Интерактивные технологии развития культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями ФГОС

 
 

Герьянская Нина Олеговна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры охраны здоровья и ОБЖ НИПКиПРО

 

Интерактивные технологии развития культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями ФГОС

Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно,

а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.

К. Д. Ушинский

В основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами системно-деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к системе действий, которая включает: смыслообразующие мотивы поведения, нацеленность на результат, на развитие личности, ценностных ориентиров, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Системно-деятельностный подход обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

Интерактивные методы обучения – обучение в процессе общения (взаимодействия), которое позволяет за достаточно короткий срок передавать довольно большой объем знаний, обеспечить высокий уровень овладения обучающимися изучаемого материала и закрепления его на практике. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.

Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи: формировать интерес к изучаемому предмету; развивать самостоятельность обучающихся; обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций; комфортно чувствовать себя на занятиях; проявлять свою индивидуальность в учебном процессе.

Интерактивные методы обучения можно условно разделить на дискуссионные, групповые, тренинговые, хотя тренинг может включать в себя и групповые и дискуссионные формы. Интересен метод «Пресс-конференция», который позволяет: формировать интерес к изучаемому предмету; развивать самостоятельность обучающихся; обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций; комфортно чувствовать себя на занятиях; проявлять свою индивидуальность в учебном процессе. Этот метод стимулирует детей учиться грамотно формулировать вопросы, осмысливать проблему.

Ведущие признаки интерактивного взаимодействия: многоголосье (возможность каждого участника педагогического процесса иметь и выражать свою точку зрения по любой рассматриваемой проблеме), диалог, мыследеятельность (организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся), смыслотворчество (процесс осознанного создания обучающимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме), свобода выбора, создание ситуации успеха, рефлексия.

В процессе воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни интерактивные методы особенно эффективны, так как это область знания, позволяющая человеку грамотно заботиться о здоровье и благополучии — собственном и окружающих людей.

На кафедре охраны здоровья и ОБЖ Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования разработаны программы интерактивных занятий, включающие разные формы взаимодействия обучающихся: «Формирование ценности здоровья и приверженности принципам здорового образа жизни. Управляемые факторы здоровья. Тренинг критического мышления»; «Интерактивные методы организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся в целях развития навыков противодействия рискованному поведениюю «Тренинг развития коммуникативных навыков. Технология командообразования»; «Особенности профилактики социально значимых заболеваний через семейную сферу. Тренинг детско-родительских отношений. Технологии решения конфликтных ситуаций»; «Основы формирования регулятивных универсальных учебных действий. Тренинг формирования навыков саморегуляции в стрессовых ситуациях»; «Интерактивные технологии как средство развития профессионально-личностного здоровья учителя» и др.

Интерактивные методы воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни способствуют развитию следующих профессиональных компетенций учителя ОБЖ, преподавателя-организатора ОБЖ, выделенных ФГОС ВПО по направлениям подготовки 44.03.01 «Педагогика», 050400 «Психолого-педагогическое образование», 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения»:

1. Способность организовать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность, инициативность, самостоятельность, творческие способности (ПК-7);

2. Готовность к анализу результатов образовательного процесса, рефлексии (ПК-8);

3. Способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

4. Способность к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (ПКСП-2);

5. Способность формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического микроклимата (ОПК-4);

6. Способность с учетом возрастных особенностей детей разрабатывать последовательность образовательных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности ребенка (ПКОД-1);

7. Готовность использовать активные методы привлечения семьи к решению проблем ребенка в образовании, способность к конструктивному взаимодействию с родителями (ПКОД-6, ПКОД-10);

8. Готовность осуществлять эффективное профессиональное взаимодействие (ПКНМ-4);

9. Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые вопросы ценностно-мотивационной ориентации (ОК-1)

Список литературы:

1. Герьянская, Н. О. Здоровье учителя: учебно-методическое пособие [Текст] /Н.О. Герьянская; под общ ред. И.В.Плющ. – Новосибирск: 2009. – 154 с.

2. Дзятковская Е.Н. Системный подход к формированию содержания общего экологического образования: Монография – М.: Образование и экология, 2011. – 152 с.

3. Казин, Э.М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика [Текст] /Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, О.Г. Красношлыкова, Т.С. Панина. Кемерово, 2009. 347 с.

4. Панина Т.С., Л.Н. Вавилова Современные способы активизации обучения, 2007. – 134 с.

5. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: монография [Текст] /В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с.

6. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст] /Н. К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с.

7. Чирков, А. А. Здоровый учитель как важнейший фактор сохранения и укрепления здоровья учащихся [Текст] /А. А. Чирков. – Оренбург, 2003.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

Количество просмотров: 6421  

Добавить комментарий

Target Image
1. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Использование приема «Сенсорная интеграция» при работе с детьми, имеющими диспраксию ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Здоровье в порядке: формирование валеологической культуры дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Кубы превращений» как эффективное средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. О создании условий для сохранения здоровья обучающихся в МАОУ «Гимназия № 16 «Французская» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Формирование умения организовывать здоровьесберегающую деятельность через подвижные игры у детей младшего школьного возраста ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Проект физкультурно-оздоровительной направленности в детском саду ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
11. Профилактики возникновения суицидального поведения у одарённых обучающихся 1-11 классов в условиях образовательной организации ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
12. Играем – здоровье укрепляем ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. Эффективные практики формирование основ правильного питания в ДОУ. Из опыта работы с родителями ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Сохранение и укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. Создание мини-музея в группе как эффективное средство формирования культуры питания дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. Приемы нейрокоррекции для стимуляции речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. Эффективные способы взаимодействия с родителями по формированию правильного питания у дошкольников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
19. Формирование связной речи детей в ходе образовательной деятельности ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни младшего школьника в условиях сельской школы ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы