Актуальные направления и формы профориентационной работы с учащимися среднего и старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования

 
 

Щедренко Ольга Станиславовна,

методист МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 

Актуальные направления и формы профориентационной работы с учащимися среднего и старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования

Как известно, выбор профессии – это один из самых важных и сложных шагов в жизни старшеклассников. За выражением «выбор профессии» стоит планирование, проектирование «профессионального старта» и определение жизненного пути. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, самореализации, психологическому и материальному благополучию в будущем. Очень часто мы сталкиваемся с тем, что старшеклассники не готовы к самостоятельному ответственному выбору. Несомненно, в вопросах профориентации школьников должны объединить свои усилия родители, психологи и педагоги.

Зачастую в общеобразовательных учреждениях созданы целые программы профориентационной работы со старшеклассниками, которые как правило имеют больше информационно-просветительскую и диагностическую направленность, что в свою очередь не всегда бывает достаточным для успешного профессионального самоопределения учащихся. Именно поэтому на сегодняшний день большое значение имеет дополнительное образование детей, которое позволяет расширить воспитательные возможности школы и ее культурное пространство, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в базовом компоненте, помогает ребятам в профессиональном самоопределении.

Центр внешкольной работы «Галактика» предоставляет возможность ребятам разного возраста заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой работой, спортом и исследовательской деятельностью в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. Понимая актуальность профессионального самоопределения старшеклассников, в нашем учреждении ведется поиск эффективных форм и методов этой работы. Так в условиях социально-педагогического структурного подразделения создаются творческие объединения, направленные на создание условий для социализации и профессионального самоопределения учащихся среднего и старшего школьного возраста. Выбирая любое наше творческое объединение, ребята не только имеют возможность развить свои творческие, познавательные и физические способности, но и раскрыть для себя пути профессиональной самореализации, погружаясь в специфику той или иной профессии.

Творческие объединения профориентационной направленности в социально-педагогическом структурном подразделении

 

Профессиональная ориентация учащихся в условиях социально-педагогического структурного подразделения включает в себя следующие направления, способствующие самоопределению школьников в сфере, профильно приближенной к предмету деятельности объединения:

 

Информационно-просветительское направление

Реализуя это направление, в первую очередь, педагоги творческих объединений нашего структурного подразделения проводят серию занятий, рассказывающих о различных сторонах той или иной профессии, активно используют такие формы занятий, как: деловые и ролевые игры, дискуссии, круглый стол и другие, которые дают возможность учащимся «смоделировать», и «проиграть» жизненные и профессиональные ситуации. Данные формы работы с подростками способствуют развитию коммуникативных компетенций, формированию адекватной самооценки и осмыслению своих личностных качеств.

Учащиеся творческих объединений имеют возможность познакомиться с выбранной профессией, разобраться в тонкостях и нюансах разных видов специальностей посредством экскурсий. Так, курсанты военно- патриотического клуба «Искра» регулярно посещают воинские части, завод им. Чкалова, музей аэроклуба, погружаясь в специфику военных профессий. Педагоги других творческих объединений организуют экскурсии в соответствии со своим профилем деятельности. Это рекламные агентства, предприятия индустрии моды, телестудии и т.д. Во время этих экскурсий, учащиеся имеют возможность ближе ознакомиться с организацией производства, наблюдать представителей выбранной профессии в процессе деятельности.

 

Неотъемлемая часть профориентационной деятельности в нашем структурном подразделении – это встречи с представителями профессий. Их цель – повысить мотивацию и уважение к труду. Такие встречи демонстрируют становление карьеры, раскрывают тонкости карьерного роста. Так, в рамках фестиваля «Мульти-медиа-квест» учащиеся творческого объединения «Школа журналистики Спутник» познакомились с практикующими тележурналистами новосибирских телеканалов РБК и ОТС, которые не только рассказали об особенностях своей профессии, но поделились своим секретами профессионального мастерства.

 

Целенаправленное информирование о реальном содержании профессий, о времени профессионального становления позволяет учащимся принять осмысленное решение, которое, в свою очередь, будет способствовать развитию их личности.

Практико-ориентированное направление

В процессе деятельности по данному профориентационному направлению подростки имеют возможность действовать самостоятельно в ситуации поиска, получают знания из взаимодействия с объектами труда.

Проведение профессиональных проб является одним из оптимальных способов организации профессионального самоопределения, в результате которого учащиеся получают сведения об элементах деятельности различных специалистов, что позволяет узнать профессию «изнутри». Профессиональная проба – это испытание, применение различных упражнений, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид. То есть, для учащихся моделируются конкретные условия деятельности, например:

– Учащиеся школы журналистики «Спутник» периодически проверяют свои силы в роли журналистов на пресс-конференциях, в роли телеведущих, режиссеров и операторов, освещая различные досуговые мероприятия ЦВР «Галактика».

– Учащиеся «Школы вожатых «Crazy Лайм» реализуют свои полученные знания в качестве аниматоров досуговых мероприятий, проявляют свои организаторские способности и психолого-педагогические знания при работе в лагерях дневного пребывания и загородных лагерях.

 

– Учащиеся модельной студия «Все звезды» постоянно погружаются в атмосферу индустрии моды в качестве фотомоделей, представителей «антуражной группы», находят свой образ, используя профессиональные навыки стилистов.

 

 

Важным условием успешной реализации практико-ориентированного направления профориентационной деятельности является взаимодействие с социальными партнерами. Сотрудничество военно-патриотического клуба «Искра» с аэроклубом ДОСААФ, аэродромом Бердск-Центральный, речной базой «Виктория», скалодромом «Витязь» помогает курсантам овладеть некоторыми профессиональными знаниями и практическими навыками, необходимыми будущим военным.

 

Педагогами творческого объединения «Модельная студия» за многолетнюю образовательную деятельность создана система взаимодействия с торгово-развлекательными центрами «Сибирский Молл» и «СанСити», которые предоставляют площадки для модельных показов, фестивалей, конкурсов, что дает возможность юным моделям оттачивать навыки публичных выступлений.

 

Благодаря сложившейся системе социального партнерства, учащиеся выезжают во время летних каникул на профильные смены, которые погружают в тематику профессий и процесс реальной трудовой деятельности. Традиционно наши курсанты участвуют в городских и областных профильных сменах, таких как: «Юный десантник», «Патриот», «Юный моряк». Во время профильных смен ребята могут не только продемонстрировать свою физическую подготовку, знания и умения в разных военно-спортивных дисциплинах, но и проявить лидерские качества, умение работать в команде. Педагоги нашего структурного подразделения активно и успешно апробируют организацию краткосрочных профильных смен в течение всего года для учащихся общеобразовательных учреждений Дзержинского района, направленные на погружение ребят в атмосферу профессионализма, например: «Юный журналист», «Красота. Здоровье. Грация», «ЛидерSkills».

 

Практическая направленность форм профориентационной работы с учащимися среднего и старшего школьного возраста позволяет им на собственном опыте узнать о своих индивидуальных качествах и способностях, а главное, самим соотнести свой природный и накопленный потенциал с требованиями конкретной практической деятельности в различных сферах труда.

Количество просмотров: 14674  

Добавить комментарий

Target Image
1. Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования в контексте выполнения требований ФГОС: размышления на тему
2. Грани педагогического мастерства
3. Методическая деятельность педагога: теоретические вопросы и практические ответы
4. Методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов клуба по месту жительства
5. Актуальные направления и формы профориентационной работы с учащимися среднего и старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования
6. Достояние России
7. Народное творчество как средство приобщения к видам практической деятельности швейного объединения в учреждении дополнительного образования
8. Дополнительное образование как средство развития личности и трудовых навыков учащихся
9. Хоровое пение как массовый вид искусства, направленный на гармонизацию личности не только ребёнка, но и взрослого человека
10. Активные методы обучения и их роль в развитии творческих способностей учащихся студии изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Город мастеров»
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы