Семья как фактор развития и воспитания личности ребенка

 
 

Грешнова Анастасия Дмитриевна,

заведующая структурным подразделением

МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 
 
 

Шестакова Наталья Владимировна,

педагог-организатор

МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 

Семья как фактор развития и воспитания личности ребенка

Семья – этимологически в исконно русском значении это слово происходит от сочетания слов «Семь» и «Я», обозначающих опыт семи поколений, окружающих ребенка и прежде живущих в одном доме (прабабушка, бабушка, родители, Я, дети, внуки, правнуки). Именно на принятии и передаче этого опыта (в современных психологических терминах – самопознании, самоорганизации и творчески ориентированном саморазвитии) испокон веков строилась семейная педагогика, ориентированная на развитие личности ребенка и воспитания его на основе традиций народной культуры.

Семья – это, прежде всего место, где человек начинает свое развитие, получает первые уроки жизни и обучается нормам поведения и получает нравственные установки.

Проблемами семейного воспитания занимались многие выдающиеся педагоги и психологи: В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, А.Я. Варга, В.К. Котырло, А.С. Спиваковская, В.Я. Титаренко и др.

И неудивительно, что и по сей день одной из важнейших является воспитательная функция семьи, пропагандируемая Федеральным законом «Об образовании в РФ», Концепцией развития дополнительного образования. Влияние семьи на воспитание личности глубоко индивидуально и долговременно. Семейная атмосфера – отношение между членами семьи – ценности и родительские связи, создают исходную, решающую среду, в которой формируется личность ребенка. Из опыта семейной жизни он устанавливает представление о себе, о других, об окружающем мире в целом. Эта атмосфера формирует ценности самого ребенка, обеспечивает ему чувство защищенности (или незащищенности), собственной значимости.

Особое значение внутрисемейных отношений, семейного микроклимата для воспитания детей отмечалось многими русскими исследователями. Так П.Ф. Лесгафт подчеркивал, что условие для семейной жизни помогает ребенку осознать свою причастность к роду человеческому, приобщиться к духовным ценностям народа, его языку, правам, оставляют неизгладимый след на всем его будущем существовании. Семейная жизнь, как писал Острогорский А.Н. (1989 г.), имеет для ребенка то же значение, что и общественная – для взрослых. Дети пробуют свои силы и возможности прежде всего в семье, а затем уже в общении с детьми и взрослыми вне дома.

О влиянии внутрисемейных отношений на формирование социального опыта ребенка свидетельствуют работы современных психологов, педагогов и практика семейного воспитания (А.Я. Варга, В.К. Котырло, А.С. Спиваковская, В.Я. Титаренко и др.).

Вот почему в работе Студии раннего развития «Первые шаги» ЦДО «Алые паруса» мы уделяем особое значение выстраиванию партнерских отношений с родителями. Вслед за создателями Концепции, которые среди путей развития дополнительного образования выделяют вовлечение в образовательный процесс семейных сообществ.

Взаимодействие с семьей начинается уже на этапе первого появления ребенка в студии, когда знакомство с программой студии проходит в форме увлекательных детско-родительских мастер-классов и игровых программ, ведь для воспитания ребенка важное значение имеет личный пример родителей.

В течение всего срока обучения ребенка по дополнительным общеобразовательным программам с родителями в рамках родительского клуба «Растем вместе!» Студии ведут работу логопеды и педагоги-психологи, в доступной форме объясняющие значимость и специфику выстраивания семейных отношений в зависимости от психолого-педагогических возрастных особенностей ребенка. В комплексе с индивидуальной работой с каждым ребенком – это дает значительные результаты, согласно регулярно проводимым в рамках Студии исследованиям и диагностике развития ребенка.

Большое значение в работе Студии уделяется созданию особого воспитательно-образовательного пространства развития личности ребенка, начиная с трех лет.

Программа Студии включает в себя занятия по следующим направлениям:

– развитие речи и основы письма;

– основы логического мышления;

– английский для малышей;

– детский фитнес;

– основы русской традиционной культуры в пространстве Этнографического кабинета ЦДО «Алые паруса»;

– изобразительное и декоративно-прикладное творчество;

– кукольный театр;

– психогимнастика.

Все дополнительные общеобразовательные программы составлены с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей 3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет.

На современном этапе содержание дополнительных общеобразовательных программ ориентировано на обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания детей. В 2015 году в рамках образовательного процесса Студии начата реализация социально-значимого проекта «Моя Родина – Сибирь».

Гражданско-патриотическое воспитание – как одно из направлений социально-личностного развития детей дошкольного возраста – является важной частью педагогической деятельности творческого коллектива студии раннего развития «Первые шаги». Реализация социально-значимого проекта «Моя родина – Сибирь» ориентирована на знакомство учащихся студии раннего развития с родным городом, родным краем, формирование понимания особенностей истории и культуры города Новосибирска и Новосибирской области, их взаимосвязи с природой, историей, культурой страны в целом.

Наличие в г. Новосибирске и Новосибирской области уникальных историко-культурных и природных ресурсов создает предпосылки для становления культурно-познавательного туризма как средства патриотического воспитания и духовно-нравственного развития личности ребенка. Одной из форм реализации проекта «Моя родина – Сибирь» являются тематические экскурсии по городу. Для организации экскурсий с дошкольниками разработано тематическое содержание образовательного процесса. На протяжении учебного года дети последовательно осваивают систему представлений о городе, начиная от исторического прошлого Новосибирска до его современности. Родители являются активными участниками в процессе организации работы по развитию познавательного интереса к родному городу, что обеспечивает целостность педагогического подхода в формировании гражданской позиции дошкольников.

В рамках образовательной области «Окружающий мир» была проведена большая работа с учащимися по формированию представлений о своей семье, своем роде. На совместном занятии родителей учили строить генеалогическое древо и в дальнейшем составлять рассказы о своей семье, своей родословной. Презентация генеалогических древ прошла на семейном празднике «Моя родословная», которая вызвала большой интерес, как у детей, так и у их родителей.

 

Приобщение к истокам русской народной культуры осуществляется в рамках образовательной области «Основы русской традиционной культуры». Специфика воспитательно-образовательной работы данного направления заключается в создании особого воспитательного пространства, в котором созданы условия для активного приобщения ребенка к русским традициям и обычаям. На занятиях учащиеся знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Это способствует приобщению детей к фольклорному наследию России.

С традициями и обычаями русского народа дети знакомятся, участвуя в народных праздниках «Осенины», «Масленица», «Колядки».

 

Студия раннего развития «Первые шаги» в своей работе по патриотическому воспитанию опирается на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования детской личности. Участники родительского клуба «Растем вместе!» помогали в оформлении фотовыставок о родном крае, участвовали в конкурсах рисунков, поделок, принимали участие в семейных праздниках.

Таким образом, суть гражданско-патриотического воспитания, в нашем понимании, состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.

Большим блоком в системе работы Студии является организация семейного содержательного досуга. В словарном понимании организация досуга – одна из значимых функций семьи, главной целью которой является восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей семьи.

Как отмечают исследователи, современная семья испытывает острую потребность в многообразии и вариативности досуговой деятельности и социально-психологических отношений, тяготеет к нестандартным досуговым занятиям. Каждая семья, естественно, отдает предпочтение совместным досуговым занятиям с детьми. Но необходимо отметить, что главной является ориентация непосредственно на детские, а не на общесемейные формы и виды досуга. При этом в большей степени в таком досуге участвуют матери, а общесемейный досуг развит слабо.

По нашему мнению, основным принципом организации семейного досуга является ориентация на всех членов семьи, учет возрастных, психофизиологических особенностей, а также интересов и ценностей каждого поколения. По мнению Т.Г. Киселевой, особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья - дети, семья - семья, дети - дети, дети - подростки - взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Как вид развивающей деятельности, семейный досуг представляет возможности для активного отдыха, потребления духовных ценностей и личностного развития всех членов семейного коллектива при учете индивидуальных интересов и потребностей.

Семейный досуг, исследователи традиционно разделяют на домашний досуг и досуг с семьей вне дома. Работа Студии ориентирована на реализацию следующих разновидностей семейного внедомашнего досуга: участие в массовых праздниках и зрелищных мероприятиях; оздоровительный и спортивный семейный отдых; организация семейных праздников.

В основе организации семейного содержательного досуга Студии лежит принцип создания новых семейных традиций, через организацию участия детей и родителей в мероприятиях традиционного Народного календаря (Осенины, Рождество, Масленица и т.п.), самым главным результатом таких праздников является предоставление детям возможности продемонстрировать родителям то, чего они добились, занимаясь в Студии, и одновременно приобрести первый опыт публичного выступления.

 

Проведение спортивных семейных праздников, в которых с удовольствием принимают активное участие мамы и папы, бабушки и дедушки, способствует формированию интереса к физической культуре и потребности в занятиях физическими упражнениями, получение заряда бодрости и энергии, положительных эмоций и хорошего настроения.

 

Большой популярностью среди родителей пользуются совместные детско-родительские мастер-классы, проводимые в течение всего учебного года.

В целом, семейный содержательный досуг в рамках Студии становится возможностью решения и семейных, социальных проблем, он способствует:

– созданию воспитывающей социальной среды;

– коррекции детско-родительских отношений;

– сплоченности семьи, сохранению семейных традиций, ценностей, настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества между родителями и детьми;

– социальной, физической активности и оздоровлению семьи;

– гармонизации межличностных отношений.

 

Таким образом, в системе работы Студии особое внимание уделяется семейному воспитанию, позволяющему в большей мере реализовать современный постулат, выделяемый в приоритет образования в XXI веке Концепцией развития дополнительного образования, – превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа. Поскольку семья – это фундамент, на котором строится вся жизнь человека, и от того насколько добротен и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека и общества в целом.

Количество просмотров: 11944  

Добавить комментарий

Target Image
1. Вариативная модель организации внеурочной деятельности: из опыта работы ЦВР «Галактика»
2. Традиции и инновации в организации внеурочной деятельности
3. Развитие познавательных способностей школьников в рамках внеурочной деятельности
4. Методическая разработка практического занятия на местности по туризму для школьников 8-9 классов
5. Интеллектуальная игра как пространство для развития общей культуры обучающихся
6. Семья как фактор развития и воспитания личности ребенка
7. Интеграция как одна из важнейших составляющих образовательного процесса в системе дополнительного образования
8. Проектная деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания в ЦДО «Алые паруса»
9. Обитаемый остров
10. «Семейная мастерская» как форма партнёрских отношений участников образовательных отношений в системе основного и дополнительного образования
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы