Вариативная модель организации внеурочной деятельности: из опыта работы ЦВР «Галактика»

 
 

Першикова Алла Александровна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 

Вариативная модель организации внеурочной деятельности: из опыта работы ЦВР «Галактика»

Ключевая социокультурная роль дополнительного образования

состоит в том, что оно превращает творчество и самотворчество

детской и подростковой субкультуры в Общее Дело всего общества,

а не отдельных обособленных организационно-управленческих институций.

Из Концепции развития дополнительного образования детей, 2014 год

Центр внешкольной работы «Галактика», как многопрофильное учреждение дополнительного образования, устойчиво работает в образовательном пространстве Дзержинского района, предоставляя детям и родителям широкий спектр образовательных услуг. С 2011 года Центром была создана устойчивая модель взаимодействия с учреждениями общего образования, направленная на наиболее полную адаптацию подрастающего поколения Дзержинского района в социум. Используя внутренние и внешние ресурсы, учреждение дополнительного образования выстроило вокруг себя творческую инфраструктуру, позволяющую целенаправленно преобразовывать образовательное и воспитательное пространство в границах местного сообщества.

Функционирующая в Дзержинском районе социально-педагогическая модель взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования, активная совместная деятельность по совершенствованию образовательной среды Дзержинского района, реализация образовательных проектов и социальных инициатив расширила круг общения участников образовательных отношений, позволила апробировать новые общественно значимые функции системы дополнительного образования.

Когда мы говорим о модели взаимодействия образовательных учреждений разных типов, то имеем в виду те цели и задачи, которые перед образованием поставили требования ФГОС, и в какой степени данные требования могут быть реализованы через совместные усилия учреждений общего и дополнительного образования. Непосредственными участниками модели социально-педагогического взаимодействия являются педагогический коллектив и коллектив учащихся Центра внешкольной работы «Галактика».

В 2015-2016 учебном году, согласно муниципальному заданию, образовательной деятельностью в ЦВР «Галактика» охвачено 4640 детей в возрасте от 2 до 18 лет, всего 313 групп. Распределение учащихся по направленностям идет следующим образом:

– художественная – 61%

– социально-педагогическая – 21%

– физкультурно-спортивная –14%

– туристско-краеведческая – 2%

– техническая – 2%.

Если сравнивать количество учащихся в прошлом и нынешнем, 2015-2016 учебном году, можно увидеть тенденцию увеличения количества детей, занимающихся художественной направленностью. Во-первых, это связано с общей востребованностью предметов художественно-эстетического цикла, стабильностью их функционирования, во-вторых, увеличением количества групп по художественной направленности в связи с реализацией дополнительных общеобразовательных программ для организации внеурочной деятельности на школах Дзержинского района. В целом, в нашем учреждении достигнута 100% сохранность контингента учащихся, согласно муниципальному заданию.

Говоря о социально-педагогической модели взаимодействия Центра внешкольной работы со школами района, мы понимаем, что в связи с внедрением ФГОС конечной целью учебного процесса стало не просто формирование у учащихся знаний, умений и навыков, а полноценное развитие творческой, высоконравственной личности ребенка. Согласно ФГОС воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Поэтому, участие в реализации внеурочной деятельности стало для нас возможностью сориентировать детей и подростков в современной творческой, социокультурной среде, показать демократичные, доступные формы и виды дополнительного образования как способа выражения творческих возможностей и перспектив.

Решая эти задачи, Центр внешкольной работы «Галактика» уже 5-й год сотрудничает с учреждениями общего образования. Наше взаимодействие закреплено договорами безвозмездного пользования объекта недвижимости. Учреждение дополнительного образования и учреждение основного образования становятся, с одной стороны, дополняющими друг друга ресурсными центрами, имеющими кадровый, интеллектуальный, содержательный потенциал, с другой, контингент учащихся, материально-техническую базу, помещения и аудитории для занятий.

 

Конечно, в развитии и функционировании сетевого взаимодействия есть объективные и субъективные факторы. Это и территориальное расположение учреждений основного и дополнительного образования, и конкуренция со стороны учреждений культуры, которые также активно используют ресурсы школ. Это и конкуренция со стороны коммерческих организаций. Немаловажную роль в организации сетевого взаимодействия играет позиция руководителей образовательных учреждений.

Практика работы показывает, что установление сотрудничества – процесс длительный, зависящий от различных факторов. Главный из них – инициирующая роль образовательного учреждения. Там, где сотрудничество состоялось и стало нормой взаимодействия образовательного учреждения и различных структур общества, происходит обогащение друг друга, которое, прежде всего, положительно сказывается на развитии и социализации детей.

В 2015-2016 учебном году наша образовательная деятельность реализуется на базе 11-ти образовательных учреждений Дзержинского района и средней школы № 134 Кировского района. В связи с реализацией программ по организации внеурочной деятельности, мы отмечаем увеличение количества детей, занимающихся на базах общеобразовательных школ. Если в прошлом году на базах СОШ занималось 59% от общего количества учащихся. То в этом году эта цифра возросла до 66%.

Основные формы сетевого партнерского взаимодействия ЦВР «Галактика» и общеобразовательных учреждений:

1. Реализация дополнительных общеобразовательных программ в творческих объединениях на базах ЦВР «Галактика».

2. Реализация дополнительных общеобразовательных программ в творческих объединениях на базе образовательных учреждений Дзержинского района.

3. Реализация дополнительных общеобразовательных программ по организации внеурочной деятельности на базе образовательных учреждений Дзержинского района.

4. Организация и проведение массовых, фестивально-конкурсных мероприятий с участием образовательных учреждений Дзержинского района.

 

Когда мы говорим об организационной модели внеурочной деятельности, характерной для ЦВР «Галактика», то это реализация базовой модели реализация дополнительных общеобразовательных программ по организации внеурочной деятельности на базах образовательных учреждений. Данная модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации детей, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей. В отличие от дополнительных общеобразовательных программ, направленных на формирование и развитие творческих способностей учащихся, поиск и выявление одаренных детей, допрофессиональную ориентацию учащихся, реализация программ внеурочной деятельности ЦВР «Галактика» больше направлена на социализацию, обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе, закрепление навыков работы в коллективе; создание условий для творческого развития детей и подростков через знакомство с разными видами деятельности. В 2015-2016 году мы реализуем 45 позиций дополнительного образования на базах СОШ, из которых 11 направлений-это дополнительные программы по организации внеурочной деятельности. В этом году реализация внеурочная деятельность распространилась и на среднее звено, 5-е классы.

Но не надо забывать, что, помогая учреждениям основного образования в реализации внеурочной деятельности, формируя свою образовательную деятельность на основе работы с целыми классами, мы не становимся придатком общеобразовательных заведений. Активная работа по реализации программ внеурочной деятельности позволила нам укрепить свои позиции по количественному составу учащихся, создать «задел» прочности, расширить сферу влияния учреждения дополнительного образования в районе, с последующей перспективой набора детей и подростков в творческие объединения непосредственно на базах Центра.

Конечно, мы понимаем, что наиболее качественного результата образования учащийся получает, занимаясь на базах центров дополнительного образования, где есть соответствующая материальная база, индивидуальный подход и вариативность образовательных программ. В целом, эти цифры – 66% и 34% показывают соотношение программ, направленных на социализацию, адаптацию ребенка в коллективе через знакомство с видами творческой деятельности и дополнительных общеобразовательных программ, направленных на формирование и развитие творческих способностей учащихся, поиск и выявление одаренных детей, допрофессиональную ориентацию учащихся.

 

Если говорить в целом об образовательной деятельности на современном этапе развития Центра внешкольной работы, можно с уверенностью сказать об ориентации работы на социальное взаимодействие с целью создания образовательного базиса, который станет фундаментом для формирования единой творческой среды района.

Социально-педагогическая модель взаимодействия ЦВР «Галактика» реализуется не только в образовательной деятельности, но и в формах творческой, проектной деятельности. Культурно-массовая и досуговая деятельность учреждения вышла на новый качественный уровень, показав высокий уровень подготовки мероприятий и конкурентноспособность творческих коллективов.

За последние 4 года укрепились позиции ЦВР «Галактика» в образовательном пространстве района и города в связи с реализацией значимых творческих проектов, показавших свою жизнеспособность и получивших положительные оценки широкого круга участников. Стабильность работы коллектива, уверенность в завтрашнем дне, возросший качественный уровень образовательной деятельности привел к возросшему уровню достижений коллективов на разных уровнях.

Педагогический коллектив ЦВР «Галактика» – это коллектив профессионалов, которым есть что предложить педагогическому сообществу Дзержинского района. Наиболее яркие социальные, образовательные, творческие проекты по разным направлениям Центра прошли апробацию в стенах учреждения, затем вышли на уровень района и выше.

Уровень реализации

Район

Город

Регион

Всероссийский

Международный

Районная интеллектуально-познавательная игра «Лучшие Умы Человечества»

Открытая городская выставка – конкурс детского технического творчества

«Полеты во сне и наяву»

II открытый областной конкурс детского творчества

«Моя будущая профессия»

Всероссийский турнир по спортивным танцам «Кубок планеты Электрика»

Международный конкурс-фестиваль индийского танца «Васанта»

Районный этап игр КВН «Зеленая волна», «На Зеленой волне», «Безопасное колесо»

Открытый фестиваль семейного музицирования «Музыка в кругу семьи»

Областной рождественский фестиваль хореографических коллективов

Всероссийский турнир по спортивным танцам «Вальс цветов»

 

Фестиваль детского и юношеского творчества Дзержинского района «Апрельская капель»

II городской конкурс чтецов и артистов «Шутки ради!»

   

 

Фестиваль для лагерей дневного пребывания «Покоряя вершины»

Открытый городской арт-фестиваль «Жаркая зима»

   

 

Районный фестиваль хорового искусства «С песней по жизни»

Открытый городской конкурс «Моя мама – суперзвезда!»

   

 

Открытый конкурс детского творчества

«Здоровье в наших руках»

     

 

Творческий проект «Мы-наследники Победы!»

     

 

Личное первенство по шахматам

среди учащихся образовательных учреждений Дзержинского района

     

 

Анализируя формат мероприятий, организатором которых является ЦВР «Галактика», можно говорить об их демократичности, доступности, массовости. Здесь речь идет о привлечении как можно большего количества участников, конечно, о выявлении талантливых детей, но главное в нашей деятельности – обеспечить понимание своих потенциальных творческих возможностей по всем направлениям деятельности, и как следствие, почувствовать свою успешность и положительно реализовать Я-концепцию. Изначально, работая со всеми детьми, независимо от их способностей, прививая предметные и универсальные учебные действия, выходя на уровень личностных и метапредметных результатов, мы создаем возможность выхода на новый качественный уровень через открытое образование, наиболее полно обеспечивающее свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. Разнообразные формы воспитательной работы позволяют участникам образовательного процесса активнее адаптироваться в социуме, видеть перспективы роста в обучении, оценить свои возможности.

 

Конечно, наше учреждение ставит перед собой цель сделать дополнительное образование как можно более доступным, вариативным, расширить сферу влияния, привлечения новых учащихся в творческие объединения на наши собственные базы. Когда есть высокое качество образовательного процесса, есть высокая мотивация учебной деятельности, активное вовлечение в образовательный процесс родительской общественности, то на выходе есть высокий результат воспитательной работы и высокая степень будущей адаптации подрастающего поколения. Предлагая педагогическому сообществу района возможность участия в мероприятиях разного формата, мы отмечаем возросший уровень коллективов, работающих на базах ОУ, это и хореографические коллективы, и хоровые, это и дети, занимающиеся изобразительной деятельностью, прикладным творчеством, спортивными бальными танцами, шахматами, патриотическим направлением.

Учебный год, сетевое взаимодействие, внеурочная деятельность для коллектива ЦВР «Галактика» не ограничивается рамками сентябрь-май. Работа учреждения в каникулярное время не менее насыщена, чем в обычные месяцы. В зимний период проводятся досуговые мероприятия, праздничные программы на площадках города и района. В летний период реализуются краткосрочные образовательные программы для детей, посещающих лагеря дневного пребывания на базах школ района, а также фестиваль лагерей с дневным пребыванием «Покоряя вершины».

 

Говоря в целом о результатах реализации форм внеурочной деятельности и социально-педагогического взаимодействия Центра внешкольной работы «Галактика» с образовательными учреждениями можно смело утверждать о уверенном поступательном развитии учреждения, расширении зоны влияния Центра как лидирующего учреждения дополнительного образования, переходе на новый качественный уровень развития. Погружая подрастающее поколение в мир творчества, создавая ситуацию успешности, позитивно воздействуя на социальное окружение, ЦВР «Галактика» решает задачи по всестороннему личностному самоопределению и самореализациии детей и подростков.

 

Количество просмотров: 8155  

Добавить комментарий

Target Image
1. Вариативная модель организации внеурочной деятельности: из опыта работы ЦВР «Галактика»
2. Традиции и инновации в организации внеурочной деятельности
3. Развитие познавательных способностей школьников в рамках внеурочной деятельности
4. Методическая разработка практического занятия на местности по туризму для школьников 8-9 классов
5. Интеллектуальная игра как пространство для развития общей культуры обучающихся
6. Семья как фактор развития и воспитания личности ребенка
7. Интеграция как одна из важнейших составляющих образовательного процесса в системе дополнительного образования
8. Проектная деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания в ЦДО «Алые паруса»
9. Обитаемый остров
10. «Семейная мастерская» как форма партнёрских отношений участников образовательных отношений в системе основного и дополнительного образования
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы