Использование метода «Шесть шляп мышления» на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств

 
 

Сараева Светлана Валерьевна,

кандидат искусствоведения,

преподаватель высшей квалификационной категории

МБУДО Детская школа искусств № 11 г. Новосибирска

 

Использование метода «Шесть шляп мышления» на уроках музыкальной литературы в Детской школе искусств

В школу ребенок приходит за знаниями и умениями. Знания он там получает в полном объеме, но всегда ли он получает умения? Например, умение систематизировать материал, посмотреть на него с разных позиций, выявить те или иные стороны изучаемого и, наконец, сформировать свой взгляд на тему. В числе задач, которые решает применение технологии развития критического мышления: уметь ставить вопросы по заданной теме, иметь навык самостоятельной работы с полученным материалом, формировать собственную позицию на основе переработанной информации, творчески переосмысливать материал, в том числе с использованием межпредметных связей, аргументировать свою позицию, участвовать в групповых формах работы, прислушиваться и относиться с уважением к другой точке зрения.

Технология развития критического мышления может быть широко использована на уроках слушания музыки и музыкальной литературы в Детской школе искусств. Один из интересных методов технологии – «Шесть шляп мышления». Подробно о данном подходе пишет его изобретатель Эдвард де Боно в одноименной книге. Суть метода заключается в том, чтобы дать учащимся возможность взглянуть на проблему с разных точек зрения – «надеть разные шляпы мышления»: белая шляпа оперирует чистыми фактами, красная включает эмоциональное восприятие информации, черная – негативное видение предмета, желтая – позитивное, зеленая предполагает творческую креативную переработку материала и, наконец, синяя шляпа создает рефлексию по поводу всего вышесказанного и формирует свою позицию относительно изучаемого.

Таким образом, обсуждение вопроса можно начать с «Белой шляпы», когда учащиеся излагают все известные им факты о музыкальном стиле, творчестве композитора, музыкальном произведении. Далее следует «Красная шляпа», когда дети излагают свои чувства, ощущения по поводу исследуемого вопроса. Затем задействуется «Черная шляпа», когда ученики пробуют найти в явлении какие-то негативные стороны. «Желтая шляпа» призывает ребят постараться увидеть позитивные моменты материала. Когда приходит время «Зеленой шляпы», наступает пора творчества, креативных идей по поводу изучаемого. И, наконец, «Синяя шляпа» подводит итог, помогает осмыслить весь процесс обсуждения и сделать выводы.

Шляпы могут использоваться как в процессе коллективного обсуждения, так и в индивидуальном порядке. Можно предложить кому-то из детей «примерить» их на себя, причём наиболее интересным будет дать роли антиподам по типу, например, пусть оптимист примерит «Черную шляпу», критик, напротив, может надеть желтую, рационалист – зеленую или красную, а синюю и белую – творческий креативный ребенок.

Подробнее остановиться на методе «Шести шляп» мы предлагаем на примере изучения музыкального стиля «романтизм» (III курс или 5 класс Детской школы искусств).

Цель урока: подвести итоги музыкального стиля романтизм.

Задачи:

1. Выяснить исторические предпосылки появления стиля романтизма.

2. Повторить, кто из композиторов принадлежал к романтизму.

3. Уточнить сферу образов композиторов-романтиков.

4. Вспомнить важнейшие жанры романтизма.

5. Выявить, почему именно эти жанры стали фаворитами композиторов романтиков.

6. Проследить и сделать предположение относительно будущего романтизма.

7. Раскрыть смысл течения романтизма в истории искусства.

Ход урока

Преподаватель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на доске я зашифровала название одного из музыкальных стилей. Посмотрите и попробуйте его определить: М И З А Н О Р И Т М.

Учащиеся: Романтизм.

Преподаватель: Хорошо. Сегодня у нас будет урок не простой. Скажите, вы любите носить шляпы? А знаете ли вы профессии, где шляпы или головные уборы носятся обязательно?

Учащиеся: повар, полицейский, доктор…

Преподаватель: мы сегодня с вами также мысленно попытаемся надевать на себя шляпы, которые помогут нам стать мыслителями, мудрецами, учеными. Всего их будет шесть. Эти шляпы не простые, а волшебные. Тот, кто надевает белую шляпу, превращается в беспристрастного судью, который оперирует одними фактами без всяких оценок, красная шляпа превращает нас в художника или писателя, поэта, который может нарисовать картину своих чувств по поводу изложенной информации, черная – в прокурора, который должен вынести по поводу изложенного обвинительный вердикт, а желтая в адвоката, который напротив должен защитить своего подзащитного, зеленая шляпа сделает из нас изобретателя, который должен придумать свое творческое решение обсуждаемого материала, и наконец, синяя – превратит нас в философа, учителя, который подытожив все, должен произнести финальный вердикт, выявить глубинный смысл изучаемого. Итак, мы надеваем белую шляпу, и я попрошу вас вспомнить результатом каких исторических событий стало появление романтизма?

Учащиеся: Французская революция сначала воодушевила людей, но потом наступило разочарование ее результатами.

Преподаватель: Как это отразилось на сфере образов и тем романтизма?

Учащиеся: Темы одиночества, преклонение перед природой, интерес к прошлому (сказке, исторической теме), фольклору, борьба с душевной пустотой, глупостью.

Преподаватель: Чтобы ответить на вопрос: в творчестве каких композиторов мы видим романтические устремления – давайте поиграем в игру «Найди ошибку». Я напишу вам несколько имен на доске, а вы попробуете найти, кто из композиторов не принадлежал к романтикам (Моцарт, Шуберт, Шуман, Бах, Гендель, Шопен. Правильный ответ: не принадлежали романтизму Моцарт, Бах, Гендель).

Преподаватель: А теперь мы услышим с вами музыку одного из композиторов-романтиков, и вы, «надев» красную шляпу эмоций, попробуете в нескольких предложениях описать, какие чувства вы испытываете, слушая эту музыку. (Звучит мазурка Шопена си минор).

Учащиеся излагают свои впечатления относительно услышанного.

Преподаватель: Мы вновь надеваем белую шляпу, и я прошу вас ответить: как вы считаете, какой жанр сейчас прозвучал? Чтобы немного вам помочь, я напомню одну из ритмоформул этого жанра – пунктир, две четверти. Давайте простучим эту ритмоформулу.

Итак, это…

Учащиеся: Мазурка!

Преподаватель: Какие еще жанры интересовали романтиков?

Учащиеся: Симфоническая поэма, вокальная и инструментальная баллада, рапсодии, миниатюры: прелюдии, ноктюрны, экспромты, музыкальные моменты.

Преподаватель: Хорошо. А почему именно эти жанры? Может есть какая-то связь с интересующим их кругом тем и образов?

Учащиеся: Романтики выражали в музыке какое-то настроение, свои чувства – это выразилось в миниатюре, а интерес к фольклору и сказкам, истории проявился в рапсодиях, балладах, симфонических поэмах.

Преподаватель: Замечательно. Мы сейчас с вами надеваем зеленую шляпу и это означает, что мы превращаемся в творцов. Мы с вами уже пробовали писать синквейны. Я напомню, что это алгоритмизированное стихотворение, первая строка – существительное, обозначающее предмет, о котором идет речь, вторая – два прилагательных – описание его признаков, свойств, третья – три глагола – его действия, четвертая – фраза из четырех слов, описывающая позицию автора синквейна к нему, пятая – одно слово-резюме, характеризующее его сущность. Чтобы вам было удобнее, на доске я написала схему синквейна. Ключевое первое слово у нас сегодня – романтизм.

Учащиеся зачитывают свои варианты.

Романтизм

Мятежный взволнованный

Зовет мечтает тоскует

Одиночество на берегу штормящего моря

Стремление

 

Романтизм

Нежный героический

Тревожит беспокоит призывает

Одинокий парусник в море

Грусть

Преподаватель: Хорошо. А теперь у нас на очереди черная и желтая шляпы. Давайте попробуем себя в роли прокуроров и адвокатов романтизма. Это будет групповое задание. Одна группа ребят будет перечислять нам минусы романтизма, другая – плюсы, и мы посмотрим, кто же в результате одержит победу. Итак, первые – прокуроры. В чем мы можем обвинить этот стиль?

Учащиеся 1 группы: Он порождает в людях меланхолию, пессимизм, желание уйти от реальности. Многие композиторы романтики недолго прожили из-за своих меланхолических настроений. Романтизм возник в результате разочарования результатами революции, и это отразилось в круге его образов и стилистике. Когда слушаешь некоторые произведения романтиков, возникает чувство тоски, печали, грусти, безысходности.

Преподаватель: Замечательно. А теперь мы надеваем желтую шляпу и превращаемся в адвокатов романтизма. Что же в нем хорошего?

Учащиеся: Он обращается к чувствам человека, помогает увидеть индивидуальность человека, показывает красоту природы, обращается к фольклору, поддерживая интерес человека к народному творчеству, призывает к борьбе против косности, глупости, невежества, тирании.

Преподаватель: Прекрасно. И в заключение мы наденем синюю шляпу, чтобы подвести итоги нашей сегодняшней беседы. Как вы думаете, каково будущее романтизма?

Учащиеся: На смену этому течению придет новое, или оно изменится за счет новых тенденций, возможно в будущем течении уже будут преобладать не чувства, а разум, как и в классицизме.

Преподаватель: Отлично. А теперь давайте поиграем в игру «Круги на воде». Используя буквы в слове «романтизм», которое я написала на доске, нам нужно на каждую из них – придумать слово, которое так или иначе соприкасается с понятием «романтизм». Тот, кто сможет его объяснить – придумывает следующее слово и так далее.

ШубеРт

Одиночество

ШуМан

БАллада

ШопеН

НокТюрн

РапсодИя

СкаЗка

ЭкспроМт

Преподаватель: Спасибо большое. Домашнее задание к следующему уроку – нарисовать рисунок, в котором можно было бы символически передать суть течения романтизм. До свидания.

Количество просмотров: 9073  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы