Методическая деятельность педагога: теоретические вопросы и практические ответы

 
 

Михайлова Надежда Владимировна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

 

Методическая деятельность педагога: теоретические вопросы и практические ответы

Может быть, вы тоже задавались вопросом: зачем вообще нужна методическая работа? Казалось бы, действительно – зачем? Ведь можно просто провести интересное занятие, увидеть его результат, радостные глаза детей с готовым ярким рисунком, например, и быть довольным. Но в жизни каждого педагога наступает момент, когда хочется увидеть и применить в своей работе собственный методический продукт достойного уровня. И это связано не только с возможностью участвовать в конкурсах, аттестацией и переходом на более высокий уровень, но и с осознанием необходимости опираться на него в педагогической деятельности.

В ЦВР «Галактика» я работаю более пяти лет. В самом начале своей работы в должности педагога я не очень большое значение придавала данному направлению. Конечно, были написаны программы по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству, была получена первая квалификационная категория, были и есть счастливые лица детей и их победы в конкурсах. Но сейчас, когда меня выбрали руководителем методического объединения структурного подразделения художественно-прикладного творчества ЦВР «Галактика», я совсем иначе смотрю на методическую работу. Основная задача наших методических объединений состоит в достижении высокого уровня методической деятельности и повышении профессиональной компетенции педагогов структурного подразделения. На заседаниях методических объединений мы с коллегами рассматриваем следующие вопросы:

– утверждение учебных планов и программ;

– организация мониторинга в творческих объединениях;

– разработка методических пособий;

– разработка учебно-методических комплексов;

– подготовка документов на конкурсы методических материалов различного уровня;

– подготовка пакета документов для участия в конкурсах в рамках международной выставки «УчСиб»;

– подготовка к участию в

– участие в семинарах и педагогических чтениях;

– выступления педагогов на педагогических советах;

– посещение международной выставке

– подготовка информационного материала в газету «Галактический вестник»;

– организация открытых занятий;

– взаимопосещение занятий педагогами структурного подразделения;

– разработка визиток, листовок и другой печатной продукции;

– аттестация педагогов структурного подразделения художественно-прикладного творчества.

Такая совместная планово-аналитическая деятельность очень помогает всем нам в педагогической практике, повышает наш методический уровень и создает условия не только для индивидуального, но и коллективного методического творчества.

Особое место в нашей методической работе занимает обсуждение летней профильной смены «Мастерская под солнцем». Этот образовательный проект был придуман педагогами нашего структурного подразделения и успешно реализуется с 2014 года. Мы проводим летнюю профильную смену–пленер для восполнения недостатка практических занятий рисования с натуры, связанных с особенностями сибирского климата. Профильная смена проводится в первой декаде июня в период летних каникул. На пленэре под нашим руководством учащиеся делают зарисовки и этюды растений, веток деревьев, архитектурных сооружений и их деталей, людей, животных и птиц в условиях пленэра; изображают водную поверхность и отражения в ней, передают настроение и состояние природы, линейную и воздушную перспективу в городском пейзаже.

Если рисование с натуры малых форм (например, натюрморт) можно обеспечить в помещениях для занятий, то практику рисования с натуры перспективы, пейзажа, набросков, зарисовок и многого другого, возможно получить, только выйдя из помещения с планшетом и карандашом. В трудах известных педагогов мы читаем, что рисование с натуры, непосредственное наблюдение природы играет решающую роль в развитии художественного мышления. Наши же учащиеся в силу объективных причин даже не представляют, как приступить к рисованию природы и насколько это занятие может быть интересным и полезным. Поэтому учащимся необходима помощь и руководство педагогов, которые бы научили их культуре работы с натурой вне помещения. Для детей это занятие очень увлекательно, им интересно рисовать на улице и они чувствуют себя настоящими художниками. Кроме того, получив необходимые знания, ребята пользуются ими во время каникул, рисуя милые русскому сердцу деревенские виды, диковинные заморские страны, алтайские пейзажи, городской парк или свою родную улицу. Сейчас, как вы знаете, нет проблемы получить консультацию или комментарий педагога при помощи всего лишь сотового телефона с камерой и интернета. Мы с удовольствием этим пользуемся, а дети учатся применять современные технологии во благо.

Опыт проведения занятий в рамках профильной смены стал для меня основой для создания методического пособия, которое органично совмещало бы теорию и практику в соответствии с темами занятий профильной смены и наглядный материал по каждой теме. Возникла идея разделить методическое пособие на теоретическую часть со всеми определениями, историей возникновения и лучшими мастерами и дневник профильной смены.

Ниже привожу примерный план профильной смены. Он может изменяться в зависимости от наших целей и интересов учащихся, от пожеланий родителей, многие из которых поддерживают нас и вдохновляются успехами своих детей. И что особенно приятно, тоже пробуют свои силы в рисовании и живописи.

Примерный план проведения профильной смены «Мастерская под солнцем»

День

 смены

Вид деятельности

Тема

Время

проведения

Первый

Мероприятие

 

Открытие смены. Игровая программа «Здравствуйте!»

12.00 – 13.00

 

Уч.занятие

Наброски

13.00 – 16.00

Второй

Мероприятие

Подвижные игры на свежем воздухе

 

13.00 – 17.00

Уч.занятие

Зарисовки с натуры.

Третий

Мероприятие

Беседа о красоте родной природы

 

13.00 – 17.00

Уч.занятие

Пейзаж (наброски)

Четвёртый

Уч.занятие

Пейзаж (акварель)

13.00 – 17.00

Мероприятие

Тематические игры по истории и архитектуре города Новосибирска

Пятый

Уч.занятие

Наброски и зарисовки живых объектов.

12.00 – 17.00

Мероприятие

Беседа о флоре и фауне Земли

Шестой

Мероприятие

Экскурсия по центру города Новосибирска.

12.00 – 13.00

Уч.занятие

Городской пейзаж. Пастель.

13.00 – 17.00

Седьмой

Уч.занятие

Оформление выставки.

10.00 – 11.00

Мероприятие

Закрытие смены «До новых встреч!» Торжественное вручение сертификатов.

11.00 – 12.00

В соответствии с темами профильной смены, первая часть методического пособия включает следующие блоки:

– Наброски;

– Зарисовки;

– Пейзаж (линейная и воздушная перспектива);

– Акварель (технология и история техники);

– Наброски животных;

– Пастель (технология и история техники);

– Выставочная деятельность.

Вторая часть – дневник профильной смены, раскрывает тему учебного занятия применительно к конкретным условиям и задачам, а также в процессе занятий.

Наглядный материал по каждой теме – это репродукции известных художников. Они составляют приложение методического пособия.

Мы на опыте проведения профильной смены уже проверили, что методическое пособие к образовательному проекту «Мастерская под солнцем» служит хорошей базой для подготовки и проведения занятий не только в период профильной смены, но и как хороший материал для проведения занятий творческих объединений изобразительного творчества в течение учебного года. Мы можем опираться на него в подготовке и проведении занятий по нашим программам, поскольку рисуя в помещении, сталкиваемся с терминами и темами, раскрытыми в данном методическом продукте.

На сегодняшний день, это не единственное методическое пособие в моей методической копилке. Но и его планирую дополнять технологическими картами, видео и фото мастер-классами, плакатами. Приходит пора всерьёз задуматься и об авторской программе, которая есть в планах, и о совершенствовании методического мастерства в целом. В завершение скажу, что лично для меня методическая деятельность – это анализ и синтез своего педагогического опыта, это критика со знаком минус или плюс себя как бы со стороны, момент, когда можно достоинства своей работы разложить по нужным полочкам, а недостатки удалить.

Количество просмотров: 7527  

Добавить комментарий

Target Image
1. Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования в контексте выполнения требований ФГОС: размышления на тему
2. Грани педагогического мастерства
3. Методическая деятельность педагога: теоретические вопросы и практические ответы
4. Методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов клуба по месту жительства
5. Актуальные направления и формы профориентационной работы с учащимися среднего и старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования
6. Достояние России
7. Народное творчество как средство приобщения к видам практической деятельности швейного объединения в учреждении дополнительного образования
8. Дополнительное образование как средство развития личности и трудовых навыков учащихся
9. Хоровое пение как массовый вид искусства, направленный на гармонизацию личности не только ребёнка, но и взрослого человека
10. Активные методы обучения и их роль в развитии творческих способностей учащихся студии изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Город мастеров»
1. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Опыт работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в инклюзивной группе ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Роль фольклора в социализации детей-мигрантов ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проектная деятельность в студии художественного творчества «Самоцветы» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Организация и подготовка тематического концерта хорового коллектива в системе дополнительного образования ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Наставничество как форма организации жизни в подростковой группе фотошколы «Эдельвейс» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Театральные встречи. Реализация наставнического потенциала культурно-развивающей среды города Новосибирска ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Наставническая работа с семьёй по формированию у обучающихся ценностного отношения к книге ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Патриотическое воспитание в объединении «IT для детей» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и школьников в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Культурно-просветительская инициатива проектно-исследовательской деятельности образцового коллектива «Студия индийского танца «Васанта» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы