыта работы ЦВР «Галактика»
2. Традиции и инновации в организации внеурочной деятельности
3. Развитие познавательных способностей школьников в рамках внеурочной деятельности
4. Методическая разработка практического занятия на местности по туризму для школьников 8-9 классов
5. Интеллектуальная игра как пространство для развития общей культуры обучающихся
6. Семья как фактор развития и воспитания личности ребенка
7. Интеграция как одна из важнейших составляющих образовательного процесса в системе дополнительного образования
8. Проектная деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания в ЦДО «Алые паруса»
9. Обитаемый остров
10. «Семейная мастерская» как форма партнёрских отношений участников образовательных отношений в системе основного и дополнительного образования
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы