Развитие творческих способностей подростков в фотошколе «Эдельвейс»

 
 

Миронова Ирина Олеговна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ им. В. Дубинина г. Новосибирска

 

Развитие творческих способностей подростков в фотошколе «Эдельвейс»

Развитие творческих способностей детей и подростков является сегодня актуальной задачей, но в то же время проблематичной. С одной стороны, общество предъявляет к человеку все более сложные требования в плане необходимости приспосабливаться к быстро меняющейся жизни, к постоянному возникновению новых профессий, к конкуренции на рынке труда – для этого надо быть гибким и креативным. С другой стороны, сами эти особенности объективно формируют у человека стереотипы поведения и деятельности, узкие навыки. Возникает противоречие: среда бросает вызов человеку, но не способствует его успешности в принятии этих вызовов. В качестве альтернативы средовым влияниям всегда выступает педагогическая деятельность. И особенные возможности имеет здесь дополнительное образование.

Искусство фотографии многогранно, и в его основе лежит создание художественных образов. Это позволяет рассматривать фотографию как одну из форм визуального искусства, хотя, в отличие от живописи, графики или скульптуры, фотография предполагает использование определенных технических средств. Фотография, таким образом, является «технизированным» видом изобразительного искусства, что, с одной стороны, делает ее более сложной для освоения и в каком-то смысле ограничивает спонтанность и творческую свободу. С другой стороны, это предполагает дополнительные возможности для творческого самовыражения.

Фотография как искусство служит отображением окружающего мира, по-своему помогает увидеть в нём то, что раньше оставалось за пределами нашего восприятия, незамеченным; узнать о том, о чём раньше не знали. Так, впуская фотографию в свою жизнь в любом ее проявлении, мы становимся Творцами.

Занятие фотографией даёт подростку возможность лучше узнать и проявить себя как личность. Свойства личности самым непосредственным образом влияют на выбор сюжетов, композиционное решение снимков, определяют реакцию на удачи и неудачи в занятии фотографией, в конечном счёте – на визуальный способ постижения мира и отражение его в фотографических произведениях.

В качестве педагогического средства фотографию можно определить как увлекательный и доступный вид творчества. Она прочно вошла в нашу повседневную жизнь, наверное, нет подростка, который бы не практиковался в фотосъёмке, хотя бы на фотоаппарат сотового телефона. Для кого-то это возможность заполнить личный альбом снимками памятных событий, портретами любимых друзей, возможность постоянного выставления своих фото на популярных сайтах «в контакте», «одноклассниках», кто-то, увлекшись творческими экспериментами по цифровой обработке фотоснимков, приобретает новое увлечение как способ самовыражения и самоутверждения, кто-то видит в этом будущую профессию.

Но обычно снимки начинающих фотолюбителей не обладают той выразительностью, которая имела бы художественную ценность. Для создания такого снимка необходимо изучать технические возможности аппаратуры, осваивать новые цифровые технологии, уделять должное внимание вопросам изобразительного мастерства, развивать наблюдательность, воображение. Всему этому можно научиться в фотошколе «Эдельвейс», одном из старейших коллективов Дома детского творчества им. В. Дубинина.

Наблюдаемый определенный всплеск интереса и популярности к фотографии в связи с появлением электронной техники, с одной стороны, играет положительную роль, с другой стороны, как и всякое цивилизационное достижение, может превратиться в свою противоположность. Легкодоступное освоение фотоаппарата и автоматическое создание фотографий приводит к засилью банальных, неинтересных, количеством уничтожающих качество фотографий. Как и во многих других проявлениях жизни, легкодоступность средства вызывает к жизни реализацию недостойных целей. Занятия такого рода способствуют стандартизации личности, ее уплощению, усилению банальности, формированию дурного вкуса, снижению уровня притязаний, поверхностности и отсутствию глубины в общении по поводу такой деятельности. Для осмысления актуальности обучения искусству фотографии рассмотрим условные минусы легкодоступности фотографии и возможности их преодоления в работе фотошколы.

Таблица 1

Сравнительные характеристики обыденного фотографирования и занятий художественной фотографией в фотошколе «Эдельвейс»

 

Обыденное фотографирование

Художественная фотография

Банальные

Оригинальные

Одинаковые

Разнообразные

Случайные

Наличие творческого задания

Спонтанное запечатление

Поиск кадра, сюжета

Фотографирование сопровождает привычный образ жизни

Фотографирование создает новую жизнедеятельность

Зависит от природной наблюдательности

Развивает наблюдательность

Существует в рамках природной креативности

Развивает творческие способности личности

Запечатлевают собственную жизнь

Развивается интерес к другим

Ограничивается имеющимся кругозором

Расширяет кругозор

Опирается на имеющийся уровень технической грамотности

Мотивирует изучение современных технологий

Порой заменяет вербальное общение

Развивает вербальное общение благодаря анализу, обсуждению

Выше перечисленные возможности фотошколы в плане влияния на личность того, кто занимается фотографией, обусловливают оптимальный возрастной диапазон обучающихся. Это подростки и старшеклассники 12-18 лет. Критерием определения возрастных рамок является знание особенностей различных возрастных групп. Основным качеством психических процессов, на которых только и можно начинать обучение художественной фотографии, – это произвольность. Все стадии художественного процесса – начиная от принятия художественной задачи и заканчивая созданием фотоснимка, предъявляет высокие требования к произвольности всех психических функций, поэтому начинать работать с детьми более раннего возраста нецелесообразно.

В то же время, именно подростковый возраст является тем этапом в жизни человека, где в основном закрепляются его качественные личностные характеристики, определяющие его ценности, когнитивные, эстетические нравственные установки. На все эти характеристики можно эффективно влиять с помощью педагогических средств, реализуемых в фотошколе.

Программа фотошколы в максимальной степени вбирает в себя методический и дидактический опыт, технологии творческого развития личности ребёнка, разработанные и апробированные за годы существования фотошколы «Эдельвейс». Основная педагогическая цель программы – развитие и расширение творческих способностей обучающихся через искусство фотографии, содействие их творческому и личностному самоопределению.

 

По окончании трехлетнего курса обучения юные фотографы имеют возможность заниматься по курсу «Студийная практика», рассчитанный на 216 учебных часов в год. Учебный процесс на данном курсе индивидуализирован, ребята готовят персональные авторские выставки, презентации, фотофильмы, участвуют в мастер-классах. Характер работы не предполагает деление учебных часов на теорию и практику.

Еще одним фактором, способствующим развитию способностей обучающихся, является моя собственная увлечённость фотографией, вдохновение, активная профессиональная фотографическая деятельность, постоянное самообразование, готовность к преодолению трудностей. Чтобы поддержать себя в хорошей профессиональной и творческой форме, быть в курсе всех фотографических новинок и цифровых технологий я систематически посещаю выставки, семинары, мастер-классы ведущих российских и зарубежных фотохудожников, провожу творческие фотосессии, являюсь организатором и координатором фотоконкурсов «Рисую светом» и «Этой ярмарки краски».

 

Большой гордостью фотошколы «Эдельвейс» является музейная коллекция фотоаппаратов и фотопринадлежностей, в которую входят редкие экземпляры аналоговых узкоплёночных фотокамер, крупноформатные фотокамеры довоенных годов выпуска, сменные объективы, экспонометры, светофильтры и многое другое, входившее в арсенал фотографа любителя и профессионала до цифровой эпохи. Многие экземпляры находятся в рабочем состоянии и используются для демонстрации в изучении многих разделов программы, а также для экспериментальных сравнительных фотосъёмок.

Развитие способностей совершается по возрастающей, или, как говорил С.Л. Рубинштейн, «по спирали»: сначала возможности реализуются, при этом возможности представляют способности одного уровня, в результате чего открываются возможности для дальнейшего развития, т.е. для развития способностей более высокого уровня. Этот принцип заложен в тематическом планировании программы «Рисую светом».

Например, тема в которой изучаются инструмент для редактирования фотоснимков: 1 год – Основы редактирования фотоизображения в программе Photoshop CS; 2 год – Редактирование фотоснимков в Photoshoр CS; 3 год – Цифровая школа Photoshoр CS.

На занятиях 1 года рассказывается история создания программы как пример творческого созидательного труда огромной команды программистов. Проводится демонстрация лучших фотографий с самой интересной, творческой обработкой в программе Photoshop. Далее изучаются основные понятия, термины и элементы главного окна программы, организация рабочего пространства. Палитра инструментов как главная часть рабочего стола PhotoshopCS. Используется раздаточный наглядный материал, памятки. Выполняются несложные, забавные задания по обработке цифрового изображения с использованием основных инструментов. Отрабатывается техника владения инструментами, аккуратность выполнения отдельной операции.

На занятиях 2 года продолжается изучение возможностей программы с целью творческой обработки фотоснимка. Исправление неточности экспозиции с помощью гистограммы. Изменение насыщенности, выборочная коррекция цвета. Элементы диалогового окна Кривые (Curves), основные его операции, как более гибкого инструмента цветокоррекции. Приёмы имитации различных погодных явлений и состояний природы: грозы, дождя, заката, морозного сияния, снегопада и пр. Использование инструмента Levels, Curves и Color balance для изменения тональности и гаммы снимка. Использование эффектных фильтров, работа с масками слоёв. Пакетная обработка. Использование стандартного набора операций и создание новых творческих операций для автоматизации обработки фотоснимков

Работа по обработке фотографий проходит за компьютером индивидуально или группами по 2-3 человека. Под наблюдением педагога учащиеся выполняют ряд операций по обработке снимков. Оформляется внутристудийная фотовыставка.

На занятиях 3 года по теме «Цифровая школа Photoshoр» проводится серия уроков в течение всего учебного года для продолжения творческого редактирования фотоснимков в программе. Ведется объяснение и даются примеры как с помощью фильтра «Нерезкое маскирование» (Unsharp Mask) из группы фильтров «Резкость» (Sharper) улучшить резкость, не повышая контраста и шумов. Обрабатываются фотографии, отснятые ранее, ведётся самостоятельный поиск наиболее интересного изобразительного решения фотоснимка. Разнообразие содержания и приемов работы – одно из условий развития творческих способностей подростка в процессе дополнительного образования.

 

Одним из продуктивных приёмов обучения подростков в фотошколе является подготовка и участие в фотоконкурсах. Фотоконкурсов в наше время проводится множество, но не все интересны по своей организации или целям, поэтому ещё пять лет назад нами была выдвинута идея и разработана структура блиц фотоконкурса «Этой ярмарки краски». Это творческий конкурс, который наилучшим образом помогает раскрыть творческий потенциал подростка и отследить его развитие. Его отличительная черта в том, что соревнование юных фотографов проходит в условиях ограниченного времени по заданным темам на определённой территории Новосибирского экспоцентра во время организации Образовательной выставки «УчСиб». Такие условия стимулируют учащихся к активной деятельности, способствуют мобилизации своих личных ресурсов и позволяют создавать художественную фотографию со спортивным азартом, находиться в поиске оригинальных идей и неожиданных ассоциаций.

 

Хотя для многих такая обстановка – это не только проявление своего творческого потенциала, знаний и умений, но и преодоление себя, своей стеснительности и нерешительности, приобретение опыта общения. Даже такая маленькая победа над собой – это тоже большое достижение для конкретного ребёнка с его особенностями характера. И я, как педагог, могу подметить не только положительные, развивающие моменты, но и проблемные, что было бы невозможно выявить, занимаясь в комфортных условиях фотошколы.

На занятиях в фотошколе активно используется съёмочный павильон как площадка для творческой деятельности при отработке элементов композиции, постановки различных световых схем в портрете. После объяснительного урока учащиеся сначала снимают под наблюдением педагога или старших воспитанников небольшими подгруппами, являясь друг для друга помощниками, моделями. Далее работают самостоятельно, выполняя съёмку по выбору или по заданному аналогу. Усложнение заданий зависит от умения и навыка работы с осветительным оборудованием и зависит от методики последовательного усложнения практических заданий.

В съёмочном павильоне большое значение имеет его интерьерное тематическое оформление, (например, к различным праздникам или временам года), дает возможность учащимся еще на предварительном подготовительном этапе проявить свою фантазию, трудолюбие, умение работать в группе. Продумывается и учитывается цветовые сочетания отдельных элементов декора, масштабность, композиционное размещение. Такое оформление должно способствовать воспитанию хорошего вкуса у учащихся и на современном уровне приобретению опыта съёмки в подобных профессиональных интерьерных фотостудиях, которые в большом ассортименте предлагаются в нашем городе и имеют большую популярность среди молодёжи и взрослых.

Творческие встречи с фотохудожниками используются как форма организации учебных дискуссий, как создание проблемных ситуаций, на которых учащиеся получают разнообразные возможности:

– полнее ознакомиться с различными жанрами фотографии,

– просмотреть творческие коллекции фотографий,

– узнать секреты съёмки и обработки непосредственно от мастеров фотографии,

– высказать своё мнение за круглым столом, обосновать его, поспорить,

– получить консультацию.

Такие встречи проводятся с фотохудожниками нашего города, выпускниками фотошколы «Эдельвейс», активно занимающимися фототворчеством, кроме того организовываются выезды учащихся на фотовыставки. Обучающиеся фотостудии по итогам таких встреч говорят о вдохновении, восторге, творческом порыве. Это именно тот педагогический результат, который приводит не только к развитию творческих способностей, но и, главное, к формированию отношения к творчеству как жизненной ценности.

Развитие творческих способностей учащихся является одной из сложных психолого-педагогических проблем. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных задач, с другой стороны, это должно происходить в рамках образовательной программы. Занятия художественной фотографией в сплочённом коллективе единомышленников – одно из решений этой проблемы.

Количество просмотров: 10289  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы