Обитаемый остров

 
 

Нюшков Александр Михайлович,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦДО «Алые паруса» г. Новосибирска

 

Обитаемый остров

Музыка – подобна океану,

музыкальные инструменты разбросаны по нему

словно острова, мой остров – Гитара….

Андрес Сеговия

Гитара... Нет в музыкальном мире инструмента столь многогранного и универсального, одинаково простого и беспредельно сложного, понятного и загадочного. Обыкновенная шестиструнная гитара… Только список стилей, жанров, и направлений займёт не одну страницу (и он постоянно пополняется).

Ушедший век «подарил» гитаре звукосниматель. И снова потрясающий всплеск популярности – новая гитара, другая музыка: электро-блюз, рок, джаз-рок и тысячи новых стилей, жанров и направлений.

Сегодня, несмотря на все «сдвиги» в мире в целом, и в нашем обществе в частности, гитара востребована. В гиперинформационном пространстве можно найти в интернете практически любую музыкальную композицию; прослушать, просмотреть, «скачать». Но человечеству необходима живая музыка, а не суррогаты в виде самоиграющих синтезаторов или караоке.

Ещё больше живая музыка необходима детям. И вот здесь гитара просто незаменима: легка, проста, универсальна и не так строга и солидна, как пианино или аккордеон. Очень даже приличная гитара стоит совсем недорого и места много не занимает – просто провёл рукой по струнам и звучит, и завораживает музыка... Музыкальное объединение «Остров Гитара» для тех ребят, кто делает первые шаги в музыке вместе с гитарой.

У американского фантаста Айзека Азимова в романе «Конец вечности» описан довольно интересный музыкальный автомат: электронное устройство сканирует мозг слушателей, выясняет настроение и, суммируя их, вычисляет, опираясь на множество объективных и субъективных факторов, общий алгоритм душевного состояния. Тут же на эту тему этот «музыкальный» робот сочиняет на ходу сотни, тысячи прекрасных мелодий. Они потрясают своим совершенством и, благодаря немыслимой пока, акустической системе, просто очаровывают. Эти мелодии ни разу не повторяются, словно снежинки возникают из ниоткуда, и тают без следа… Такое вот «прекрасное далёко». В той или иной степени, оно уже наступило. Пусть это всё будет, назад дороги нет и альтернатива прогрессу – деградация, но хочется верить: что музыка выживет.

Самое важное в работе с детьми поддержать, а может даже спровоцировать любопытство. Сделать всё, чтобы это любопытство переросло в интерес. Чтобы интерес рос и развивался, расцветая в непреодолимое желание понять, разобраться и прийти к осознанию главного – надо трудиться, тогда получится всё и не только в музыке. Главное, чтобы поиск себя в этом мире происходил через развитие самосознания.

В музыкально-творческой среде объединения «Остров Гитара» присутствует как коллективное музицирование (ансамбль – группа), так и сольное. Это наиболее продуктивные и перспективные формы работы с детьми в условиях учреждения дополнительного образования, реализующие воспитательно-развивающие возможности исполнительства на инструменте (гитара).

В процессе обучения игры на гитаре происходит интенсивное развитие ребёнка, обеспечивается разностороннее становление его музыкально-творческих и личностных способностей. Технологической особенностью индивидуальных занятий в объединении является то, что педагог постоянно с инструментом – с гитарой.

Помимо объяснений и разбора по нотам, весь материал демонстрируется со всеми тонкостями и нюансами. Буквально с первых занятий, гитара в руках педагога во время урока исполняет все мыслимые и немыслимые партии, включая ударные. И тем самым ставит ученика вровень с профессионалом, повышая самооценку и развивая чувство сопричастности к творческому процессу, формирует эстетическое восприятие и музыкальный вкус. По мере освоения инструмента (гитары) учениками на индивидуальных занятиях, организуются учебные ансамбли (группы).

Коллективная музыкально-исполнительская деятельность имеет целый ряд специфических особенностей, благоприятствующих более широкому охвату детей, приобщению к коллективному и индивидуальному творчеству. В процессе индивидуальных и групповых занятий у детей развиваются психические функции: мышление, память, воображение, речь. Дети учатся самостоятельно оценивать свои действия и действия других. Появляется стремление к самовыражению, как в составе (группы) ансамбля, так и сольно. В связи с тем, что обучение по данной программе предусматривает индивидуально-дифференцированный подход, основной особенностью объединения «Остров Гитара» является несколько иной подход к музицированию на гитаре и выбору учебного репертуара.

Некоторый отход от ортодоксального академизма в освоении данного инструмента обусловлен прежде всего многоликостью гитары, особенно в сфере джаза и рока, а также в эстрадной музыке. Наряду с освоением классического (пальцевого) способа звукоизвлечения, значительное место отводится звукоизвлечению при помощи плектра (медиатора). Коллективное музицирование (ансамбль) подразумевает распределение инструментов под соответствующие партии: гитара – соло, гитара – бас, гитара – ритм, с последующим использованием на репетиции и на выступлениях соответствующих электрогитар.

Также наше творческое объединение наряду с обучением, решает целый ряд общекультурных и познавательных задач. Истоки и развитие современной популярной и рок-музыки во многом зависели от этноисторических и социальных аспектов конца 19-го и всего 20-го века. Поразительно, но гитара была в гуще этой эпохи, более того, с конца сороковых годов прошлого века, гитара стала практически «знаменем» нескольких поколений молодёжи, ознаменовав появление такого неоднозначного явления как рок.

В дореволюционной России, а затем и в Советском союзе благодаря гитаре родились и продолжают жить два очень похожих, но таких разных музыкально-поэтических феномена это – русский романс и бардовская песня.

Невозможно в рамках одной статьи охватить весь спектр современной гитары, но рассказать и показать участникам объединения «вершины» и ориентиры – это один из главных методических приёмов педагога. Вот гитара Андреса Сеговии, а это Карлоса Сантаны, это гитара Ричи Блекмора, а это Джанго Рейнхарда и т.д. – они играли и продолжают играть как боги, будучи просто людьми. Каждый из них шёл своим путём, но всех объединяла музыка, трудолюбие, упорство в достижении цели и вера в себя.

Конечно, список корифеев гитары велик и постоянно пополняется, в том числе и российскими именами. И задача педагога состоит в том, чтобы приоткрыть детям дверь в этот удивительный мир. Показать в записи, а кое-что и самому сыграть; объяснить, почему этот музыкант играл так, а другой иначе, а третий – не так как все. И почему необходимо сначала научится копировать хотя бы одного мастера, а лучше трёх и более, прежде чем выработать свой почерк, найти свой стиль, выбрать свой путь.

А как эволюционировала музыка с развитием электроники! Казалось бы, причём здесь музыка и творчество? Важно рассказать ребятам, как применялись всевозможные устройства для получения качественного «саунда» – звука, как осуществлялись величайшие записи. И это касается не только электрогитары, например, известный исполнитель фламенко настраивает микрофоны и мониторы перед концертом по полтора-два часа. Зовут его Пако де Лусия, и играет он на обычной акустической гитаре. Чтобы донести до зрителя то, что в душе и на сердце у музыканта, помимо творческого порыва, необходимо много технических средств. В их использовании нет мелочей и также необходимо вдохновение.

Со времён СССР в музыкально-педагогическом сообществе сложилось предубеждение о том, что детское музыкальное образование должно строиться лишь на основе народной и классической музыки. Автор данной статьи полагает, что хорошая популярная музыка в сочетании с народной и классической музыкой не навредит и не испортит вкус. Наоборот, новейшие технические средства позволяют педагогу значительно расширить музыкальный кругозор учащихся, а также сформировать устойчивый интерес к музыке в целом и к гитарной музыке в частности (во всём её многообразии).

Объединение «Остров Гитара» в ЦДО «Алые паруса» осуществляет образовательную деятельность на собственной базе. В объединении занимаются ученики разных классов из разных школ округа. Основная форма организации занятий индивидуальная. Групповая форма занятий (репетиции) проводятся сессионно по мере усвоения материала участниками учебных ансамблей (групп).

Программа объединения «Остров Гитара» рассчитана на детей и подростков от 7 до 17 лет. Срок реализации программы три года, но поскольку материал по данной тематике практически неисчерпаем, обучающиеся могут заниматься значительно дольше. Групповые занятия (репетиции) проводятся с использованием современной технической инфраструктуры: электрогитар, клавишных, ударной установки, микрофонов.

Педагог объединения рассматривает обучение игре классическим, (пальцевым) способом звукоизвлечения как базовое общемузыкальное направление. Все участники объединения начинают своё обучение с этого основополагающего курса, который вводит в мир гитары и знакомит с удивительными возможностями этого инструмента.

 

Естественно, первоначальный дидактический репертуар составляют обработки народной музыки и несложная классика. В дальнейшем, по мере освоения инструмента, обучающимся предлагаются обработки для классической гитары популярной и джазовой музыки. С постепенным и последовательным усложнением материала данный курс проходит основным стержнем через всю учебную программу.

Участники объединения постепенно набирают активный музыкальный «багаж» проходя параллельно целый набор музыкальных дисциплин таких как гармония, музыкальная литература, сольфеджио и даже основы полифонии. Поскольку основным материалом для гитарных обработок послужили песни, в ходе освоения данных произведений, без всякого давления, участники объединения, добровольно и заинтересованно поют, будь то джазовый эвергрин или песня из The Beatles.

Расширение индивидуального репертуара идёт за счёт переложений песен The Beatles и ABBA. Музыка этих групп чрезвычайно богата прекрасными и легко запоминающимися мелодиями, песни их многоголосны с развитой и глубокой гармонией – это просто музыкальные «витамины». С тех пор как классическая музыка практически «пропала» из радио, а по телевидению её можно услышать лишь на канале «Культура», мелодия и гармония просто исчезают.

А двадцатый век оставил много хорошей музыки есть из чего выбрать: M. Albert. “Fillings”, B. Bakkara. “Raindrops keep fallin’ on my Head” A. Ramires. “Alouette la Pregrinacion”, мелодии из фильмов «Крёстный отец», и «Шербурские зонтики», американская народная песня «Дом восходящего солнца» и т.д. Джазовые эвергрины (вечно юные) темы – прекрасные мелодии, гармоническая многовариантность – отличное пособие для развития импровизации. Многие композиции, переложения для шестиструнной гитары, разучиваются на индивидуальных занятиях, затем «разбираются» и оранжируются в электрогитарном виде. Пробуются различные стили, варианты соло и аккомпанирующих партий.

Технология предельно проста – самое главное все участники обучаются по абсолютно одинаковой программе, с тем, чтобы после выхода из объединения каждый обучающейся мог самостоятельно самоопределиться в желаемом амплуа.

На групповых занятиях (репетициях) практикуются полная взаимозаменяемость (включая барабанщика). Конечно, все играют по-разному – поэтому «концертные роли» распределяет педагог, однако во время выступлений менять «роли» очень даже допустимо. Это даёт шанс каждому участнику проявить себя в любой роли и взаимозамены – прекрасная профилактика от «звёздной болезни». Вот такой он «обитаемый остров» – «Остров Гитара».

Количество просмотров: 12279  

Добавить комментарий

Target Image
1. Вариативная модель организации внеурочной деятельности: из опыта работы ЦВР «Галактика»
2. Традиции и инновации в организации внеурочной деятельности
3. Развитие познавательных способностей школьников в рамках внеурочной деятельности
4. Методическая разработка практического занятия на местности по туризму для школьников 8-9 классов
5. Интеллектуальная игра как пространство для развития общей культуры обучающихся
6. Семья как фактор развития и воспитания личности ребенка
7. Интеграция как одна из важнейших составляющих образовательного процесса в системе дополнительного образования
8. Проектная деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания в ЦДО «Алые паруса»
9. Обитаемый остров
10. «Семейная мастерская» как форма партнёрских отношений участников образовательных отношений в системе основного и дополнительного образования
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы