Обучающие пресс-конференции для школьников: профориентационный и воспитательный аспекты

 
 

Калинина Ирина Валерьевна,

методист научно-методического отдела,

руководитель сектора медиаобразовательных проектов

МАУ ДО ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска,

магистр медиаобразования

 

Обучающие пресс-конференции для школьников: профориентационный и воспитательный аспекты

С 2014 года в образовательном пространстве города Новосибирска Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» при поддержке кафедры журналистики НГПУ организует пресс-конференции для начинающих корреспондентов детских и юношеских средств массовой информации – сотрудников школьных и районных редакций, радиостанций, телестудий. Такие пресс-конференции организуются и проводятся по правилам настоящих «взрослых» медиасобытий, но носят, прежде всего, комплексный образовательный характер и для подростков, и для педагогов, и для организаторов. И работают сразу на широкий спектр результатов:

– школьники получают опыт участия в пресс-конференции в качестве журналиста – проходят весь «профессиональный цикл» от подготовки к мероприятию и самого участия в нем до написания материала и его публикации уже после события;

– по итогам участия в пресс-конференции в школьных средствах массовой информации выпускаются конкретные информационные продукты (статьи, интервью, теле-, радиорепортажи и др.);

– обучающиеся знакомятся с представителями различных профессий (например, летчик-испытатель, ученый-исследователь, спортсмен и др.) и могут «примерить» на себя профессию;

– подобное мероприятие имеет и важную гражданско-патриотическую составляющую: герои наших пресс-конференций живут и работают в Новосибирске, приносят пользу и нашему городу, и всей России, имеют четкую гражданскую позицию и открыто ее выражают;

– все участники пресс-конференции (школьники, педагоги, спикеры, организаторы) получают прекрасный коммуникативный опыт – учатся задавать вопросы, слушать других людей, четко формулировать свои мысли, делать выводы и т.д.;

– подростки и взрослые получают опыт социализации через следующие возможности: выйти/выехать за пределы своего социума; получить новые впечатления, знания и знакомства; пообщаться друг с другом в неформальной обстановке; повысить свой статус в социуме (школа, класс, семья);

– получившиеся по итогам участия материалы проходят процедуру верификации информации и дополнительной редакторской правки – организаторы и сами герои пресс-конференций проверяют журналистские тексты на соответствие и правильность употребления тех или иных терминов, дат, описание событий, личных имен, наименований и др.;

– каждая пресс-конференция имеет конкретный информационный повод, имеющий значение для города Новосибирска, что позволяет впоследствии наполнять контент школьных СМИ общественно значимыми материалами, выходящими за рамки интересов одного образовательного учреждения;

– во время проведения подобных медиаобразовательных событий его участники имеют возможность познакомиться с опытом работы других пресс-центров и студий журналистики, пообщаться с коллегами «по цеху», показать свои наработки и поучиться у других;

– школьники, ориентированные на поступление в вузы по специальности «Журналистика», получают публикации для пополнения своего портфолио и опыт личного участия в медиасобытии;

– подобную форму работы со школьниками можно использовать и в своем образовательном учреждении, организаторы обязательно знакомят участников с правилами и регламентом проведения пресс-конференций.

Организаторы уделяют особое значение подбору героев пресс-конференции и информационных поводов, приглашая к сотрудничеству руководителей предприятий, известных ученых, спортсменов и т.д., людей, которые вносят большой вклад в развитие Новосибирска и чья деятельность имеет большое общественное значение. Другие важные условия – спикер должен обязательно уже иметь опыт общения со СМИ и с профессиональными журналистами; он должен быть экспертом в своем деле и иметь признание в профессиональном сообществе. Так, героями наших пресс-конференций в разное время были:

– Владимир Евгеньевич Барсук, директор СибНИА им. А.С. Чаплыгина, действующий летчик-испытатель 1 класса, кандидат технических наук;

– Константин Васильевич Даниленко, заместитель директора НИИФФМ по научной работе, доктор медицинских наук, ученый-сомнолог с мировым именем;

– Юлия Петровна Гаврилова, победительница Олимпийских игр в Рио, чемпионка мира и Европы по фехтованию;

– Павел Владимирович Логачёв, директор ИЯФ СО РАН, академик РАН, доктор физико-математических наук, ученый-физик с мировым именем;

– Любовь Михайловна Зябрева, Уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области, известный общественный деятель;

– Андрей Борисович Панфёров, Евгений Анатольевич Подгорный, Ирина Валериевна Диденко, Евгений Валерьевич Смышляев, Игорь Равильевич Умербаев, Владимир Яковлевич Карпов, депутаты Законодательного собрания Новосибирской области;

– Ольга Анатольевна Благо, председатель городской избирательной комиссии города Новосибирска (в 2014 г.).

В процессе организации и проведения обучающих пресс-конференций для школьных СМИ организаторам приходится контактировать с большим количеством людей – будущими спикерами, представителями пресс-служб и административно-управленческого аппарата различных предприятий и ведомств, службами охраны и обеспечения, профессиональными СМИ, кафедрой журналистики НГПУ, руководителями пресс-центров и директорами образовательных организаций, и, конечно, самими подростками. Для успешного проведения мероприятия необходимо выполнить большую подготовительную работу, и прежде всего – найти героя, определить интересный инфоповод, договориться о сроках, месте и условиях проведения медиасобытия. Не всегда получается принять всех желающих школьников в связи с ограничениями по возможному количеству участников в некоторых организациях. Так, например, в пресс-конференции в Законодательном Собрании Новосибирской области смогли принять участие не более 60 начинающих журналистов вместе со своими педагогами, а вот на территорию Института ядерной физики пригласили уже всех желающих – более 150 человек.

Важным образовательным компонентом является обязательная ознакомительная экскурсия во время проведения выездных пресс-конференций на территории различных предприятий и организаций Новосибирска. Благодаря этому у начинающих журналистов была уникальная возможность увидеть своими глазами как проводятся испытания самолетов в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. С.А. Чаплыгина, побывать в единственной в России «световой комнате» для лечения нарушений сна в научно-исследовательском институте физиологии и фундаментальной медицины СО РАН, увидеть подземные бункеры и установки в Институте ядерной физики им. Будкера и даже посидеть в именных креслах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области. Такие экскурсии помогают подросткам и педагогам лучше узнать героев пресс-конференций, подготовить или скорректировать свои вопросы спикерам, познакомиться с представителями различных профессий, расширить свой кругозор, на практике применить журналистский метод включенного наблюдения.

Особо хотелось бы отметить ещё один аспект проведения подобных медиамероприятий – гостеприимство и открытость принимающих организаций. Наши партнеры очень ответственно относятся к организации пребывания детей на их территории. С руководством предприятий заранее обговариваются и согласовываются все возможные нюансы, связанные с режимом безопасности, регламентом, информационным обеспечением, соблюдением законодательных норм РФ. Во многих учреждениях для школьников и педагогов готовят и специальное угощение – кофе-брейк, как это принято на мероприятиях для профессиональных журналистов. Такой подход очень важен для воспитания у подрастающего поколения чувства ответственности, уважения к труду, уважения к старшим, благодарности, чувства гордости за свой родной город и за героев, которые живут и работают в Новосибирске.

Все пресс-конференции организуются при поддержке кафедры журналистики НГПУ. Взаимодействие с преподавателями и студентами дает организаторам и всем участникам медиаобразовательного мероприятия не только опору на серьезный научно-методический подход, но и момент неформального общения в формате «школьники-студенты-взрослые», что позволяет сделать мероприятие более интересным и полезным для всех.

Как отметила Любовь Михайловна Зябрева, уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области: «Школьные СМИ и юные журналисты должны быть прежде всего ответственными перед своими читателями за достоверность и правильность информации, за ее содержание и воздействие на аудиторию». Подобная форма работы со школьниками, увлекающимися журналистским творчеством, является многокомпонентным образовательным проектом, нацеленным на решение множества важных педагогических задач и имеющим большое воспитательное значение.

Количество просмотров: 7509  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы