Дополнительное образование как средство развития личности и трудовых навыков учащихся

 
 

Ишуткин Юрий Иванович,

педагог дополнительного образования

МБОУ Лицей № 113 г. Новосибирска

 

Дополнительное образование как средство развития личности и трудовых навыков учащихся

В системе профтехобразования я работаю более 40 лет. Мой профессиональный жизненный путь – заведующий учебно-производственной мастерской, мастер производственного обучения высшей категории, победитель республиканского конкурса «Педагог-93», «Мастер-94», Отличник образования Республики Саха (Якутия), стипендиат международного детского фонда «Дети Саха-Азия». За выпуск своего сборника трудов «Работать на совесть, с желанием, творчески» стал Лауреатом IV Международной выставки Школа–2000 в г. Москва. Участник Республиканских и Российских педагогических чтений в г. Якутске, Москве, Саратове, Новосибирске, Красноярске. Ветеран труда алмазодобывающей промышленности. В связи с 60-летием профтехобразования награжден дипломом и серебряным знаком «За заслуги в области профессионального образования Республики Саха (Якутия)», Лауреат премии имени Р.И. Брызгалова, Ветеран профтехобразования Российской Федерации, Ветеран труда, Заслуженный мастер производственного обучения Российской Федерации, кандидат педагогических наук.

Руководителем детских объединений технического творчества я работаю более 20 лет и хорошо знаю содержание этой многоплановой и разнообразной работы. Постепенно, по крупице, накапливался опыт, который со временем я выстроил в определенную систему.

Создание технического детского объединения было необходимо по двум причинам, которые диктовала жизнь. Нужно было сохранить материальные ценности (мебель, оборудование в аудиториях, столовый инвентарь и т.д.). Кроме того, поступали заказы и постоянный спрос на изготовление нестандартных изделий, различных приспособлений и экспонатов — все эти работы для кружковцев были посильны.

Сегодня я работаю в лицее № 113. Большая часть ребят, которые приходят в лицей, имеют некоторые трудности в обучении и поведении. Работа в объединении – это один из возможных способов откорректировать эти недостатки. Но и среди «трудных» в каждой группе есть и «сильные», и «слабые» учащиеся. Эти категории ребят в количественном отношении примерно одинаковы, правда, последние, к сожалению, встречаются чаще: неорганизованные, настроенные больше играть, чем учиться и трудиться. При наборе в объединение я стараюсь привлечь больше «трудных» ребят. И результаты неплохие. Учащиеся, посещающие мой кружок, стараются быть активными и на других учебных занятиях.

С чего я начинаю свой учебный год? Во-первых, набор в техническое объединение учащихся начинается в сентябре, когда ребята привыкли к смене обстановки и конкретно определились в выборе. Сейчас у меня занимаются 75 человек. Ребята приходят в кружок из разных классов (в набор входят учащиеся с 3-го по 9-й класс), они разные по характеру, темпераменту, социальному положению: есть сироты, из многодетных семей, и те, которые воспитываются без отца. Компенсирую это так: ставлю своей задачей подружить их между собой, сплотить в одно целое, в одну семью и, конечно, привить любовь к труду. В процессе работы я их приучаю к тому, что любая работа, маленькая или большая, должна быть выполнена добросовестно, качественно и с чувством ответственности. Все, кто занимаются в кружке, намного опережают своих сверстников в овладении профессиональными навыками и умениями, выполняют производственное задание с хорошим качеством и в срок.

Я много прочитал и читаю профессиональную литературу видных педагогов. Я побывал в лучшем лицее Москвы, где директором работал Герой Социалистического труда Филиппов Владимир Сергеевич, и везде я стараюсь перенять опыт новаторов. Но совершенных рецептов, я убедился, нет. Как-то читая труды Макаренко, я понял, что проблему воспитания молодежи он решил, основываясь на трех главных принципах: первое, это воспитание трудом, воспитание коллективом и сотрудничество педагогов и учеников при полном доверии друг другу. Эти принципы использую в своей работе. Можно заставить ученика трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим его не воспитывать нравственно, если он не будет участвовать в общественной жизни коллектива, то труд будет бесполезным процессом, не дающим положительных результатов.

В своем педагогическом наблюдении я заметил еще одну закономерность и стараюсь ее учитывать: распределять объем работы по интересам, меняя их виды, учитывая темперамент, способность, настроение, в противном случае навязанная неинтересная, однообразная работа может вызвать чувство недовольства со стороны учащихся и не дать конкретного результата. Бесспорно, нелегко каждому учащемуся подобрать по душе работу, но надо стараться, от этого только выигрывает дело.

И что характерно, ни одного ученика я не уговаривал, не агитировал — все пришли по желанию. Объединение имеет свой Устав, который обсуждали и принимали мы все вместе, один из пунктов Устава звучит так: если учащийся пропустил без уважительной причины 3-4 занятия, он автоматически выбывает, значит, этот ученик случайно попал в работоспособный коллектив (но это бывает крайне редко).

Хочу рассказать о наших достижениях. Ребята постоянно помогают мне в оформлении мастерской, постепенно она приобрела эстетический вид. Наши кружковцы не раз занимали призовые места. Своими силами делаем ремонт мастерской в конце учебного года, в сентябре мастерская снова готова к занятиям. В объединении мы находим порой неожиданные решение и более совершенные методы и приспособления по оснастке учебных пособий, готовим чертежи, эскизы, изготовляем различные макеты и показательные образцы для учебного процесса. Нами также разработан и внедрен ряд рационализаторских предложений по укреплению материально-технической базы мастерской.

Интерес к труду у ребят во многом зависит и от общественного мнения, и в этом большую роль играет мое умение педагога показать кружковцам (да они и сами видят) достигнутые ими успехи. Ребят я готовлю для участия в конкурсах профмастерства, олимпиадах, выставках, ярмарках, конкурсах технического творчества и других мероприятиях, которые в лицее проходят ежегодно.

Сегодня в лицее не найдется ни одной аудитории, мастерской, где бы не прикоснулись руки кружковцев, пусть работа иногда незаметная, но зато сделана руками ребят, и этот труд оценивают преподаватели, администрация лицея, за что учащиеся получают подарки, грамоты и благодарственные письма и дипломы. Мы не только умеем работать, но и отдыхать. В праздники устраиваем сладкие столы, отмечаем дни рождения. К каждому ученику я ищу индивидуальный подход, вместе с ними переживаю радость, тревогу и огорчение, а в трудную минуту прихожу на помощь, и ребята платят мне признательностью, уважением и благодарностью.

Независимо от принципа добровольности, техническое творчество требует терпения, умения и, конечно, четкой организации. Педагог должен спланировать работу, собрать вокруг себя ребят, создать условия для плодотворного труда, поддерживать дисциплину. И это далеко не перечень педагогических приемов в моей работе. Возможно, что хороший организатор – это призвание, но навыками организаторской работы можно научиться, если быть дисциплинированным, организованным, требовательным. Стоит мне не явиться в назначенное время или опоздать, тут же мои воспитанники поймут, что дисциплина для меня не обязательна. Я прорабатываю каждое занятие по обеспечению кружковцев материалами, инструментами, документацией, и это помогает мне вести работу в системе и интересно.

Педагог в коллективе технического творчества не только организатор, но и наставник, психолог и отец. В противном случае ему едва ли удастся собрать добровольно вокруг себя ребят, увлечь их творческой работой.

В завершении хочется пожелать всем педагогам дополнительного образования больше вовлекать несовершеннолетних детей и подростков в техническое творчество. Этим самым мы вложим все вместе частицу труда в воспитании нашего будущего прекрасного поколения и обережем их от безнадзорности и правонарушений. Любите детей, а они вам всегда ответят благодарностью и уважением. Давайте объединяться и чаще передавать свой опыт и труд друг другу, и молодому поколению.

Количество просмотров: 6321  

Добавить комментарий

Target Image
1. Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования в контексте выполнения требований ФГОС: размышления на тему
2. Грани педагогического мастерства
3. Методическая деятельность педагога: теоретические вопросы и практические ответы
4. Методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов клуба по месту жительства
5. Актуальные направления и формы профориентационной работы с учащимися среднего и старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования
6. Достояние России
7. Народное творчество как средство приобщения к видам практической деятельности швейного объединения в учреждении дополнительного образования
8. Дополнительное образование как средство развития личности и трудовых навыков учащихся
9. Хоровое пение как массовый вид искусства, направленный на гармонизацию личности не только ребёнка, но и взрослого человека
10. Активные методы обучения и их роль в развитии творческих способностей учащихся студии изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Город мастеров»
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы